Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЗАРУБЕЖНЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Категория идентичности разрабатывается в зарубежной психологии и выступает предметом анализа различных теоретических направлений: психоаналитического (У. Джеймс, З. Фрейд, Э. Эриксон, Дж. Марсиа, А. Ватерман); бихевиористического (М. Шериф,Д. Кэмпбелл),символического интеракционизма (Дж. Мид, Э. Гофман, Г.Фогельсон); когнитивного подхода (Г. Тэджфел, Дж. Тернер, Г. Брейкуэлл).

Психоаналитическое направление

В первую очередь, говоря о понятие идентичность в контексте изучения этой проблемы западными психологами, необходимо начать с работ профессора Гарвардского университета У. Джеймса. Он показал, что человек думает о себе в двух плоскостях: в личном аспекте, что и создает личную самотождественность, и в социальном аспекте, где формируется многообразие социальных Я индивида. Стоит отметить, что Джеймс использует термин «характер», а не «идентичность». Автор пишет: «в самом широком смысле личность человека составляет общая сумма всего того, что он может назвать своим: не только его физические и душевные качества, но также его платье, дом, жену, детей, предков и друзей, его репутацию и труды, его имение, лошадей, его яхту и капиталы» [4].

По Джеймсу личность разделена на три класса: 1) физическую личность (подразумевается все, что имеет непосредственную отношение к нам, а это наше тело, одежда, родственники, дом и результаты нашего ручного и умственного труда), 2) социальную личность (всякий человек имеет столько же различных социальных личностей, сколько имеется различных групп людей, мнением которых он дорожит) и 3) духовную личность (можно сказать что это, объединение отдельных состояний сознания в каждую минуту нашей жизни и центр нашего существа – это чувство активности, обнаруживающееся в некоторых наших внутренних душевных состояниях).

В изучении идентичности с точки зрения психоаналитического подхода нельзя не упомянуть З. Фрейда. Идентичность для него- частный, внутренний мир, эмоциональные силы человека. Именно в детстве, по мнению Фрейда, складываются основные источники самоуважения: детский нарциссизм, детское себялюбие, чувство следования своим «эго-идеалам», объективное либидо, любовь к другим [11].

В развитии идентичности Фрейд выделял два равнозначных процесса: биологический (когда организм становится иерархической организацией среди живых органических систем в жизненном цикле) исоциальный (когда организмы систематизируются в группы, которые географически, исторически и культурно определены).

По Фрейду, посредством идентификации формируется «Суперэго». Идентификация - бессознательное отождествление субъекта с объектом, мотивом которого могут быть страх потери любви и страх перед наказанием. Истинная причина идентификации заключена в биологической природе человека. Таким образом, идентификация представляет взаимодействие, но, по Фрейду, такое взаимодействие определяется биолого-психологическими аспектами, главной целью, которой остается биологическая адаптация [8].

Более детально и полно понятие идентичность рассматривается в трудах Э. Эриксона. Как отмечают многие исследователи, ученый не дает четкого определения идентичности. Однако он сформулировал основные представления об идентичности, наметил содержание идентичности, элементы индивидуального опыта, выражающиеся в специфических чувствах [7].

Эриксон выделает элементы идентичности:

1)     чувство идентичности - это чувство личностного тождества и исторической непрерывности личности;

2)   сознательное чувство личностной идентичности основано на двух одновременных наблюдениях: восприятии себя как тождественного и осознании непрерывности своего существования во времени и пространстве, с одной стороны, и восприятии того факта, что другие признают мое тождество и непрерывность, - с другой;

3)     переживание чувства идентичности с возрастом и по мере  развития личности усиливается: человек ощущает возрастающую непрерывность между всем тем, что он пережил за все свое детство, и тем, что он предполагает пережить в будущем [12].

Важнейшим условием понимания сущности идентичности для Эриксона является ее историчность. В любом анализе (социологическом, философском, филологическом) идентичность нельзя представить как результат или достижение. Главный фактор ее сохранения – историчность [5].

По Эриксону процесс идентификации происходит на протяжении всей жизни человека. И обусловлен тем, что человек проходит восемь стадий кризиса идентичности. Развитие происходит с помощью рефлексии, происходящей на всех уровнях ментального функционирования, с помощью чего индивид оценивает себя в сравнении с «Другим» и той типологией, которая для него значима. Каждая стадия вносит своей непосредственный вклад в развитие идентичности [7].

Э. Эриксон рассматривал структуру идентичности как сложное образование личности, имеющее многоуровневую структуру. Он рассматривает три уровня анализа человеческой природы:

-   индивидуальный (идентичность как результат осознания человеком собственного представления о себе, своего облика, темперамента, задатков),

-           личностный (идентичность      как       осознанием      человеком       собственной      уникальности, индивидуальности),

-   социальный (идентичность определяется как осознанием человеком принадлежности к значимым социальным группам).

Дальнейшее изучение идентичности в психоаналитическом подходе разрабатывает один из последователей Эриксона Дж. Марсиа. Он определяет идентичность как «структуру эго-внутреннюю, самосоздающуюся, динамическую организацию потребностей, способностей, убеждений и индивидуальной истории»[2, С. 132]. Согласно Дж. Марсиа идентичность достигается путем решения жизненных проблем, в соответствие с этим, чем больше будет этих проблем даже незначительных, тем лучше развивается структура идентичности, накапливается жизненный опыт и появляется уверенность и осмысленность происходящего.

Статусная модель идентичности Дж. Марсиа включает в себя два параметра: 1) наличие или отсутствие кризиса – состояния поиска идентичности; 2) наличие или отсутствие единиц идентичности – личностно значимых целей, ценностей и убеждений. В соответствии с этим Дж. Марсиа выделил четыре состояния, или статуса идентичности:

1.    Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определённую совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он, и чегохочет, и соответственно структурирует свою жизнь. Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей  не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни.

2.    Мораторий. Этот термин Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания и любопытства.

3.    Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определённым набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как у людей, достигших идентичности. Различается лишь процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью её элементы формируются на раннем этапе жизни, и не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими, или отражать ожидания значимых людей.

4.    Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадёжности.

Теорию идентичности в рамках американского варианта психоанализа развивает А. Ватерман. Он стремится выделить ценностные аспекты этого феномена. Идентичность, по Ватерману, - наличие у человека главных ее элементов: четкого самоопределения, выбора целей, ценностей и убеждений, которым он следует в жизни. Формирование идентичности неотделимо от взаимодействия с ценностной идентичностью, на которую индивид претендует. По Ватерману, четыре сферы наиболее значимы для формирования идентичности: выбор профессии, принятие и переоценка моральных и религиозных убеждений, выработка политических взглядов, принятие набора социальных ролей [2].

Бихевиористический подход

Идентичность как самостоятельный предмет исследования в бихевиористическом подходе не обозначен,  но «тем  не  менее, социальная идентичность  как психологический феномен  присутствует в работах М. Шерифа[6].М. Шериф, практически первым начал изучать групповое и межгрупповое поведение. Понятие идентичность он  использовал для  того, чтобы как-то определить групповую принадлежность. Он считал, что межгрупповое поведение как психологический феномен возникает тогда, когда индивиды, принадлежащие к одной группе,  взаимодействуют с другой группой или ее членами (индивидуально или коллективно) в терминах их групповых идентичностей[6]. М. Шериф экспериментальным путем показал что ситуация влияет на отождествление индивида с группой, и когда происходят межгрупповые конкуренция идентификационные действия усиливаются.

Еще один представитель этого направления Д. Кэмпбеллпродолжил исследования М. Шерифа о природе межгруппового  конфликта. Ученый считал, что  отношения конкуренции,  сопровождающиеся предвосхищением реальной угрозы, основаны на реальном конфликте интересов между группами, независимо от времени его возникновения (вчера, сегодня, завтра).

Символический интеракционизм

Основатель направления Дж. Мид, под идентичностью, или Я, понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое [2].

Первым тезисом своего оригинального подхода онпровозглашает принципиальное отличие человеческого мира от животного. Вторым – преодоление предметной замкнутости отдельных наук.

Дж. Мидразделяет идентичность наосознаваемую и неосознаваемую. Неосознаваемая идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая же идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Подчеркивается значение когнитивных процессов, так как переход от неосознанной к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. Человек осознает свою идентичность, размышляя о себе с помощью приобретенного в социальном взаимодействии языка. Осознаваемая идентичность не означает автономии индивида от социума, она формируется с помощью категорий, выработанных в языке. В то же время наличие осознаваемой идентичности означает наличие относительной свободы личности, так как человек перестает следовать бессознательному развертыванию действий и начинает думать о цели и тактике своего поведения [5].

Мид выделяет два аспекта идентичности - «I» и «Ме». «Ме» описывает человека как существо, детерминированное социально заданными условностями и привычками. Это как бы представитель общества в индивидууме, который состоит из интернализованных «генерализованных других». «I» описывает человека как существо, которое способно реагировать на социальную ситуацию своим индивидуальным, неповторимым образом [5].

Э. Гоффман вводит понятие знака. Знак - это любой признак человека, который используется им в ситуации взаимодействия для подчеркивания некоторых своих качеств, своего отличия от других. Он выделяет три вида идентичности: 1) социальная идентичность - типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит; 2) личная идентичность - здесь речь идет об индивидуальных признаках человека: во-первых, сюда входят все уникальные признаки данного человека (например, отпечатки пальцев), во-вторых, уникальная комбинация фактов и дат истории его жизни; 3) Я-идентичность - субъективное ощущение индивидом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своеобразия.

Гоффман вводит понятие «политика идентичности», т.е. влияние человека наинформацию о себе, продуцируемую на социальное окружение. Для реализации влияния существует определенные техники, такие как техника избегания, техника компенсации (искажение мнения о себе), техника деидентификации (изменение признаков идентичности)[5].

Р. Фогельсон предложил модель борьбы идентичностей. Согласно этой модели есть четыре вида идентичности 1) реальная идентичность -    отображения «я сегодня» 2) идеальная идентичность – то, к чему стремится и кем хочет себя видеть индивид 3) негативная идентичность – то, кем себя не хочет видеть индивид 4) предъявляемая идентичность – образы, которые индивид демонстрирует людям, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности.Человек старается приблизить реальную идентичность к идеальной и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностью. Это достигается путем манипулирования предъявляемой идентичностью в социальном взаимодействии с помощью «работы идентичности», процесса, аналогичного «политике идентичности» Э. Гоффмана[2].

Когнитивный подход

Многие авторы отмечают, что когнитивный подход вобрал в себя часть от символического интеракционизма и психоаналитического подхода.

Идентичность, или «Я-концепция», представляется в данной  теории  как  когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает в себя две подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность. Первая относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных и нравственных черт. Вторая же складывается из отдельных идентификаций и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям: расе, национальности, полу и т.д. [2].

В рамках когнитивного подхода нас интересует социальный психолог Г. Тэджфел, разработавший «теорию социальной идентичности». Формирование социальной идентичности, по его мнению, происходит посредством трех шагов:

–    социальная категоризация – упорядочивание социального окружения в терминах группировки личностей способом, который имеет смысл для индивида. То есть индивид самоопределяется как член некоторой социальной категории (например, определяет себя как мужчину или женщину, как человека определенной национальности, вероисповедания и т. п.);

–   социальная идентификация – процесс, посредством которого индивид помещает себя в ту или иную категорию, т. е. усваивает нормы и стереотипы поведения, свойственные группам членства;

–   социальная идентичность – получение некоторого итога – полного социального отождествления индивида, т. е. приписывание себе усвоенных норм и стереотипов своих социальных групп таким образом, что они становятся внутренними регуляторами социального поведения индивида [5].

Так же Г. Тэджфел выделает позитивную и негативную социальную оценку в зависимости от принадлежности к той или иной группе, соответственно и социальная идентичность может иметь позитивный и негативный аспект. «Оценка собственной группы индивидом определяется взаимоотношениями с некоторыми другими группами через социальное сравнение ценностно-значимых качеств и характеристик», - пишет Г. Тэджфел [1, С. 157].

Продолжателем идей Г. Тэджфела стал его последователь и коллега Дж. Тернер. В основе его концепции лежит потребность человека в социальной ориентации и отождествления себя с какой-либо общностью. Эти потребности заставляют индивидов категорировать себя и свое окружение. А составляющие личностную и социальную идентичности являются частью одного целого явления.

«Я-концепция» - результат категоризации, т. е. когнитивных представлений о себе как о подобном другим индивидам внутри определенного класса и отличном от представителей другого класса. Самокатегории взаимозависимы и представляют собой иерархию трех уровней: 1) наивысший – отражает бытие человека в целом; 2) средний –это межгрупповые отношения и соответствует социальной идентичности; 3) подчиненный – основан на дифференциации среди членов внутри одной группы, соответствует персональной (личностной) идентичности [10].

Таким образом, в основе данной концепции находятся потребности в социальной ориентации и принадлежности к общностям, которые заставляют индивидов категоризировать себя и своё окружение. Личность категоризирует себя в «биполярном континууме», сдвигаясь то к одному полюсу (личностной идентичности), то другому (социальной идентичности).

Иной взгляд относительно понятий    личностной и социальной идентичности у Г. Брейкуэлл. Она полагает, что личностные характеристики бывают редко действительно индивидуализированы. Автор отмечает: «Если некто описывает себя как, например, умного или веселого, то это означает, что описываемый идентифицирует себя с группой умных и веселых и отчуждает себя от тех групп, члены которых не обладают подобными характеристиками» [9, С. 48]. Таким образом, идентификация происходит через соотнесения себя со своей группой (обладающей такими же характеристиками) и противопоставление другой группе (не имеющей таких характеристик).

Г. Брейкуэлл считает, что личностная и социальная идентичности являются двумя полюсами в процессе развития. Личностная идентичность является продуктом социальной идентичности: перцепция социального давления и адаптация к нему – это активный процесс, и личностная идентичность является его остаточным образованием [9].

В заключении можно сказать, что каждый подход по изучению идентичности имеет свои особенности и акцентирует внимание на тех аспектах изучения понятия идентичность, которые характерны их традиции. Но в то же время эти подходы имеют общие черты при изучении проблемы идентичности.



Список литературы

 

1.        Агеев B.C. Исследование межгрупповых отношений в зарубежной социальной психологии// Вопросы психологии, 1980.№4.С. 151-159.

2.        Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. № 1.С. 131-143.

3.        Баклушинский С.А. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» / С. А. Баклушинский, Е. П. Белинская // Социальная психология: хрестоматия / под ред. Е. П. Белинской, О. А. Тихомандрицкой. М., 2003.

4.        Джеймс У. Личность [Электронный ресурс] / У. Джеймс. Режим доступа: www.psychology- online.net/articles/doc-1018.html(Дата обращения: 10.12.2016).

5.        Заковоротная М. В. Идентичность человека. Социально-философские аспекты. Ростов – на - Дону, Издательство Северо-Кавказского научного центра высшей школы. 1999.

6.        Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и практика. М.: Изд-во СГУ, 2009.

7.        Идентичность: социально-психологические и социально-философские аспекты: коллективная монография / К.В. Патырбаева, В.В. Козлов, Е.Ю. Мазур, Г.М. Конобеев, Д.В. Мазур, К. Марицас, М.И. Патырбаева; науч. ред. К.В. Патырбаева; Перм. гос. нац. иссл. ун-т. Пермь, 2012.

8.        Корнев С. А. Детерминация доверия процессом социальной идентификации личности:Автореф. дисс. ... канд. психол. наук. - Иваново, 2006.

9.        Социальная идентификация и социальная идентичность в изменяющемся обществе: учеб. - метод. пособие / О. В. Захарова. – Иркутск : Изд-во Иркут.гос. ун-та, 2010.

10.     Сушков И.Р. Социально-психологическая теория Дж. Тернера [Электронный ресурс] / И. Р. Сушков. – Режим доступа: http://www.psychological.ru/default.aspx?s=0&p=27&0a1=695&0o1=0&0s1=1 (Дата обращения: 09.12.2016)

11.     Фрейд З. «Идеал Я»/ З. Фрейд // Психология самосознания: хрестоматия. Самара. 2000. С. 442–446.

12.     Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ.ред. и предисл. Толстых А. В. М.: Издательская группа "Прогресс", 1996.