Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

Авторы:
Город:
Воронеж
ВУЗ:
Дата:
05 декабря 2017г.

Для того, чтобы повысить конкурентоспособность кадров в современной мировой экономике, необходимо, чтобы национальная образовательная система соответствовала и была адекватной мировым образовательным тенденциям. Образование имеет своей важнейшей фундаментальной задачей гражданское взросление социума под влиянием сформированных гражданских ценностей и убеждений, повышение уровня самосознания. В настоящее время образовательная парадигма изменяется коренным образом: в образовательных учреждениях необходимо не только овладевать профессиональными знаниями, умениями и навыками; должны также формироваться определенные профессионально значимые и социально необходимые личностные качества. Главнейшая задача образования-сформировать активную, конкурентоспособную личность, обладающую толерантностью, организаторскими и лидерскими качествами, признающую необходимость постоянного самообучения, самовоспитания и саморазвития, умеющую гибко мыслить. На саморегуляцию, самоактуализацию личности главным образом оказывает влияние именно самоотношение.

Проблему самоотношения в психологической науке исследовали такие ученые, как Р. Бернс[1] , И.С. Кон, А. Маслоу, В.С. Мухина, К. Роджерс, В.В. Столин [6], С.Р. Пантилеев [5]. Самоотношение - традиционный объект психологического изучения, значительное внимание специалистами уделяется влиянию отношения человека к себе на его поведение. Современная психология имеет множество подходов к  самоотношению,  его  активно  изучают  как  отечественные,  так  и  зарубежные  ученые.  Понятие «самоотношение» включает обобщенную самооценку, уважение к себе, принятие себя, эмоциональное самоотношение, аутосимпатию, ощущение самоудовлетворения, самоценности. Человек в процессе сравнивания себя с другими формирует собственное самоотношение.

Как считает С.Л. Рубинштейн, самооценка во многом зависит от мировоззрения личности; оно является определяющим в том, как человек оценивает себя. В.В. Столин [6], Р. Бернс [1] относят самооценку к эмоционально-ценностному компоненту, включающему самоуважение. Для того, чтобы человек мог чувствовать себя полноценно, он должен обязательно уважать себя. По мнению У. Джеймса [3], уважение к себе прямо пропорционально успеху и обратно пропорционально уровню притязаний. Оно характеризуется положительным самоотношением, принятием своих достоинств и недостатков. Отношение к себе у личности относительно устойчиво, человек или принимает, или не принимает себя.

Согласно взглядам Б.В. Кайгородова [4], самоотношение является центральным образованием в личностной структуре. Когда человек обладает позитивным самоотношением, он успешно адаптируется в обществе. Отношение к себе не нужно рассматривать как данность, оно формируется в межличностном взаимодействии с окружающими. Отношение к своей личности-более позднее образование по сравнению с другими системами у человека, но оно особо выделяется в личностной структуре. Самоотношение находит свою реализацию в том, как человек осуществляет познание себя, каким образом эмоционально и в действии относится к себе. Оно содержит в себе несколько составляющих: когнитивную, конативную и эмоциональную. Когнитивная составляющая указывает, с помощью каких процессов (ощущений, восприятий, представлений и др.) происходит реализация гностического отношения человека к себе. Сюда также относится самооценка; так как личность, познавая себя, не только приобретает какие-то знания, но и оценивает их с помощью имеющихся внутренних критериев («хорошее-плохое», «годное-негодное»). В процессе самопознания человек стремится к пониманию не только того, что уже им сделано, но и на что он способен в будущем. Конативная составляющая-это внутренние действия по отношению к себе, наличие диалога с собой, самоуверенности, самопоследовательности, самопринятия, одобрения своей личности, или, напротив, самообвинения, снисходительности к себе и самоукорения. Эмоциональная составляющая заключается в том, что человек внешне наблюдает за эмоциями, возникающими в свой адрес. Они могут иметь позитивный или негативный окрас, олицетворять принятие или непринятие своей личности. Когда человек достигает каких-либо целей, он чувствует свою эффективность и испытывает удовлетворение; в противном случае, он остается неудовлетворенным собой.

Период юношества – важнейший этап в формировании личности, ему присущи некоторые специфические особенности. В этом возрасте происходят преобразования в таких сферах, как сознание, деятельность, система отношений с окружающими. Человек продолжает расти, идет половое созревание, что сильно влияет на характер психофизиологических особенностей. Студент активно общается, участвуя в учебных, производственных, творческих занятиях; в процессе этого у него формируются новые психологические и личностные качества. В данный период юноши часто попадают в стрессовые ситуации, так как учебный процесс идет довольно интенсивно в новых формах, появляется множество новых дисциплин; им нужно социально адаптироваться в коллективе. Взаимоотношения с одногруппниками выходят на новый уровень, осуществляются новые контакты. Становится необходимым сохранять многочисленные ограничения, бывшие на предыдущем возрастном этапе; появляется стремление к взрослости, а это, несомненно, требует труда над пониманием собственных внутренних процессов, выработкой определенного отношения к себе [2].

Нами было проведено исследование самоотношения студентов-психологов 1, 2, 3, 4 курсов очного отделения психолого-педагогического факультета на базе Воронежского Государственного Педагогического Университета по методике В.В. Столина, С.Р. Пантилеева. В исследовании приняли участие 50 студентов.

По шкале «глобальное самоотношение» были выявлены следующие результаты: все студенты 1 курса  показали высокий уровень отношения к себе (100%), 73 % студентов 2 курса также имеют высокий уровень. На 3 курсе уровень самоотношения снижается (56%), на 4 курсе снова повышается (89%). По  шкале «самоуважение» высокий уровень показали 67 % студентов 1 курса, 54 % 2 курса, 44 % студентов 3 курса и 67 % студентов 4 курса. Снижение показателя у студентов 3 курса можно объяснить кризисным периодом в обучении. Количество предметов профессионального профиля резко увеличивается, и учащимся трудно понимать и усваивать профессиональную терминологию, научные методологические концепции, проблемные ситуации, которые рассматриваются в специальных дисциплинах. Требования к овладению необходимыми знаниями повышаются, становятся более высокими по сравнению с предметами, изучавшимися на предыдущих курсах. Это, несомненно, оказывает влияние на самоуважение учащихся.

Студенты-психологи 1-4 курсов, согласно исследованию, имеют низкий уровень аутосимпатии. Они склонны видеть в своей личности в первую очередь недостатки, их самооценка занижена, они часто обвиняют самих себя. Самый высокий показатель аутосимпатии имеют студенты 2 курса (36%). У учащихся этот период называют этапом интенсификации, когда развиваются общие и специальные способности, интеллект, эмоционально-волевая регуляция, ответственность и самостоятельность.

Шкала «ожидаемое отношение от других» показывает высокий уровень у 33 % студентов 4 курса, средний уровень у 64 % студентов 2 курса, низкий уровень у 56 % студентов 3 курса. Это означает, что учащиеся ожидают, каким образом отнесутся к ним окружающие-позитивно или негативно. Согласно результатам, высокий уровень самоинтереса имеют 67 % студентов 1 курса, 73 % студентов 2 курса, 33 % студентов 3 курса и 50 % студентов 4 курса. Здесь также прослеживается следующая динамика: проявление самоинтереса на 1 и 2 курсе, затем его снижение, и снова возрастание к последнему этапу обучения. По шкале «самоуверенность» мы выявили высокий уровень у 54 % студентов 2 курса. Это говорит о том, что они ощущают внутреннюю силу, имеют высокую смелость в коммуникациях, ориентированы на достижение поставленных целей, имеют чувство компетентности. Низкий уровень самоуверенности отмечается у 44 % студентов 3 курса. Они сомневаются в своих возможностях преодолевать какие-либо затруднения и могут испытывать внутреннее напряжение.

Шкала «отношение других» отражает высокие показатели у студентов 1 курса (42%), 2 курса (45%) и 4 курса (67%). Низкий уровень имеют студенты 3 курса (33%). Данный признак показывает положительное, либо отрицательное отношение других людей. По шкале «самопринятие» высокий уровень имеют студенты 1 и 2 курсов( 58 % и 45 % соответственно). Они воспринимают себя положительно в различных ситуациях, к недостаткам относятся снисходительно. Студенты 3 курса хуже принимают себя (22%), часто используя критику   в   свой   адрес.   К   4   курсу   самопринятие   начинает   возрастать   (33%).   По   шкале «самопоследовательность» самый высокий уровень имеют студенты 4 курса (72 %); они уже научены правильно распределять свое время, чтобы продуктивно работать; предстоящие выпускные экзамены требуют большой ответственности; в скором времени им предстоит заниматься профессиональной деятельностью. У студентов 3 курса уровень саморуководства снижен (22%).

Шкала «самообвинение» выявила, что у 42 % первокурсников, у 45 % студентов 2 курса, у 56 % студентов 3 курса и у 55 % студентов 4 курса имеется низкий уровень. Это говорит о том, что в ситуациях конфликта они склонны оправдывать себя, отрицать свою вину и переносить ответственность на других за различные неприятности. Шкала «самоинтерес» показывает высокие проценты у первокурсников (58%), у студентов 2 курса (64 %), у студентов 3 курса (56 %) и у студентов 4 курса (61 %). Исходя из этого, можно говорить о том, что студенты-психологи имеют большой интерес к процессам, происходящим в их внутреннем   мире;   они постоянно анализируют   собственные мысли,   эмоции  и чувства.   По шкале «самопонимание» выявлен высокий уровень у студентов 1 и 3 курсов (58 % и 44 %). Студенты 4 курса имеют средний уровень понимания себя (44 %). Это показывает, что учащиеся наблюдают за своим поведением, его мотивами, пытаясь их интерпретировать.

Таким образом, самоотношение студентов-психологов на разных этапах вузовского обучения претерпевает некоторые изменения. В процессе учебы повышается уровень глобального самоотношения, самоуважения, самопоследовательности, интереса к своему внутреннему миру; снижается уровень самообвинения. Необходимо обратить внимание на студентов 3 курса, так как у них выявлены низкие показатели аутосимпатии, самоуверенности и самопринятия, что связано с кризисным периодом в обучении. Здесь может стать необходимой психологическая помощь в преодолении сложного этапа.

 

Список литературы

 

1. Бернс Р. Развитие «Я»-концепции и воспитание/ Р. Бернс. – Москва: Прогресс, 1986.-228 с.

2.   Бородовицына Т.О. Особенности Я-концепции педагогов / Т.О. Бородовицына, Ю.В. Клепач // Известия Воронежского Государственного Педагогического Университета. – № 2 (275).- 2017.

3. Джеймс У. Психология / У. Джеймс. - Москва: Академический Проект, 2011. -320 с.

4.   Кайгородов Б.В. Самопонимание: миф или реальность / Б.В. Кайгородов. –Москва: Московский психолого-социальный институт, 2000.-184 с.

5. Пантилеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система / С.Р. Пантилеев. – Москва: Издательство Московского Государственного Университета, 1991. – 241 с.

6.    Столин В.В. Самосознание личности / В.В. Столин. - Москва: Издательство Московского Государственного Университета, 1983.-288 с.