Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы:
Город:
Вологда
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Для начинающего педагога дополнительного образования трудным является разработка образовательной программы. Это обусловлено необходимостью определения методологической, концептуальной основы программы, ее содержания, педагогических технологий; разнообразием существующих программ и собственным выбором.

В качестве содержательной основы программы, прежде всего, выступают государственные нормативные документы, ориентирующие педагога в его методической работе. В последних правительственных документах (федеральный закон о дополнительном образовании, концепция дополнительного образования) раскрываются требования к дополнительному образованию. Оно должно отвечать принципам программоориентированности, непрерывности дополнительного образования, т.е. обеспечения возможности продолжить образование на разных возрастных этапах. На данный момент получение дополнительного образования обеспечивается государственными организациями, негосударственными и частными лицами [1].

В настоящее время сложилось два направления в дополнительном образовании: профессиональное дополнительное образование и общее дополнительное образование. Последнее ориентировано на общее развитие личности ребенка и профилизацию. В нашей статье мы будем вести речь об общем дополнительном образовании и программах, предназначенных для него. Исходными принципами дополнительного образования детей являются:

-    свободный выбор детьми образовательных учреждений и образовательных программ в соответствии с интересами, склонностями и способностями детей;

-   непрерывность дополнительного образования;

-    преемственность дополнительных образовательных программ, возможность их сочетания, коррекции в процессе освоения;

-   психолого-педагогическая поддержка индивидуального развития детей;

-   творческое сотрудничество педагогических работников и детей;

-   сохранение физического и психического здоровья детей [1].

По нашему мнению, в отличие от основного общего образования дополнительное образование имеет свои преимущества, которые выражается в разнообразии содержания, разнообразии форм организации, индивидуальном выборе деятельности, возможности адаптироваться к возникающим изменениям. Все это создает благоприятные условия для личностного самоопределения ребенка.

Огромную роль дополнительное образование играет в развитии потребностно-мотивационной сферы субъекта. Так как главными формами в данной сфере образования являются игра и творчество, то это, несомненно, вызывают интерес у детей и реализуют их личностные потребности. Помимо этого в дополнительном образовании в полной степени реализуются принципы свободы выбора (учреждения, программы, педагога), индивидуального подхода, практической направленности, что свидетельствует о персонифицированном характере дополнительного образования. Также мы можем говорить о доступности дополнительного образования, так как в нем могут участвовать дети из разных социальных групп. Одним словом, оно выступает не только как система подготовки к жизни, но и самосовершенствования человека.

Принцип программоориентированности в дополнительном образовании предполагает наличие образовательной программы. Ее содержание и сроки обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность. В вышеперечисленных нормативных документах сформулированы требования к образовательной программе. Она не должна пропагандировать насилие, социальное, расовое, национальное, религиозное или языковое превосходство, дискриминацию по признаку пола. Она должна обеспечивать свободу выбора и режим ее освоения; соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей; иметь вариативный, гибкий и мобильный характер; отличаться разноуровневостью (ступенчатостью); содержать модульную направленность, обеспечивающую возможность взаимозачета результатов; ориентироваться на метапредметные и личностные результаты образования; иметь творческую и продуктивную направленность; носить открытый и сетевой характер реализации [3].

Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ предполагает ресурсную и нормативную поддержку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов.

Авторство создателя программы очень важно. Оно формируется, по мнению В.В. Серикова, в результате:

-     собственной ценностно-смысловой интерпретации материала, опыта, компетенций, формируемых у воспитанников;

-   субъективной формулировки целей и постановки задач с учетом субъективно воспринимаемой картины образовательного процесса;

-     варьирования содержательных элементов материала и акцентирования внимания на тех или иных субъективно понимаемых аспектах их значимости;

-    использования собственного личностного потенциала для актуализации мотивационной и личностно- рефлексивной позиции учащихся в образовательном процессе;

-    внесения различных по масштабу авторских модификаций в рекомендуемую педагогическую методику (технологию);

-     субъективного способа психологической поддержки и сопровождения познавательной деятельности учащихся;

-   субъективных аспектов в профессиональной рефлексии и самооценки собственной эффективности [2].

В образовательной программе, на наш взгляд, должно отражаться личностное начало педагога: мотивированность самостоятельных усовершенствований и творческих приемов; прояснение ценностей, которыми он руководствуется; стремление выявить собственные индивидуальные склонности и воплотить в конкретные формы профессиональной деятельности.

Таким образом, проектирование образовательной программы представляет собой процесс личностного осмысления нормативных, научно-методических материалов и авторского подхода к обеспечению единства личностно-смыслового и когнитивного развития учащихся.

 

Список литературы

1.      Концепция развития дополнительного образования детей 4.09.2014 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_168200/. ‒ Загл. с экрана. ‒ (Дата обращения: 15.10.2014).

2.      Сериков В.В. Развитие личности в образовательном процессе: монография / В.В. Сериков. – М.: Логос, 2012. – 448 с.

3.      Федеральный закон «О дополнительном образовании» 16.07.2001г. [Электронный ресурс]. ‒ Режим доступа: http://camps.ru/association/docs/dopobraz.htm. ‒ Загл. с экрана. ‒ (Дата обращения: 15.10.2014г).