Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОТРАБОТКА ПРОИЗНОСИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ В СИСТЕМЕ ФОНЕТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ У КИТАЙСКИХ УЧАЩИХСЯ

Авторы:
Город:
Пятигорск
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Система слухопроизносительных навыков (слухопроизносительная база) складывается у студентов уже на начальном этапе обучения русскому языку как иностранному. Задача преподавателя в это время – развитие фонетического и фонематического слуха обучаемых, выработка и автоматизация правильных навыков произношения звуков неродного языка.

Основной формой организации деятельности при отработке и закреплении фонетических навыков являются упражнения. Различные типы упражнений представляется возможным объединить в единую систему, которая «должна соответствовать определѐнным требованиям, а именно: методу обучения, целям обучения, методической организации учебного материала» [2;5]. При этом необходимо помнить, что система упражнений является достаточно гибкой и «модифицируется в зависимости от разных факторов: от вида речевой деятельности, от места выполнения, от формы выполнения…» [3;91].

О.М. Митрофанова считает, что делить упражнения на группы следует «по принципу ранжированных трудностей» с тем, чтобы они отражали этапность в формировании соответствующих умений и навыков, то есть последовательность входящих в систему упражнений должна соответствовать стадиям формирования умений и навыков …» [3;91]. Принимая во внимание перечисленные требования, систему упражнений можно определить как «организацию взаимосвязанных действий, расположенных в порядке нарастания языковых и операционных трудностей, с учѐтом последовательности становления умений и навыков в том или ином виде речевой деятельности» [1; 54].

Все упражнения, предназначенные для введения и закрепления различных фонетических явлений, делятся на четыре основные группы: имитационные, дифференциальные, аналитико-ситуативные и тренировочные упражнения на повторение и закрепление звуков [5; 29-40]. Рассмотрим характерные особенности выделенных групп упражнений, целесообразность и специфику их использования на том или ином этапе формирования слухопроизносительных навыков.

Имитационные упражнения – это упражнения, направленные на отработку сходных звуков русского и китайского языков. Фонетические упражнения этой группы можно разделить на два типа – рецептивные (активное слушание образца) и репродуктивные (осознанная имитация, воспроизведение звуков).

Рецептивные упражнения обязательны на начальном этапе обучения, они помогают привлечь внимание к нужному качеству звука, стимулируют выделение конкретного звука, подлежащего усвоению, из потока речи и таким образом способствуют развитию фонетического слуха и произносительных навыков учащихся, готовят почву для упражнений в воспроизведении.

Удельный вес репродуктивных упражнений должен быть значительно выше. Эти упражнения представляют собой осознанную имитацию эталона. Сознательности воспроизведения звука уделяется особое внимание, так как простая имитация без осознания особенности иноязычного звука недостаточно эффективна, и учащиеся склонны воспринимать иноязычные звуки сквозь призму произносительной базы родного языка. При регулярном проведении имитационные упражнения этого типа помогают преодолеть межъязыковую интерференцию.

С помощью имитационных упражнений целесообразно отрабатывать звуки русского языка, произношение которых эквивалентно или приближено к произношению аналогичных звуков в родном языке учащихся и, как правило, не вызывает у них трудностей в процессе усвоения фонетической системы русского языка ([ф], [м], [с], [а]) [4; 52-53]. Каждый звук отрабатывается во всех позициях: в начале слова, в середине слова, в конце слова, в сочетании с гласными и с согласными, под ударением и без ударения. Звуки помещаются во все более крупные единицы – от слога к слову, словосочетанию, предложению и к тексту. Материал располагается по принципу от лѐгкого к трудному, от благоприятной позиции к трудной.

Дифференциальные упражнения – упражнения, направленные на развитие фонетического слуха и установление дифференциальных признаков изучаемых фонем. Эти упражнения используются для отработки звуков русского языка, которые в силу наличия общих свойств кажутся одинаковыми со звуками родного языка учащихся, но отличаются от них по некоторым параметрам (например, китайский и русский звук [л] и др.).

В этой группе выделяются упражнения на различение, когда происходит формирование слухового эталона, и упражнения на опознавание, выполнение которых требует уже сформированных слуховых образцов. В упражнениях на различение тренируемый звук можно выделить в предъявляемых попарно словах и предложениях, а в упражнениях на опознавание – в отдельно предъявляемых словах и предложениях.

Дифференциальные упражнения используются для предотвращения и устранения фонетической интерференции: для отработки фонем, звонких и глухих согласных, сонантов, лабиализованных гласных. Упражнения в слуховой дифференциации очень важны, так как ввиду неразвитости фонематического слуха учащиеся часто подменяют звуки изучаемого языка сходными, но не идентичными звуками родного, и пока учащиеся не заметят между ними разницы, они вряд ли сумеют правильно произнести изучаемый звук.

Аналитико-ситуативные упражнения рассматриваются в связке с дифференциальными, они направлены на отработку звуков русского языка, не имеющих аналогов в родном языке учащихся, например, в китайском языке. Правильное произношение достигается с помощью детального объяснения артикуляции каждого звука, постановка этих звуков без объяснения артикуляции практически невозможна. В русском языке это звуки [р], [ц], [х], [ш'], гласный звук [ы], йотированные гласные я, е, ѐ, ю, а также мягкие согласные. Эти звуки вводятся позже остальных, когда учащиеся достаточно подготовлены к восприятию сложного фонетического материала. Предполагается, что на данном этапе обучения преподаватель с помощью упражнений может воспроизводить или имитировать условия реальной речевой коммуникации, что в дальнейшем облегчает перенос того или иного приобретѐнного навыка в естественное речевое общение.

Тренировочные упражнения направлены на повторение и закрепление всех уже отработанных звуков русского языка, то есть на окончательную автоматизацию выработанных навыков. Задача тренировочных упражнений – усвоение звукового строя русского языка на практике. Для этого целесообразно давать учащимся материал, ценный в содержательном отношении: песни, афоризмы, стихи, пословицы, поговорки, загадки, считалки, скороговорки. На начальном этапе это относительно простые тексты (считалочки, рифмовки и т.д.), на последующих этапах – более серьѐзные произведения, образцы поэтического слова. Фонетическая сторона этого материала должна быть тщательно отработана [6; 4]

Тренировочные упражнения могут носить как репродуктивный, так и продуктивный характер, и могут быть поделены на следующие группы в зависимости от языкового материала: скороговорки и считалки, пословицы и поговорки, фонетическое чтение и разучивание стихотворений, песни, загадки.

Поэтапное формирование фонетических умений и навыков достигается последовательным предъявлением четырѐх групп упражнений, ранжированных по степени трудности и характеру языкового материала: имитационных, дифференциальных, аналитико-ситуативных и тренировочных упражнений на закрепление пройденного материала.

 

Список литературы

1.      Гез, Н.И. Обучение говорению / Н.И. Гез. – М.: МГПИИЯ, 1980. – С. 54.

2.      Митрофанова, О.Д. О методических и психологических требованиях к системе упражнений по русскому языку/ О.Д. Митрофанова // Русский язык для студентов-иностранцев. – М., 1972. – Вып. 12.

3.      Психологические вопросы обучения иностранцев русскому языку: сб.ст. / под ред. А.А. Леонтьева, Т.В. Рябовой. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.

4.      См.: Вишнякова О.В. Упражнения на отработку норм произношения в русском языке / О.В. Вишнякова. – М.: Высшая школа, 1973. – С.9. Агошкова В.А., Мотовилова О.Г. Практическое пособие по фонетике русского языка для иностранцев / В.А. Агошкова, О.Г. Мотовилова. – М.: Наука, 1979.

5.      См.: Гез Н.И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков / Н.И. Гез // Иностранные языки в школе. – 1969. - №6. – С.29-40. Вишневский Е.И. Аппарат упражнений в свете разных подходов к обучению иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 1983. - №6. 6. Гетманская, М.Ю. Синтаксический статус союзных слов в современном русском языке: Автореф. ... канд. филол. наук/ М.Ю. Гетманская. - Ставрополь, 2004.–21с.