Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОДУКТИВНЫЙ ПОДХОД К ИНФОРМАТИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Процесс информатизации высшего образования на сегодняшний день связан с решением проблемы обеспечения качества профессиональной подготовки современных специалистов, развитием их способности к непрерывному образованию в течение всей жизни и умением эффективно применять информационно- коммуникационные технологии в своей профессиональной деятельности.

В этой связи необходимо определение стратегического направления реформирования системы высшего иноязычного многоуровневого образования, в основу которого должен быть заложен концептуальный подход как методологическая и системная основа информатизации образовательных процессов.

Продуктивный подход, на наш взгляд, может служить концептуальной методологической основой реализации стратегии развития открытого информационного образовательного пространства многоуровневой профессиональной подготовки специалистов, поскольку представляет собой современную концепцию развития иноязычного образования и основывается на идее продуктивно-ориентированной образовательной парадигмы [4].

Продуктивный подход трактуется нами как совокупность методологических показателей эффективного управления профессионально ориентированной иноязычной подготовкой студентов, основной целью которого является становление и целостное формирование личности способной к самопознанию и самообразованию в течение всей жизни. Продуктивный подход - это открытая, саморазвивающаяся образовательная система, основанная на сочетании современных научных позиций, обуславливающих развитие общей продуктивно- ориентированной педагогической парадигмы.

Концептуальность продуктивно-ориентированной парадигмы обеспечивается целеполагающим концептом, которым является продуктивность как возможность реализации интегративных связей на уровне методологии, технологии и педагогики (воспитание) в полицентрическом уровневом образовательном пространстве.

Данное положение позволяет эффективно реализовывать интеграцию информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательную систему профессионально ориентированной иноязычной подготовки. Интеграционные процессы информатизации образовательной системы на основе продуктивного подхода могут служить условием  проектирования информационно-образовательного пространства, которое послужит основанием для развития способности педагогов внедрять в учебно-воспитательную практику электронные учебные ресурсы, осуществлять интернет-общение, управлять проектной деятельностью обучаемых с применением информационно-коммуникационных технологий и т. д. Полагаем, что, в свою очередь, в целом это позволит повысить эффективность профессиональной подготовки студентов за счет возможности концептуально- информационного моделирования и методологической оптимизации новейших технологий образования.

Применение данных технологий, на наш взгляд, способно обеспечить изменение коммуникативных средств учебной деятельности - вербальных и невербальных. В компьютерной среде, в электронном дискурсе формируется новый тип речевой коммуникации, в котором происходит смешение устной и письменной речи. Не меньшую роль играют средства визуализации: включение в сообщение фото, рисунков, визуальных шаблонов. Возможно широкое использование мультимедиа возможности компьютерных средств, схематизированное выражение эмоций, выражающих отношения коммуникантов к сообщениям. Как следствие, происходит расширение спектра речевых средств компьютерного дискурса, их комбинирование в электронной коммуникации (устная речь с письменным комментированием, аудиовизуальная речь с текстовым подстрочником и пр.) [2]. Применение различных технических сервисов и каналов передачи данных влечет за собой не только изменение речевых средств общения, но также кардинально видоизменяет перцепцию  партнеров  по общению  и интерактивные особенности взаимодействий по сравнению с непосредственной коммуникацией [3].

Отметим, что в электронной образовательной среде деятельность педагога и обучающихся разнесена в пространстве и не всегда совпадает во времени. Отсюда, закономерности ее проведения существенно меняются. Бесспорно, что это следует учитывать в реализации методов и приемов обучения иностранному языку в сетевых взаимодействиях. В этой связи необходимо определить новые закономерности осуществления образовательной деятельности с учетом трансформирующихся внутренних психологических условий, предопределяющих успешность учебной деятельности студента в сетевом взаимодействии с преподавателем.

В сетевой среде обучение иностранному языку должно основываться на использовании иных приемов, построенных на сетевых правилах, связанных с осуществлением формализованных приемов управления сетевой коммуникацией: изменение права доступа к сетевому ресурсу, сетевое информирование в разных форматах взаимодействий, осуществление сетевого мониторинга деятельности, овладение различными способами замыкания обратных связей и т. п. Новые методы и приемы взаимодействий могут быть связаны с запуском в Сети масс-коммуникационных процессов, реализацией совместной сетевой деятельности, технологий социальных сетей и пр. [1].

Безусловно, что при использовании сетевых методов обучения иностранному языку следует учитывать закономерности разворачивания индивидуальной образовательной деятельности обучающихся, осуществляя переход от дидактических к психодидактическим методам в сетевой среде взаимодействий. При этом ведущим принципом должен быть принцип развития субъекта в процессе овладения иностранным языком, что должно стать для педагога первоочередной задачей в перспективной информационной среде общества. Такой подход позволит готовить обучающегося к реализации стратегии «обучение через жизнь» [3].

Таким образом, особое внимание, на наш взгляд, следует уделять внедрению информационных и телекоммуникационных технологий в учебный процесс в высшей школе, которые, несомненно, влияют на продуктивность овладения иностранным языком, расширяют сферу его применения и зону воздействия. В этой связи необходима активизация разработки и применения инновационных средств обучения, к которым можно отнести мультимедиа ресурсы, электронные библиотеки и учебники, локальные и глобальные образовательные сети, информационно-поисковые системы и т.д., позволяющие обеспечивать эффективное формирование информационной культуры личности изучающего иностранный язык и его социокультурное самоопределение в современном глобальном информационном обществе.

Основываясь на вышесказанном, отметим, что проектирование лингводидактической технологии обучения иностранному языку с использованием сетевого ресурса на основе продуктивного подхода должно соответствовать следующим методологическим уровням:

-     психолого-педагогическому, ключевыми компонентами которого являются личность обучаемого и деятельность учение, продуктивная иноязычная образовательная деятельность как образовательная цель и способы ее формирования;

-   лингводидактическому, ключевыми компонентами которого являются изучающий иностранный язык как целостная личность, представляющая собой «человека культуры» и деятельность «изучение иностранного языка»;

-         теоретико-методическому, ключевым компонентом которого является взаимосвязь между коммуникативной иноязычной деятельностью и продуктивной иноязычной образовательной деятельностью обучаемого и условиями еѐ развития;

-   организационно-технологическому, определяющему условия обучения иностранному языку в контексте продуктивного подхода с использованием информационно-коммуникационных технологий (цели и содержание, оценка и самооценка, технологии и средства обучения).

В заключение отметим, что современный этап развития лингводидактики в целом характеризуется поиском продуктивных способов оптимизации иноязычного образования с учетом процессов информатизации, как общества в целом, так и системы подготовки специалистов в высшей школе в частности. При этом многие актуальные проблемы обучения иностранному языку в вузе могут быть успешно решены лишь путем интеграции в учебный процесс информационно-коммуникационных технологий и сетевых ресурсов, обеспечивающих лингводидактическую целостность иноязычного образования и в полной мере позволяющих раскрыть его развивающий и воспитательный потенциал.

 

Список литературы

1.      Ахаян А.А. Виртуальный педвуз. - Спб., 2001.

2.      Иванов Д.В. Виртуализация общества. - Спб., 2000.

3.      Носкова Т. Н. Сетевая образовательная коммуникация. - Спб., 2011.

4.      Рубцова А.В., Ерѐмин Ю.В. Некоторые принципиальные вопросы разработки инновационной парадигмы в области иноязычного образования // Письма в Эмиссия. Оффлайн (The Emissia.Offline Letters): электронный научный журнал. – Январь 2014, ART 2131. - CПб., 2014 г. – URL: http://www.emissia.org/offline/2014/2131.htm, ISSN 1997-8588. [дата обращения 15.11.2014].