Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИМИДЖ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Тверь
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Выступая с ежегодным Посланием к Федеральному Собранию, Президент РФ В.В. Путин подчеркнул важность повышения квалификации учителей общеобразовательных школ: «…При этом самое важное, что волнует родителей, учителей и общественность, – это, конечно же, содержание образовательного процесса; то, насколько школьное образование отвечает двум базовым задачам, о которых говорил ещё академик Д.С. Лихачёв: давать знания и воспитывать нравственного человека. Он справедливо считал, что нравственная основа – это главное, что определяет жизнеспособность общества: экономическую, государственную, творческую». Большое внимание приковано к специалистам психологам со стороны комитета по экономической политике Совета Федерации, в котором формируется рабочая группа по разработке закона о психологической помощи. Исходя из таких актуальных проблем, которые затрагиваются на государственном уровне, нельзя обойти вниманием такой важный компонент деятельности психолога как его имидж.

Имиджелогия – это практическая комплексная дисциплина, использующая результаты ряда наук (социальной психологии, культурологии, социологии и др.) с целью создания и преобразования имиджа в профессиональную деятельность. На появление данного направления оказали влияние такие ученые как А. Н. Гаранский, Д. Джеймс, Д. Карнеги, А. В. Панасюк, Г. Г. Поченцов, В. М. Шепель и др. Изучая понятие

«имидж», ученые исследовали значение пола, профессии, принадлежности к определенной социальной группе, уровня профессионализма, индивидуально-личностных особенностей в формировании впечатления о конкретном человеке. Данные результаты дали дополнительные возможности для более эффективного руководства взаимоотношениями людей, для оптимизации процесса их общения в сфере труда, быта, образования. [1]

Термин «имидж» в переводе с английского означает «образ», а в переводе с французского – «изображение», «представление».

Имидж психолога – эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа психолога в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими.

В психологической литературе понятие «имидж» определяется как целенаправленно сформированный образ какого-либо лица, явления или предмета, выделяющий определенные его ценностные характеристики, и призванный оказывать эмоционально-психологическое воздействие с какой- либо определенной целью. Термин «имидж» определяется сегодня и как самопрезентация, как конструирование человеком своего образа для других. Он представляет собой внешний образ человека, его портрет, черты которого передают его внутренний мир. Так, Э. Сэмпсон подчеркивает, что «личный имидж является картинкой человека, которая регламентирует то, что есть внутри него. По мнению данного ученого, имидж есть сочетание внешних и внутренних факторов». П. Берд также характеризует имидж как картинку человека, которую он представляет другим. Эта картинка, по его мнению, включает в себя то, как человек выглядит, говорит, одевается, действует, а также его умения, осанку, позу и язык тела, аксессуары. Имидж является всегда единицей символического мира, так как представляет собой знаковые характеристики. Имидж есть комплексное понятие, а это значит, что отдельные проявления имиджа должны составлять согласованное целое и не противоречить друг другу. [3]

Имидж педагога - психолога включает в себя такие составляющие, как его внешний визуальный образ (костюм, прическа, пластика, мимика), внутренний образ (голос, доминирующее эмоциональное состояние, темперамент), менталитет. Во внешности педагога-психолога находят отражение, то есть проецируются, его внутренняя культура и самоуважение. Вербальные и невербальные средства общения, реализуемые педагогом - психологом с обучающимися и педагогами, демонстрируемые им позы и жесты, мимика, речевые интонации – все это является важными компонентами его имиджа. Все это влияет на эффективность деятельности психолога в образовательном учреждении. Именно имидж специалиста играет главную роль при первой консультации клиента. Во многом имидж укрепляет отношения психолога и клиента. [2]

Безусловно, имидж психолога может работать против самого специалиста. Это происходит в том случае, когда внешний образ противоречит вербальному образу. Педагоги, обучающиеся, родители охотнее верят тому, что видят, а не тому, что они слышат. [4]

Педагог - психолог образовательного учреждения должен постоянно работать над своим положительным имиджем. Целенаправленное формирование психологом своего положительного имиджа в сознании участников педагогического процесса серьезно влияет на эффективность взаимодействия в процессе работы.

Список литературы

 

1.        Бозаджиев В.Л. Имидж психолога. - М.: Издательство «Академия Естествознания», 2009.- 219 с.

2.        Капустина З. Имидж современного педагога // М.: Учитель. - 2006 - №1.- 298 с.

3.        Оводова А.Г. Имидж современного педагога // М.: Начальная школа плюс до и после. - 2004 - №5. - 189 с.

4.        Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учеб. пособие / Е.Б. Перелыгина. - М.: Аспект Пресс, 2002. -223 с.