Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

БРЕДОВЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩИХ У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Бредовый синдром является одним из самых характерных в клинике параноидной шизофрении [4]. В бред включаются различные стороны жизни пациентов (например, семья, работа, религия, государство и др.). Содержание бреда взаимосвязано со многими факторами (возраст пациента, социокультурные особенности исторического периода, в который проходило становление личности больного [1–3, 6], уровень образования и т. д.). Вместе с тем в научной литературе еще недостаточно представлены структурные особенности фабулы бреда мужчин и женщин, страдающих шизофренией.

Цель исследования — выявление представлений о себе и окружающих людях у больных шизофренией на материале фабулы бреда.

Было изучено 60 историй болезни пациентов обоего пола с диагнозом «шизофрения, параноидная форма» (F20.0), у которых дебют заболевания произошел после 21 года. Выборка была представлена равным соотношением мужчин и женщин. Средний возраст дебюта шизофренического процесса в группе мужчин составил 31,4±6,9 года, женщин — 31,2±5,6 года. Таким образом, выделенные группы были однородны по возрастному критерию.

Анализу были подвергнуты фабулы бреда, зафиксированные на момент первичного попадания больных в психиатрические учреждения, что позволило исключить влияние медикаментозного лечения на бредовые переживания. У всех пациентов стаж болезни до первого стационирования не превышал 3 лет.

Исследование проводилось на базе СПбГБУЗ «Городской психоневрологический диспансер № 7 (со стационаром)».

Были выделены основные функции и персонажи бреда, которые их выполняют. За основу был взят структурный анализ текста, предложенный В.Я. Проппом [5] для изучения волшебных сказок.

Рассмотрим, каким функционалом наделяют себя (персонаж «Сам(а) больной(ая)») и окружающих людей (категория «Окружающие люди») мужчины и женщины с параноидной формой шизофрении.

Как мужчины, так и женщины в содержании бреда выполняют функцию «Влияние/воздействие», то есть каким-то образом действуют на других персонажей. К этой категории были отнесены следующие высказывания больных:  «я  оказываю  воздействие  на  мир»,  «могу  влиять».  Необходимо  отметить,  что  категория «Влияние/воздействие» в связке с самими больными как героями бреда встречается редко: у мужчин частотность данной пары равна 1,3 % от всех пар «функция — персонаж», у женщин — 1,1 %. Можно заключить, что больные нечасто приписывают себе функцию влияния, в то время как другие персонажи наделяются ей довольно часто.

Еще одна функция, которая выполняется и мужчинами, и женщинами, — это вредительство. В эту категорию вошли такие высказывания: «сам себе отрезал голову», «могу навредить знакомым». В мужской выборке частотность связности данной функции с самим больным составляет 1,3 %, в женской — 1,1 %. Таким образом, для самих пациентов такой функционал нехарактерен, им наделяются другие персонажи.

Как мужчины, так и женщины могут обладать сверхспособностями. Высказывания типа «я чувствую людей», «могу управлять разными вещами на уровне сознания», «читаю чужие мысли» были нами отнесены к категории «Обладание сверхспособностями». Она встречается чаще (13,8 % у мужчин, 2,1 % у женщин).

Больные обоего пола считают себя избранными либо значительными («я белый маг», «слышал в голове голос Божьей Матери, которая говорила, что я призван влиять на судьбы мира», «слышу Божественные мысли»). У мужчин такая функция в связке с самим больным встречается в 8,9 %, у женщин — в 5,2 %.

Вне зависимости от пола больные в фабуле бреда могут болеть (1,3 % для мужчин и 1,1 % для женщин). Высказывания, которые были отнесены нами к функции болезни, — «спрашивал: Я не шизофреник?», «заразилась кожным грибком». Можно заключить, что лица с параноидной шизофренией редко включают в свой бред упоминания о каком-либо заболевании.

Больные обоего пола могут ощущать в себе какие-либо изменения («изменился: не мог узнать себя в зеркале», «не узнавала себя в зеркале»), но такое встречается редко (1,3 % у мужчин, 1,1 % у женщин).

И мужчины, и женщины испытывают странные телесные ощущения («болели руки, зубы», «ощущал шевеление внутри головы», «были странные ощущения в позвоночнике»), а также страх («ощущал страх, что могу причинить вред  жене и дочери», «боюсь заразиться СПИДом»), но такие функции тоже мало распространены.

Функция, которая встречается только в группе мужчин, — это «Уничижение» («я преступник», «как груз для жены, как вампир, всех обманываю»). Можно предположить, что мужчины более склонны к самообвинениям, чем женщины.

Исключительно у женщин находим функции «Любовь» («влюблена», «влюбилась в турка»), «Озарение» («пришла к выводу, что смерть мужа неслучайна», «поняла это по взглядам», «поняла, что больна сифилисом») и «Необходимость» («надо выйти замуж»). Можно сделать предположение, что женщины больше внимания уделяют интимно-личностной сфере, более часто ищут причинно-следственные связи и ощущают необходимость сделать что-либо, чем мужчины.

Таким образом, как мужчины, так и женщины в бреде наделяют себя следующими функциями: они влияют или оказывают какое-либо воздействие, вредят, обладают сверхспособностями, избраны либо значительны, болеют, изменяются, испытывают странные телесные ощущения и боятся. Исключительно мужчины испытывают уничижение, тогда как для женщин отличительной чертой являются состояния влюбленности, озарения и необходимости что-либо сделать.

В содержании бреда мужчин и женщин с шизофренией окружающие люди выполняют практически идентичные функции. Например, они могут влиять/воздействовать («злые  люди забирают энергию», «люди влияют», «окружающие приказывают»). Это указывает на то, что больные предрасположены к генерализации, то есть включают в свой бред и наделяют функцией влияния тех, кто находится поблизости.

Окружающие люди в содержании бреда часто следят («какие-то люди преследуют», «люди следят», «какие-то люди ходят за мной», «люди на улицах все знают, передают через Интернет обо мне сведения»). Это говорит о том, что мужчины и женщины с бредом ощущают себя под пристальным вниманием окружающих людей, тех, кто вокруг.

Люди могут наделяться больными параноидной шизофренией и странным поведением («люди обсуждали», «окружающие догадывались о моих чувствах, делали знаки», «люди вокруг знают, что я больна, осуждают», «все смотрят на меня»). Данный факт свидетельствует о том, что пациенты не всегда каким-то определенным образом интерпретируют поведение других людей, иногда оно представляется просто малопонятным, хотя впоследствии интерпретация может поменяться (клиника показывает, что именно так и происходит по мере усугубления симптомов параноидной шизофрении).

Люди вокруг могут наделяться как мужчинами, так и женщинами с шизофренией сверхспособностями («все знают, что у меня плохие мысли», «окружающие знают мои мысли»), хотя такая связка «функция — персонаж» встречается очень редко. Можно заключить, что сверхспособностями больные чаще наделяют себя, нежели окружающих людей.

Мужчины с параноидной шизофренией делегируют окружающим функцию вредительства («люди могут ограбить», «какие-то люди хотят завладеть квартирой», «люди угрожают, могут побить»), чего не было отмечено у женщин. Таким образом, для пациентов мужского пола, страдающих шизофренией, окружающие люди представляют опасность, если основываться на анализе бредовых построений больных.

Итак, окружающие люди в содержании бреда как мужчин, так и женщин наделяются функциями влияния/воздействия, слежки, странно себя ведут и обладают сверхспособностями. В бреде мужчин люди вокруг представляют реальную опасность, поскольку вредят.

Таким образом, нами было показано,  что бредовые представления о себе и окружающих у больных параноидной шизофренией мужчин и женщин схожи, хотя присутствует определенная половая специфика.

 

Список литературы

1.      Алѐхин А.Н., Литвиненко О.А. Cоциокультурные матрицы бреда // Медицинская психология в России. 2014. № 4 (27). URL: http://www.medpsy.ru (дата обращения: 28.12.2014).

2.      Биологические и социальные предпосылки фабулы бреда при шизофрении / А.Н. Алѐхин, И.А. Горьковая, О.А. Литвиненко, В.И. Рождественский // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2014. № 11 (117). С. 185–191.

3.      Горьковая И.А., Рождественский В.И. Бредовые переживания у женщин с параноидной шизофренией в разные исторические периоды // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 7, т. 3. С. 378–387.

4.      Жариков Н.М., Урсова Л.Г., Хритинин Д.Ф. Психиатрия: учеб. М.: Медицина, 1989. 496 с. (Учеб. лит.: для студ. мед. ин-тов: сан.-гиг. фак.).

5.      Пропп В.Я. Морфология сказки. Л.: Academia, 1928. 152 с. (Вопросы поэтики; вып. XII).

6.      Рождественский В.И. Функции персонажей в содержании бреда при параноидной шизофрении у мужчин в разные исторические периоды // Европейский журнал социальных наук. 2014. № 6 (45), т. 3. С. 363–368.