Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Большинство исследований указывает на невозможность абсолютного искоренения агрессивного поведения. Психология в своих исследованиях видит доказательства большой вариативности высокодифференцированных отношений к объектам, отчасти агрессивных, отчасти либидозных, которые проявляются практически с рождения человека. Агрессивность считается нормальным явлением, которое обязательно присутствует в психической жизни каждого ребенка [9]. Тревога и гнев, а иногда и ненависть, как и любовь, вызываются одним и тем же лицом. В итоге неизбежны болезненные конфликты. Тенденции к гневу и враждебности, направленные к любимому человеку, могут подавляться, перенаправляться (смещаться), проецироваться на других.

Э. Фромм выделяет несколько типов агрессии:

1.    Доброкачественная (биологически адаптивная, способствующая поддержанию жизни).

2.      Злокачественная агрессия (не связанная с сохранением жизни).

3.    Псевдоагрессия (включает в себя непреднамеренную, оборонительную, игровую агрессию и агрессию, связанную с самоутверждением).

Доброкачественная агрессия обеспечивает:

· обращение младенца к внешнему миру и помогает удержаться в нем;

· сохранение или восстановление в организме гомеостатического баланса в условиях изменяющейся окружающей среды;

· уменьшение тревожных последствий неудовлетворительных объектных отношений;

·    автономию;

· удаление препятствий на пути желаемого уровня удовлетворения;

· удаление или разрушение источника глубокой боли или фрустрации;

· воссоединение и предотвращение разлуки.

Описанные тенденции включены в критерий безопасности, при которой ребенок чувствует себя защищенным. Агрессивное поведение усиливается и приводит к деструктивному поведению при невозможности их обеспечения [10].

Так как, согласно мнению указанных выше ученых, агрессия является генетически запрограммированной реакцией на угрозу жизненных интересов человека, означает, что ее биологическую основу изменить невозможно.

Анализируя природу тех факторов, которые способствуют агрессии, их можно разделить на две большие группы: индивидуально-личностные и внешние социально-психологические факторы.

Используя основные идеи теории социального научения, американские социологи и социальные психологи К. Джеклин, Р. Джин, Э. Маккоби, Дж. Уайт и другие предпринимали попытки сконцентрировать свое внимание на различии половых характеристиках субъекта, что бы ответить на вопрос о том, влияют ли они на характер враждебного поведения [3]. В рамках этого же направления и с позиций того же подхода такие ученые, как П. Белл, Э. Доннерштейн, Э. 0'Нил, Р. Роджерс и другие, уделяют большое внимание вопросу о том, какое воздействие оказывает расовая принадлежность индивида на проявления межличностной агрессии. Генетические компоненты агрессивности их влияние описали  М.В. Алфимова, В.И. Трубников, подчеркнув значимость генов в вопросах агрессивного поведения [1].

Говоря о внешних факторах, порождающих агрессию, прежде всего, имеется в виду влияние негативных факторов окружающей человека среды, таких, как шум, загрязнение воды, воздуха, температурных колебаний, большого скопления людей, посягательств на личное пространство и т.д. Этой тематикой занимаются Р. Барон, Д. Зилманн, К. Лоо, Дж. Карлсмит, Ч. Мюллер, Дж. Фридмен, X. Холдин и другие. Определенное место в исследованиях этого направления находят вопросы о роли таких факторов, как алкоголь и наркотики. Здесь можно отметить работы А. Арменти, Р. Боятжиза, X. Кэп-пела, Дж. Карпентера, Д. Капассо, К. Леонарда и С. Тейлора [5].

Исследованы такие важные социальные факторы, как групповая принадлежность подростков, влияние средств массовой информации, жестокости в кинофильмах и компьютерных играх, поведения в социальных сетях [6]. В проведенных исследованиях не выявлено прямых зависимостей от этих факторов. Главной особенностью во всех исследованиях явилась роль значимых взрослых, их отношение к перечисленным факторам, их умение пользоваться информацией и объяснять происходящее. На первый план, таким образом, выходят такие социальные факторы, как влияние воспитания и стиль семейных отношений.

Большинство социальных норм, управляющих поведением, ребенок и подросток усваивают в результате подражания значимым для них людям. А. Бандура описывает значение зависимости детей от своих родителей, которое влечет за собой желание им подражать, и делает вывод о том, что отношения при отсутствии зависимости являются источником агрессивных чувств и, одновременно, ограничивают способность их контроля [2]. Его концепция зависимости строится на том, как мать приобретает ценность вторичного подкрепления (в процессе ухода за младенцем). Иногда достаточно одного еѐ присутствия для ощущения комфорта.

Следует отметить, что концепция привязанности сильно отличается от концепции зависимости. По мнению Дж. Блоуби, зависимость не связана особым образом с сохранением близости, она не направлена на особого индивида, не подразумевает прочной эмоциональной связи, и  не связана необходимым образом с сильным чувством. Ей не приписывается какая-либо биологическая функция. Кроме того, «в концепции зависимости есть ценностный смысл, в точности противоположный тому, который передает концепция привязанности. В то время как описание человека как зависимого склонно нести в себе оттенок принижения, описание человека как привязанного к кому-либо вполне может быть выражением одобрения. И наоборот, если человек отчужден в своих личных взаимоотношениях, это обычно рассматривается как черта, далеко не вызывающая восхищения. Уничижительный элемент в концепции зависимости, который отражает неудачу в осознании той ценности, которую поведение привязанности имеет для выживания, считается фатальной слабостью для ее клинического использования» [4, стр.217]. Таким образом, Джон Блоуби обращает внимание на важность эмоциональной составляющей в социальных отношениях, еѐ влияние на поведение человека, в том числе и агрессивное, на протяжении всей жизни.

В.С. Мухина подчеркивает значимость всех видов деятельности, свойственных каждому возрасту – игровая деятельность, учеба, труд. Влияние общества, в котором проходит взросление [8].

Еще один фактор, влияющий на агрессивность подростков, описывает Ю.Б. Можгинский [7]. Много ошибок возникает в связи с неправильным толкованием агрессивного поведения. За тяжелую форму агрессии принимаются нормальные реакции ребенка на ту или иную ситуацию. Агрессия иногда имеет болезненную основу, но родители и педагоги ее недооценивают. Часто взрослое окружение исходит из поверхностной трактовки агрессивности, представляющейся как безусловно отрицательный феномен.  Выявление агрессивного поведения и его своевременная коррекция часто затруднены самими родителями, которые, в свою очередь, отказываются видеть в своем ребенке агрессивные проявления [7].

По  мнению А. Баса, агрессивные действия  можно описать на основании  трех  шкал: физическая — вербальная; активная — пассивная; прямая — непрямая.

Их комбинация дает восемь возможных видов, под которые попадает большинство агрессивных действий (Табл.1.) [3].




Таблица 1  

Виды агрессии по А. Бассу



п/п

 

Тип агрессии

 

Примеры

 

1.

Физическая     —      активная

прямая

Нанесение другому человеку ударов холодным оружием,

избиение или ранение при помощи огнестрельного оружия

 

2.

Физическая     —      активная

непрямая

Закладка мин-ловушек, сговор с наемным убийцей

 

 

3.

Физическая     —     пассивная

прямая

Стремление  физически  не  позволить  другому  человеку

достичь желаемой цели или заняться желаемой деятельностью (например, сидячая демонстрация)

 

4.

Физическая     —     пассивная

непрямая

Отказ от выполнения необходимых задач (например, отказ

освободить территорию во время сидячей демонстрации)

 

 

5.

Вербальная     —     активная

прямая

Словесное оскорбление или унижение другого человека

 

 

6.

Вербальная     —     активная

непрямая

Распространение злостной клеветы или сплетни о другом

человеке

 

7.

Вербальная    —     пассивная

прямая

Отказ разговаривать с другим человеком, отвечать на его

вопросы и т. д.

 

8.

Вербальная     —     активная

непрямая

Отказ      дать     определенные     словесные     пояснения      или

объяснения  (например,  высказаться  в  защиту  человека, которого незаслуженно критикуют)

 

В подростковой жизни в «детской» форме встречаются практически все, присутствующие в Табл.1, виды агрессивного поведения.

 

Список литературы

1.      Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности//Вопросы психологии. 2000. № 6.

2.      Бандура Альберт, Уолтерс Ричард / Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б. Красовского. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО –Пресс, 1999. – 512 с. (Серия «Психология. XX век»).

3.      Берковец Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002.-512 с.(Секреты психологии).

4.      Боулби Дж. Привязанность. — М.: Гардарики, 2003. — 480 с.

5.      Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб.: Питер, 1997. – 336 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).

6.      Гуггенбюль-Крейг Адольф. Зловещее очарование насилия: Профилактика детской агрессивности и жестокости./ Пер. с нем. 2-е изд. – М.: «Когито-Центр», 2006. – 176 с. (Юнгианская психология).

7.      Можгинский  Ю.Б.  Агрессивность  детей  и  подростков.  Распознавание,  лечение,  профилактика/ Можгинский. - М.: Когито-Центр 2008 – 184 с.

8.      Мухина B. Возрастная психология. Феноменология развития/10-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2006. - 608 с.

9.      Психоаналитические концепции агрессивности / Текст в 2-х книгах. Кн.2./ сост. и науч. ред. С.Ф. Сироткин. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2004. – 474с.

10.   Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности; Перевод/Авт. вступ. ст. П.С. Гуречич. – М.: Республика, 1994 – 447 с.:ил. – (Мыслители XX века).