Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ, МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ НА РАЗНЫХ КУРСАХ ОБУЧЕНИЯ

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Сложившаяся социальная обстановка в современном обществе обусловливает рост агрессивности в студенческой среде. Распространение агрессивного поведения обучающихся в ВУЗе негативно влияет на эффективность образовательного процесса. Вследствие этого проблема агрессивности студентов является одной из самых значительных и актуальных проблем современной психологии и педагогики.

В отечественной психологии агрессия рассматривается как «мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т.п.)». Ученые выделяют физическую, вербальную, прямую, косвенную, инструментальную, враждебную агрессию и аутоагрессию [1, с. 16].

Е.И. Рогов указывает, что агрессивность имеет различную степень выраженности: от почти полного отсутствия до предельного развития. По его мнению, личность должна обладать определенной степенью агрессивности, т.к. ее отсутствие приводит к пассивности, конформности и т.д. При чрезмерном же развитии агрессивности личность может стать конфликтной, неспособной на сознательную кооперацию [4, с. 241].

Согласно Р.М. Магомедовой, причинами, провоцирующими проявление агрессии у студентов, могут быть особенности формирования агрессивности и стереотипов агрессивного поведения на предыдущих этапах возрастного развития; смена образа жизни, социального статуса, социальной группы; трудности в овладении учебно-профессиональной деятельностью и т.д. [2].

Социальная значимость проблемы проявления агрессивности у будущих учителей, а также необходимость оказания практической помощи студентам в снижении у них склонности к агрессивному поведению обусловили выбор темы исследования «Особенности проявления агрессии у студентов разных профилей подготовки».

Цель данной работы заключалась в том, чтобы выявить особенности проявления агрессии у будущих учителей информатики, математики и физики на разных курсах обучения.

Для достижения цели применялся опросник А. Басса – А. Дарки, адаптированный А.К. Осницким. Он выявляет следующие показатели и формы агрессии: физическая агрессия, вербальная агрессия, косвенная агрессия, негативизм, раздражение, подозрительность, обида, аутоагрессия или чувство вины.

Опросник состоит из 75 утверждений. От испытуемого требуется согласиться или не согласиться с ними. Обработка полученных результатов осуществляется с помощью «ключа». Показатели «1», «2» и «3» объединяются в индекс агрессивности, «6» и «7» – в индекс враждебности [3, с. 174-180].

Эмпирическая часть исследования проводилась на базе Волгоградского государственного социально-педагогического университета (ВГСПУ). В исследовании приняли участие 64 студентов бакалавриата направления подготовки «Педагогическое образование» профилей обучения «Информатика», «Физика» (ИФБ) и «Математика», «Информатика» (МИБ) 1-3 курсов, т.е. речь будет идти о будущих учителях информатики, математики и физики.

Представим результаты сравнительного изучения особенностей проявления агрессии у будущих учителей-предметников.

Эмпирические данные, полученные в ходе исследования, позволяют заключить, что наиболее распространенной формой агрессии у будущих учителей является аутоагрессия или чувство вины. Так, ее высокий уровень был зафиксирован у 60% первокурсников и 52% второкурсников. Это свидетельствует о направленности агрессии на себя, являющейся сдерживающим фактором агрессивного и враждебного поведения по отношению к окружающим.

На этом фоне обращает на себя внимание отсутствие на втором курсе студентов с высоким уровнем проявления раздражения, а на третьем курсе – косвенной агрессии. Данный факт говорит о том, что второкурсники не склонны к вспыльчивости, резкости и грубости при малейшем возбуждении, а третьекурсники – к скрытой агрессии и к проявлению ненаправленных взрывов ярости.

Вместе с тем заметен довольно существенный «разброс» в проявлениях различных форм агрессии у первокурсников, второкурсников и третьекурсников. Так, наибольшее количество студентов, проявивших высокий уровень физической агрессии, обнаружено на третьем курсе (10%) по сравнению с первым (5%) и вторым (9%) курсами. Наибольшее количество студентов, показавших высокий уровень вербальной агрессии, зафиксировано на третьем курсе (38%) по сравнению с первым (30%) и вторым (13%) курсами. Наибольшее количество студентов, продемонстрировавших высокий уровень косвенной агрессии, отмечено на втором курсе (26%) по сравнению с первым (25%) и третьим (0%) курсами. Наибольшее количество студентов, проявивших высокий уровень негативизма, обнаружено на третьем курсе (29%) по сравнению с первым (5%) и вторым (17%) курсами. Наибольшее количество студентов, показавших высокий уровень раздражения, зафиксировано на первом курсе (15%) по сравнению со вторым (0%) и третьим (14%) курсами. Наибольшее количество студентов, продемонстрировавших высокий уровень подозрительности, отмечено на первом курсе (25%) по сравнению со вторым (17%) и третьим (19%) курсами. Наибольшее количество студентов, проявивших высокий уровень обиды, обнаружено на втором курсе (39%) по сравнению с первым (35%) и третьим (14%) курсами. Наибольшее количество студентов, показавших высокий уровень чувства вины, обнаружено на первом курсе (60%) по сравнению со вторым (52%) и третьим (29%) курсами. Таким образом, первокурсники склонны выражать свои агрессивные реакции в таких формах, как раздражение, подозрительность и чувство вины; второкурсники – косвенная агрессия и обида; третьекурсники – негативизм, физическая и вербальная агрессия.

Следует отметить, что наибольшее количество студентов, проявивших высокий уровень по интегральным показателям (индексу агрессивности и индексу враждебности), обнаружено на первом курсе (20% и 40% соответственно) по сравнению со вторым (4% и 22% соответственно) и третьим (0% и 19% соответственно) курсами. Такая выраженность агрессивности и враждебности говорит о конфликтности личности первокурсников, их неспособности на сознательную кооперацию. Данный факт в дальнейшем может негативно влиять на успешность учебно-профессиональной деятельности будущих учителей информатики, математики и физики.

В заключении отметим, что приведенные данные могут быть использованы для психолого- педагогического сопровождения студентов в период их обучения в ВУЗе.

Список литературы

 

1.                   Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – 3-е изд., доп. и перераб. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК. 2006. – 672 с. – ISBN 5-93878-232-5.

2.                   Магомедова, Р.М. О причинах проявления агрессивности и агрессивного поведения студентов современного вуза // Казахский педагогический журнал. – 2012. – № 2 (92).

3.                   Райгородский Д.Я. (редактор-составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. – 672 с. – ISBN 5-89570- 005-5.

4.                   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 1. – 384 с. – ISBN 5-691-00180-9, ISBN 5-691-00181-7(1).