07 февраля 2016г.
Истоки развития личности происходят из семьи, представляющей на ранних этапах жизни единственный и важнейший институт социализации. Психологически здоровые и функциональные семьи обеспечивают удовлетворение витальных потребностей и формирование эмоционально стабильного, жизнеспособного индивида. Дефицит родительской заботы и поддержки детерминирует выраженные нарушения психического и физического развития, психосоматические нарушения [1, с. 33].
Адаптация ребенка к миру и к окружающим людям является стрессогенной, от ощущения психологического дискомфорта возрастает уровень тревоги, способной перейти в хроническую форму [3, с. 37].
Физический комфорт, эмоциональная безопасность, протекция, внимание, принятие, любовь образуют группу основных потребностей ребенка, игнорирование которых выражается в реакции организма – болезни - как способа выживания в условиях, травмирующих психику [2, с. 342].
С целью сбора эмпирического материала по теме диссертационного исследования «Влияние типов привязанности часто болеющих детей раннего возраста к родителям на особенности общения со сверстниками в младшем дошкольном возрасте» на первом этапе кроме диагностического обследования, направленного на выявление типов привязанности к каждому из родителей, проводилось исследование специфики родительского отношения к детям. Участниками стали 160 родителей в возрастной категории 25-35 лет из 80 семей с часто болеющими и здоровыми детьми, с равным распределением по группам испытуемых по 80 человек. Диагностический кейс психологического исследования включал авторскую методику Е.И. Захаровой «Оценка детско-родительского эмоционального взаимодействия». Анализ результатов данных обследования позволил выделить следующие стили родительского отношения:
1) Функциональный стиль, предполагающий развитие таких родительских способностей, как восприятие состояний ребенка понимание причин его поведения, сопереживание, проявление чувств любви и заботы во взаимоотношениях с ребенком, умение выстраивать конструктивное общение с ним, родитель способен к безусловному принятию, ему нравится «исполнение» его социальной роли «родителя», он верит в собственные возможности преодолеть трудности в воспитании ребенка, создает благоприятный эмоциональный фон взаимодействия, существует телесный контакт, оказание всесторонней родительской эмоциональной поддержки. Данный стиль, представляющий основу формирования надежного типа привязанности, практикуют в семье 66% родителей (48% -матери и 18% - отцы). 2) Дисфункциональный стиль с противоположными тенденциями, характерый для 34% родителей (31% -отцы, 3% - матери).
Детско-родительские отношения в значительной степени определяют личностное развитие часто болеющего ребенка, соматический статус которого делает его особенно зависимым от родителей. Роли матери и отца дифференцированы в общении с ребенком. Преимущественно матери успокаивают детей, пребывающих в состоянии тревоги, удовлетворяют жизненные потребности. Отцы в большей степени вовлекают детей в новые виды деятельности, стимулируют физическую и игровую активность. Ребенок особенно нуждается в матери, когда расстроен, переживает гамму негативных эмоций, а отцу предпочитает воспринимать как партнера по игре и организатору пространства для исследовательской деятельности.
Результаты комплексной диагностики родителей и детей позволил выявить проблемное поле и разработать программу коррекционно-развивающей деятельности психолога, взаимодействующего с семьей. Концептуальная основа представлена моделью Альфреда Адлера, согласно теории которого семейная атмосфера, установки, ценности и взаимоотношения в семье являются главным фактором развития личности. Данный подход содержит ведущий принцип взаимоуважения всех членов семьи, заложенный в процесс сознательного и целенаправленного изменения поведения родителей.
Совершенствование воспитательных методов родителей предваряет диагностическая и коррекционная работа с их личностью, в данном случае речь идет о восприятии их не только в роли родителей, но и супругов, принятии своеобразия совокупности их психологических черт, воплощенных в индивидуальности. Целесообразным представляется провести первоначальную работу по преодолению внутренней дисгармонии, дефицитов в развитии личности взрослого, в межличностных отношениях с окружающими, а на последующем этапе формировать представления об эффективном воспитательном взаимодействии с ребенком, развивать педагогическую культуру родителей, необходимые навыки и умения.
Цель программы: развитие компонентов интегральной психологической структуры родительства. В данном случае речь идет о совокупности ценностных ориентаций родителя, установок и ожиданий, родительских чувствах, ответственности и стиле семейного воспитания. Связь компонентов родительства осуществляется через взаимообусловленность когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, представляющих психологические формы проявления родительства.
Когнитивный компонент предполагает наличие представлений о родительских функциях, о себе как о родителе, об образе идеального родителя, осознание родителями родственных чувств во взаимоотношениях с детьми.
Эмоциональный компонент представлен родительскими чувствами, отношением к ребенку, отношение к супругу как партнеру в воспитании ребенка.
Поведенческий компонент рассматривается как совокупность необходимых компетенций в области ухода, удовлетворения базовых потребностей ребенка, выполнение воспитательно-обучающей функции, взаимоотношения с супругом(ой) по вопросам воспитания ребенка, стиль семейного воспитания.
c Задачи программы:
1. Исследование особенностей взаимоотношений в супружеской паре, представляющих источник психологического здоровья семьи и благополучной атмосферы для развития личности ребенка, и коррекция дефицитов межличностного взаимодействия супругов.
2. Развитие осознанного отношения к родительству, выражающееся в достижении понимания своих функций и восприятии данной социальной роли на когнитивном и эмоциональном уровнях.
3. Формирование педагогической культуры родителей, повышение уровня компетентности в области интерпретации поведения ребенка и выбора конструктивных методов воспитания.
c Направления работы:
1. Направление «Супружеская диада: гармония взаимоотношений». Данное направление ориентировано на сохранение психологического здоровья семьи как одного из основополагающих факторов развития личности ребенка и условий ощущения ребенком протекции, уверенности, понимания и благоприятной психологической атмосферы.
2. Направление «Счастливое родительство». Содержание данного направления предполагает работу с родителями в области адекватного восприятия и осознания и принятия своей социальной роли родителя, движущих сил своих действий и родительского поведения.
3. Направление «В мире детства». Целью данного направления является формирование способности родителей к определению и выбору эффективных воспитательных методов.
c Основные блоки программы:
- Диагностический блок – исследование психологического здоровья семьи, особенностей восприятия участниками родительства». Для отслеживания эффективности групповой работы и индивидуальных консультаций рекомендуется проводить диагностику по завершению обучающей программы.
- Просветительский блок раскрывается в конкретном содержании знаний, которые стремится донести ведущий до участников тренинга.
- Развивающий блок программы состоит в формировании эффективных способов взаимодействия с
ребенком и развитии рефлексии, предоставляет возможности активного самопознания и познания особенностей детской психологии.
c Критерии эффективности:
1. Повышение уровня родительской компетентности, выраженной в активном и конструктивном взаимодействии с ребенком: родитель меньше применяет санкций в отношении него, ребенок «слышит» просьбы взрослого и адекватно реагирует на них.
2. Уменьшение негативных тенденций, конфликтности во взаимоотношениях членов семьи ввиду согласования ролей и функций и, как следствие, установление благоприятного для психического развития ребенка семейного микроклимата.
3. Ослабление негативной гаммы эмоций родителей: чувств вины, страха, тревоги, агрессии.
4. Позитивный характер эмоциональных реакций и поведенческих проявлений ребенка как результат восприятия родителем субъектности ребенка, понимания его актуальных потребностей и учета психологических особенностей возраста.
5. Улучшение соматического статуса ребенка: меньший процент заболеваемости в течении года, устойчивая сопротивляемость организма, ребенок активен, бодр, эмоционально позитивен благодаря заботе взрослого, своевременной реакции взрослого на его сигналы о потребностях в протекции, заботе, в участии родителя в повседневной его жизни.
6. Ребенок демонстрирует поведение надежной привязанности в отношении родителя: следует за ним, тревожится, когда чувствует себя небезопасно в незнакомой обстановке, обращается за помощью ко взрослому и принимает ее, позитивно эмоционально реагирует на появление объектов привязанности, мамы или папы, проявляет поведение, сцепленное с полом.
7. Родитель воспринимает и осознает свою социальную роль, испытывает положительные эмоции при реализации своих функций, представленные заботой о ребенке, созданием условий для полезного досуга и активным вовлечением в развивающую деятельность.
Список литературы
1. Иванова В.И. Смысл болезни в контексте семейных взаимоотношений / В. И. Иванов // Вестник МГУ. – 2003.– № 1. – С. 31-38.
2. Исаев, Д.Н. Психосоматическая медицина детского возраста / Д.Н. Исаев. - СПб.: Специальная литература, 2003. - С. 341-344.
3. Ковалевский В.А. Развитие личности соматически больного дошкольника, младшего школьника и подростка. - Красноярск, 1997. - 122 с.