Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛНИТЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ВОКАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Авторы:
Город:
Липецк
ВУЗ:
Дата:
18 января 2020г.

Вокально-исполнительское мастерство складывается из сочетания вокально-технического и собственно исполнительского мастерства, включающего нюансировку, фразировку, осмысленность, тембральную окраску, актерское мастерство, сценическое мастерство и т. д. Вокально-технические и исполнительские умения являются взаимодополняющими и оказывают влияние на качественный уровень друг друга.

Влияние исполнительской культуры на качественной уровень вокально-технического мастерства обусловлено нейро-психологической природой пения и физиологическими особенностями вокальной деятельности; акустическими и анатомическими законами функционирования голосообразующего аппарата. В процессе вокализации принимает участие большое количество мышц, которые не поддаются произвольному управлению. Их активизация и координация требует включения всех сфер психологической деятельности: ассоциативного мышления, воображения, эмоций.

Мышечные движения могут быть образованы как абстрактно верные или как двигательные реакции, вызванные смысловым и музыкальным содержанием. В первом случае мышечная деятельность психологически не обусловлена и требует волевых и силовых усилий, что затрудняет процесс голосообразования и голосоведения, а также негативно сказывается на качественных характеристиках звука. Законы резонаторного пения предполагают определенную организацию функционирования организма которая включает качественную структуру мышечной ткани, формирование резонаторных полостей дыхательной системы и т.д. Эти процессы являются непроизвольными и в большинстве случаев достигнуть желаемого результата можно только посредством активизации эмоциональной сферы и ассоциативных реакций. Таким образом, причиной необходимости использования всех составляющих исполнительской культуры для повышения качества вокально-технического мастерства лежит специфика физиологии и акустики вокальной деятельности. Следовательно, грамотно разработанный исполнительский план вокального произведения оказывает влияние на качество вокально-технического исполнения.

Исполнительская культура в аспекте вокальной деятельности включает в себя:

1.      Стилистическое соответствие исполнительской эстетике (тембральная окраска, тип дыхания, кантилена, декламационность и т. д.);

2.      Стилистическое соответствие музыкального исполнения (ритмические, темповые особенности, фразировка и.т.д.);

3.   Художественно-образное соответствие (осмысленность и выразительность исполнения текста, характер персонажа и т.д.);

4.   Эмоционально-образное соответствие (выражение эмоций, соответствующих смысловому содержанию произведения, музыкальному тексту, стилю и т.д.);

5.        Актерскую выразительность (использование мимики, жестов и движений, дополняющих художественный образ произведения).

1.         Необходимость стилистического соответствия исполнительской эстетики эпохи, жанра, национальной вокальной школе, композиторскому стилю и жанровым особенностям произведения обусловлено тем фактом, что исторически композиторское творчество оказывало влияние на формирование и развитие вокально-исполнительских традиций. В свою очередь, композиторское творчество имеет прямую зависимость от фонетики языка, национальных, социальных, исторических особенностей культуры и исполнительской эстетики.

Вокально-исполнительская эстетика XVI – XVII вв. была скорее камерная, чем оперная. Критериями профессионального пения были легкость, изящество, техническое совершенство, владение колоратурной техникой, умение импровизировать; использование грудного типа дыхания, фальцета в верхнем регистре и т.д. В эпоху bel canto изменяется музыкальная и смысловая структура вокальных произведений, и, как следствие, меняется вокально-исполнительская эстетика. Основными принципами вокализации становятся использование кантиленного голосоведения, большей силы звучания, расширение диапазона динамической, тембральной и эмоциональной выразительности. Новая итальянская школа XIX века и, в частности, оперное творчество Дж. Верди кардинально изменили исполнительскую эстетику. Значительно возросли требования к силе голоса, эмоциональной выразительности. Использование фальцета в произведениях нового типа стало невозможным. Новые требование к исполнительству изменили методику постановки голоса – развивался груднодиафрагматический тип дыхания, выносливость голоса, тембральная насыщенность, эмоциональная наполненность.

Жанровая принадлежность вокального произведения по тому же принципу оказывает влияние на выбор исполнительских приемов. Романсы, оперные арии, народные песни и т. д. требуют смены манеры голосообразования. В противном случае несоответствие силы, объема, тембральной окраски голоса жанру произведения заметно снизит качество исполнения и, кроме того, будет создавать акустические и физиологические «неудобства» как поющему, так и слушателям.

При подборе вокально-технических средств должны учитываться особенности фонетика языка, на котором написано произведение. Произведения, написанные в оригинале на итальянском требуют большей плавности, дикционной мягкости и округлости, протяжности дыхания. Произведения, написанные на немецком языке менее кантилены, требуют дикционной жесткости и более активной атаки звука. Англоязычные произведения отличаются более активным включением верхних резонаторов и, даже, носового призвука и т.д. Необходимость учитывать особенности фонетики языка обусловлена тем фактом, что при переводе текста (гласные не совпадают) и при использовании другой манеры формирования речевых звуков (акцент) меняются координации голосового аппарата и мелодия становится «неудобной». Данная ситуация лежит в основе традиции исполнять вокальное произведение на языке оригинала.

Композиторский стиль так же оказывает влияние на выбор манеры исполнения. Например, произведения В.Моцарта по звучанию приближены к фортепианной музыке и требуют отрывистого, легкого, «молоточкового» звука. Тогда как вокальные произведения А.Вивальди созвучны звучанию струнно-смычковых инструментов и их исполнение должно быть связным, протяжным и иметь явно выраженную высокую форманту. Вокальная музыка М.И. Глинки в основе своей имеет итальянское bel canto в сочетании с тембральностью и глубиной звучания русских народных песен. А.Даргомыжский писал вокальные произведения в стиле вокальной декламации и требовал соответствия вокального исполнения интонациям «живой речи».

Таким образом, жанровые, стилистические, национальные и авторские особенности вокального произведения, характер вокальных партий и стиль их исполнения обуславливают исполнительскую эстетику которая, в свою очередь, требует выбора соответствующих вокально-технических средств. Для верного выбора манеры звукообразования требуется знать особенности стиля исполнения репертуарного произведения и иметь техническую возможность скорректировать работу голосового аппарата для достижения соответствующего звучания. При неверном выборе манеры и исполнительских приемов увеличивается нагрузка на голосообразующий аппарат и снижается качество звучания.

2.    Стилистическое соответствие музыкального исполнения, параллельно с общемузыкальными задачами, решает задачи чисто вокальные. Грамотное выполнение ритмических, темповых, динамических, фразировочных задач, авторского уртекста значительно облегчает вокальное исполнение, как с точки зрения мышечной деятельности, так и с точки зрения эмоционально-образного воплощения.

Анализ музыкального текста включает: общее настроение; смысловое содержание (главная идея, сопутствующие идеи); особенности мелодической линии (строение, диапазон, кульминации, динамика, нюансы, акценты, соотношение со стихотворным текстом и т. д.); темпо-ритм; партия аккомпанемента (строение, диапазон, кульминации, динамика, нюансы, акценты, соотношение с мелодической линией и стихотворным текстом и т. д.). Четкое понимание формы и структуры произведения позволяет целесообразно распределить дыхание, силы, мышечную активность. Несоответствие исполнения авторскому тексту, как правило, провоцирует напряженность, нарушает логику музыкального и текстового изложения и значительно снижает качество вокального исполнения.

3.         Художественно-образное соответствие является необходимым условием вокально- исполнительской деятельности. Осмысленность и выразительность исполнения литературного текста, сценическое воплощение характера персонажа способствуют автоматически верному распределению дыхания, расстановки акцентов и кульминаций, дикционной четкости, что, с одной стороны, повышает качество исполнения, а с другой - облегчает работу голосообразующего аппарата. Причина данного феномена кроется в специфике процесса создания композитором вокального произведения: художественное осмысление композитором текста и образа обуславливает характер мелодической линии, динамических оттенков, аккомпанемента вокального произведения.

Осмысленность исполнения предполагает четкое понимание смысла текста и возможных подтекстов. Каждое слово имеет смысловое наполнение, вызывает конкретные ассоциации, настроения и, как следствие, мышечную реакцию. Каждое настроение или действие имеет свою звуковую характеристику.

Пример 1. Исполняя фразу «Я пойду….» человек непроизвольно совершает соответствующие данному действию мышечные микродвижения, которые оказывают влияние на деятельность всего организма и, как следствие, на качественные характеристики голоса. Исполнение становится естественным и «убедительным», так как звучание голоса соответствует смыслу исполняемого. В случае, когда организм статичен и не откликается мышечной реакцией на смысловое содержание, качественные характеристики голоса озвучивает смысл «Я стою….».

4.          Эмоционально-образное соответствие имеет вариативный характер. Исполнитель самостоятельно разрабатывает эмоционально-образный план произведения и учетом композиторского замысла и собственного восприятия.

Эмоционально-образный анализ произведения может проводиться с использованием простейшей схемы – «кто поет», «кому поет», «зачем поет», «почему поет» (при исполнении вокализов – «о чем поет»).

«Кто поет»: возраст, пол, характер, темперамент социальное положение (образование, статус и т. д.). Пример: романс «Я вас любил»:

Вариант 1 – темпераментный молодой человек, обиженный предательством девушки, но проявляющий благородство (на уровне геройства).

Вариант 2 – романтичный молодой человек, удрученный безнадежностью своей любви, так как его положение в свете ниже положения девушки.

Вариант 3 - пожилой мужчина, влюбленный в молодую девушку и испытывающий к ней, скорее отеческие чувства.

Вариантов может быть бесконечное множество и, соответственно широк круг вокально-технических приемов для воплощения образов. При выборе Эмоционально-образного плана необходимо учитывать три момента: замысел автора, личное отношение исполнителя и вокально-технические возможности для воплощения выбранного образа. Например, если выбран образ, требующий хорошего piano, но уровень вокально-технической подготовки не позволяет успешно использовать этот прием, то лучше откорректировать эмоционально-образный план.

«Кому поет»: выбрать объект и, обязательно определить свое отношение к нему. Пример «Колыбельная»: Вариант 1 – мама поет дочери в тихом и уютном доме.

Вариант 2 – мама поет заболевшему сыну в нищей лачуге. Вариант 3 – девочка поет своей кукле, играя в дочки-матери.

Каждый вариант требует совершенно разных настроений, чувств, эмоций, что обуславливает использование различных режимов вокально-голосовой работы, тембральных окрасок голоса, смысловых и динамических акцентов, с помощью которых формируются необходимые качественные характеристики голоса.

«Зачем поет»: выбрать цель, которую персонаж хочет достичь. Пример «Ave Maria»:

Вариант 1 – молитва – мольба о лучшей доле, просьба.

Вариант 2 – молитва – жалоба, стон

Вариант 3 – молитва – прославление Девы Марии.

Вариант исполнения произведения просто ради красивого звука и безупречной вокальной техники следует полностью исключить.

«Почему поет»: определить причины, побудившие персонаж исполнять данное произведение.

Пример «Романс Демона» из оперы А. Рубинштейна «Демон»:

Вариант 1 – влюблен и его это восхищает – поет потому, что его переполняет чувство. Вариант 2 – влюблен и его это раздражает – поет потому, что а) взбешен; б) обвиняет Тамару.

Вариант 3 – думает, что влюблен и ощущает свое величие - поет потому, что любуется собой в данном амплуа.

Вариант исполнения «потому, что» сдается экзамен, нужно повторить и т.п. также следует исключить.

Образ и эмоции в вокальном исполнительстве играют две роли:

– эстетическая – средства музыкально-художественной выразительности;

-    дидактическая – средства формирования голоса, воздействия на вокальную технику.

Эмоциями формируются вокально-технические способы достижения эстетических свойств голоса, активизируются непроизвольные механизмы голоса, достигается техническое совершенство голоса.

Активизация эмоциональных механизмов голоса является обязательным условием успешной вокально-голосовой деятельности, так как характер издаваемого звука имеет прямую зависимость от физиологического состояния организма, испытывающего ту или иную эмоцию. Каждая эмоция имеет свою звуковую характеристику за счет анатомических, физиологических и функциональных изменений.

Пример 1: «Холодно босому на снегу стоять И за труд копейку ждать, напрасно ждать» Ф.Шуберт Интонационная выразительность должна донести до слушателя отношение исполнителя к шарманщику и условиям его жизни (в данном случае – сочувствие, сопереживание). Передать эти чувства голосом возможно только действительно испытывая их.

Пример 2. Исполняя романс «Я жду тебя» С. Рахманинова необходимо сублимировать соответствующее настроение, выбрать направление внимания ожидания и его интенсивность; «пережить» ситуацию, ее развитие, нагнетание. В противном случае окраска голоса будет иллюстрировать что-то другое – «Мне все равно…», «Только не приходи…» или, как часто бывает, - «Дальше высокая нота, я ее боюсь»

Сценическая эмоция не должна приводить к натуральным переживаниям, переходить определенных границ и мешать правильному голосообразованию. На активность эмоциональных переживаний влияют индивидуальные особенности нервной системы, степень подготовленности к выступлению, знание репертуара, здоровье голоса, чувство ответственности и т. д.

5.   Актерская выразительность (использование мимики, жестов и движений) не только дополняет художественный образ произведения, но и оказывает прямое влияние на качественные характеристики звука. В основе данного взаимодействия также лежит нейро-психологическая природа пения и физиологические особенности вокальной деятельности. Наша мимика жесты и движения по принципу обратных связей активизируют эмоции, координируют работу мышц. Например, если Ленский, исполняя арию при восклицании «Приди, приди…» будет выполнять отталкивающий жест, то звуковая интонация будет соответствовать движению, а не тексту, так как в процессе жестикуляции и процессе вокализации участвуют общие мышцы, а их работа оказывает влияние на качество звука. Если, исполняя произведение в испанском стиле, певец выбирает неверную осанку с опущенными плечами, низким мышечным тонусом, то, качественные характеристики звука, образованного в таких физиологических и акустических условиях не будут соответствовать темпераментности, активности и порывистости, свойственной национальной музыке Испании.

Принципы работы над формированием и развитием исполнительских умений и навыков основаны на тех же законах деятельности организма, что и принципы формирования и развития вокально- технического мастерства - выработка необходимых координаций на основе существующего опыта, запоминание и воссоздание при помощи воображения.

Отбор исполнительских приемов – это отбор вокально-технических приемов на основе эмоциональных представлений, который идет путем развития нужных связей в голосовом аппарате и уточнения движений. Процесс отбора выглядит следующим образом:

1)   на основе анализа (смыслового, музыкального, образно-художественного) представляется звуковой образ (эталонное звучание);

2)   данное представление вызывает двигательное представление (на основе вокального слуха) - то, какими движениями и координациями можно достигнуть этого звучания;

3)    исполнение анализируется с точки зрения соответствия эталонному звучанию, движения и координации корректируются (до полного соответствия с задуманным);

Аналитический период включает многочисленные пробы исполнения, при которых отбирается нужное (динамика, темп, строение фраз, интонации, акценты, тембры и т. д.) и определяется окончательный вариант. Замыслы могут меняться, следовательно, поиск средств выразительности бывает бесконечным и их арсенал должен быть весьма обширным. Чем обширнее двигательный вокальный опыт, тем больше возможностей он дает для воплощения музыкального образа. Так как исполнение певца – это двигательная реакция, вызванная музыкальными представлениями, то развитие исполнительской культуры должно идти параллельно развитию техники, иначе это будет «мертвая» техника.

Таким образом, включение в работу элементов исполнительской культуры, помимо эстетических и художественных характеристик вокального исполнения способствует совершенствованию вокальной техники и работа в данном направлении повышает эффективность учебно-образовательного процесса в вокальных классах.

 

Список литературы

 

1.    Багадуров В.А.    Очерки по истории вокальной педагогики. - М.:      Планета      музыки, 2018.

2. Дмитриев Л.Б. Основы вокальной методики. - М., Музыка, 1968.

3.     Заседателев Ф.Ф. Научные основы постановки голоса. Изд. 4-е,-          М.:      Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2011.

4.    Морозов В.П. Искусство резонансного пения. – М., «Московская консерватория», 2008.