Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ПЕРСОНАЖЕЙ В СКАЗКАХ Г.Х.АНДЕРСЕНА

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

В данной статье, проанализировав тексты шести сказок Г.Х.Андерсена, мы обнаружили следующие социально-психологические феномены,проявляющиеся в поведении персонажей сказок Г.Х Андерсена: просоциальное поведение, социальная перцепция, стратегии поведения (избегание-альтруизм-компромисс- сотрудничество-соперничество), соотношение внешних атрибутов человека (одежда, манеры, речь) и внутреннего мира человека.

Сказки Г.Х.Андерсена психологически насыщенны. В каждой сказке можно найти несколько социально-психологических феноменов, многие из них повторяются из сказки в сказку.

Отношения людей в обществе в целом, в большой неорганизованной группе мы видим в сказке «Капля воды»: «Право, перед ним был целый город, кишевший людьми, но все они бегали нагишом! Ужас что такое! А еще ужаснее было то, что они немилосердно толкались, щипались, кусались и рвали друг друга в клочья! Кто был внизу - непременно выбивался наверх, кто был наверху - попадал вниз. - Гляди, гляди! Вон у того нога длиннее моей! Долой ее! А вот у этого крошечная шишка за ухом, крошечная, невинная шишка, но ему от нее больно, так пусть будет еще больнее!

И они кусали беднягу, рвали на части и пожирали за то, что у него была крошечная шишка. Смотрят кто-нибудь сидит себе смирно, как красная девица, никого не трогает, лишь бы и его не трогали, так нет, давай его тормошить, таскать, теребить, пока от него не останется и следа!  …

-     Ну, а что это такое, по-твоему? Можешь угадать? - спросил Копун Хлопотун. … Это Копенгаген или другой какой-нибудь большой город, они все ведь похожи один на другой!.. Это большой город!» [1, с.326].

В этом небольшом отрывке можно увидеть: соперничество и асоциальное отношение людей друг к другу. Такие действия можно расценивать как стихийное поведение людей в толпе. Г. Лебон давал весьма негативные характеристики толпе: если индивид сознателен, то толпа неосознанна, иррациональна, консервативна, нетерпима, нуждается в поддержке вождя, одним словом - «социальное животное, сорвавшееся с цепи» [7, c. 28].Известно, что люди в толпе, ощущая психическое давление присутствующих, могут сделать (или, напротив, не сделать) то, чего они никогда бы не сделали (или, напротив, что непременно сделали бы) при иных обстоятельствах. Например, человек не может оказать, без ущерба для собственной безопасности, помощь жертве при враждебном отношении к этой жертве самой толпы [6].

Просоциальное поведение (prosocialbehavior) «…любые действия, совершенные с целью принести пользу другому существу. …альтруизм, то есть желание помочь другому, даже если это послечет за собой какие-то издержки для помогающего. Альтруизм - это помощь продиктованная исключительно желанием принести пользу другому, без всякой пользы (а часто даже с вредом для самого себя» [4, c.370].

В «Гадком утенке» просоциальное поведение встречается когда крестьянин вытаскивает утенка из замерзшей воды, приносит домой и отогревает его. Утенку повезло, а Девочке со спичками - нет. Ей не только не помогают, но и намеренно причиняют вред. У нее слетели с ног башмаки «…когда она перебегала через улицу, испугавшись двух мчавшихся мимо карет. Одной туфли она так и не нашла, другую же подхватил какой-то мальчишка и убежал с ней…» [1, с.281]. В итоге в зимнюю стружу она осталась босоногой. Девочка вынуждена продавать спички, но за целый день она не выручила ни гроша. Взрослые люди, встречавшие ее на улице, ни купили у нее ни одной спички даже из жалости, чтобы помочь несчастному ребенку. Был канун Нового года, все были заняты предпраздничными хлопотами: наряжали елки, жарили гусей и никто не обращал на нее внимания. Девочке оказалось легче умереть, чем вернуться в холодный дом, где ее никто не ждал. Ее увидели только утром, в углу за домом, замерзшую в последний вечер старого года. Со стороны девочки здесь можно увидеть такую стратегию поведения как «избегание». Она предпочла спрятаться в уголке, уйти в мир грез, вспоминать об умершей бабушке, которая единственная ее любила, а не просить помощи у взрослых. Такое поведение для ребенка вполне естественно, его можно объяснить возрастной и социальной незрелостью, отсутствием полноценной социализации. Если бы девочка обладала более сформированными социальными компетенциями, смогла бы обратиться за помощью, возможно все закончилось бы не так трагически.

Противоположное поведение можно увидеть в сказке «Снежная королева» [1, c.211-239]. Герда отправляется на поиски Кая, получая многочисленную помощь от всех, кого встречает в дороге. Несмотря на то, что Герда так же как и Девочка со спичками является ребенком, она находит способы взаимодействия с многочисленными персонажами, встречающимися у нее на пути: солнечный свет, ласточки, река, старушка в большой соломенной шляпе, цветы, ворон, ворона, принц, принцесса, маленькая разбойница, лесные голуби, лапландка, финнка. Герда использует продуктивные стратегии поведения - «альтруизм»: ради спасения Кая она готова терпеть трудности и успешно преодолевает их; «сотрудничество» - она умеет договариваться, получать поддержку, нужную информацию и необходимые вещи для дальнего пути (одежду, средства передвижения). Результат такого поведения является положительным: она находит Кая и возвращается с ним домой. В социальной психологии стратегия «сотрудничества» относится к эффективным стратегиям поведения, в отличие от «избегания» и «соперничества» [2, с.106-107;3, с.263-264; 5, с.484-490]. В «Снежной королеве» и «Девочке со спичками» мы находим подтверждение этого положения.

В сказке «Как буря перевесила вывески» аллегорически показан процесс социальной перцепции. Социальная или межличностная перцепция - процес восприятия человека человеком, который имеет определенные закономерности.

Сначала происходит восприятие внешних признаков, затем соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и на этой основе интерпретируются его поступки [2, с.119; 5, с.131-135].

В этой сказке как раз происходит сопоставление внешних признаков и внутреннего содержания.

Вывеску цирюльника ветер забросил на подоконник дома советника юстиции. Жену советника называли «бритвой», о людях она знала куда больше, чем они сами о себе знали.

Караульная пожарная будка от дома почтенного брандмайора, который приезжал на пожар, когда оставались одни головешки, переместилась к дому бедного плотника, спасшего во время последнего пожара трех человек.

Вывеска с нарисованной вяленой треской перелетела на дверь редактора одной газеты: в своей газете он сам себе голова и никакой закон ему не писан.

Бочка бондаря очутилась под вывеской «Дамские моды».

Меню, висевшее у входа в кухмистерскую, ветер перенес к подъезду театра, в который редко кто захаживал. Забавная получилась афиша: «Суп из хрена и фаршированная капуста». Публика валом повалила в театр.

Лисья шкурка с вывески скорняка повисла на шнурке колокольчика у дверей молодого человека, который, по словам его тетки, исправно ходил в церковь, вел себя тише воды, ниже травы, стремился к истине и всем служил примером.

Доска с надписью: «Высшее учебное заведение» оказалась на бильярдном клубе, а на питейном заведении появилась вывеска детского врача: «Здесь дети приучаются к бутылочке» [1, с.793-796].

Буря обличила истинную сущность строений, на которых висели эти вывески. Здесь мы видим феномен противопоставление маски и истинной сущности. Вывеска - одно, а то, что под этой вывеской, - уже другое. В социуме часто люди взаимодействуют, исходя из внешних атрибутов личности (статуса, внешности, манер), особенно незнакомые люди, при первом контакте. Внешние атрибуты (вывеска) - это единственная информация, доступная в начале взаимоотношений. И очень часто за внешними метками теряются внутренние качества человека.

Тот же социальный феномен проявляется в сказке «Серебрянная монетка»: «Что мне мое серебро, мое достоинство, моя чеканка, когда все это ничего не значит! В глазах людей остаешься тем, за кого они тебя принимают!» [1, с.772].То, что на самом деле монетка была ценной, серебряной - людей не интересовало, ее считали фальшивой и поскорее хотели от нее избавиться, потому что она не соответствовала социальным условиям, в которых оказалась. Чтобы быть востребованным в обществе, мало быть просто ценным самому по себе,  нужно чтобы  социум признавал это. Иначе человек обречен на гонение, непонимание, отвержение и даже обвинения в том, в чем он не виноват. То есть важно соответствие внешних атрибутов и внутреннего содержания. Перекос в ту или иную сторону приводит к социальным конфликтам.

Сказки Г.Х.Андерсена являются бесценным материалом для психологического анализа и, не смотря, на частую трагичность или даже жесткость, полезны для воспитания терпимости и стойкости к жизненным трудностям, оптимизма, веры в себя. Подбирая сказки для чтения детям, мы способствуем успешной социализации, формированию эффективных стратегий поведения в социуме.

Список литературы

 

1.                   Андерсен Г. Х. Полное собрание сказок и историй в одном томе. - М.: Альфа-книга, 2014. – 1056 с.

2.                   Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2007. - 363 с.

3.                   Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию. – М.: Аспект Пресс, 1998. - 517 с.

4.                   Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2004. - 560 с.

5.                   Битянова М. Р. Социальная психология: наука, практика и образ мыслей. М: ЭКСМО- Пресс, 2001. - 576 с.

6.                   Лебон Г., Тард Г. Психология толп. Мнение и толпа. - М.: Институт психологии РАН, КСП+ , 1998. - 416 с.

7.                   Московичи С. Век толп. – М.: Центр психологии и психотерапии , 1996. С. 28 478 с.