Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

СИЛЬВЕСТР СИЛЬВЕСТРОВИЧ ГОГОЦКИЙ И УНИВЕРСИТЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИИ НА УКРАИНЕ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА

Авторы:
Город:
Киев
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Открытый в 1834 году Киевский университет прошел великий сложный путь и внес бесценный вклад в развитие образования, науки и культуры Украины. С именами его воспитанников и профессоров связаны яркие страницы истории вольнодумства и национальных соревнований, становление фундаментальных научных идей, школ и направлений, которые получили признание в отечественной и мировой науке.

Психология в университете Св. Владимира читалась на втором году обучения вместе с логикой. Первым преподавателем психологии был О. М. Новицкий. Он является и автором учебника по психологии изданного в 1840 году в университетской типографии. В 1838 году вместе с Новицким преподавать психологию назначают адъюнкта философии П. С. Авсеньева. В 1850 году  преподавание психологии переходит к ординарному профессору богословия И. М. Скворцеву и ординарному профессору философии (1850) и педологии (1851) С. С. Гогоцкому. О последнем, его роли в развитии университетской психологии на Украине и пойдет речь в нашей статье.

Немного истории. Гогоцкий Сильвестр Сильвестроич доктор философии и древней филологии, заслуженный сверхштатный профессор по кафедре философии, сын протоиерея, родился в Каменец- Подольском в 1813 году. Воспитывался сначала в Подольской духовной семинарии с 1827 по 1833 г., а потом в Киевской духовной академии с 1833 по 1837 г. В академии Гогоцкий был учеником Авсеньева. По окончании академии по 1-му разряду, определен с званием учителя по классу польского языка; в 1837г. – утвержден в степени магистра богословия и переименован в бакалавра академии; 1839г. – бакалавр немецкого языка. Уволен из духовного звания и переведен бакалавром философских наук в Киевскую духовную академию в 1842г. В 1845г. призван кандидатом І-го отделения философского факультета университета Св. Владимира; в 1848 г. удостоен степени магистра философии; 12.02.1848г. утвержден доцентом по кафедре истории новой философии и нравоучительной философии в Императорском университете Св. Владимира; 16.03.1848г. избран экстра-ординарным профессором академии. В 1850 г. утвержден ординарным профессором академии по классу философских наук и удостоен степени доктора философии и древней филологии; в 1851 г. избран ординарным профессором педологии в университете Св. Владимира. Был преподавателем педологии в училище графини Левашовой с 1854 по 1860 г. и истории в Киевском кадетском корпусе с 1857 по 1861г. Состоял деканом историко-филологического факультета с 1862 по 1863г. В 1867 назначен министром народного просвещения ординарным профессором кафедры философии в 1869г. В 1876г. читал частный курс психологии для воспитателей Киевской военной гимназии. Кроме того, по смерти профессора Селина, принял на себя руководство Высшими женскими курсами в Киеве и состоял председателем педагогического совета курсов с 1878 по 1880г., где читал педологию и психологию. В 1851г. работал некоторое время цензором Киевского цензурного комитета. Был командирован за границу в 1862 г. на три года. Большую часть времени провел в Берлине, Дрездене и Кракове [1].

Имеются данные о том, что в университете Св. Владимира Гогоцкий Сильвестр Сильвестрович постоянно читал логику, психологию, историю философии. Бесценным вкладом в развитие отечественной университетской психологии является программа по психологии разработанная Гогоцким. Фактически до 90-х годов ХІХстолетия в университете преподавание психологии осуществлялось согласно этой программы.

Исходной методологической основой его научного творчества выступало органическое единство философского и историко-философского подходов [3]. С. С. Гогоцкий считал себя последователем Гегеля. Ссылаясь на авторитет Гегеля, он подчеркивал, что так же как цветок и плод являются совершеннейшим выражением развитого растения, так и научное знание есть плод истории сознания. История философии представляется ему единственной системой знания, которая обусловливает внутреннюю последовательность ее начал и направлений. Гогоцкий руководствуется утверждением про существование двух типов познания: низшего, которое опирается на деятельность разума и ведет к истине, которая отражает соответствие наших понятий законам действительности, и другого, высшего познания, связанного с верой, с внутренним опытом.

Относительно отечественной университетской психологии вклад Сильвестра Сильвестровича Гогоцкого является без преувеличения бесценным. Ученый, как представитель и один из фундаторов университетской психологии на Украине в ХІХ столетии первым дает основательную характеристику такому ключевому признаку личности как индивидуальность. Анализ научных трудов С. С. Гогоцкого, которые сохранились до наших дней, позволяет сделать нам следующие обобщения относительно понятия “индивидуальности” во второй половине ХІХвека в отечественной университетской психологии.

Человека как личность ученый рассматривает через понятие индивидуальности, где последнее означает неделимое, т.е. то, что нельзя разделять. Неделимое означает цельное, составляющее существо, которое хотя и можно разделить на части, но так, что от этого разделения как части, так и целое теряют свои существенные качества и изменяются во что-нибудь другое. Так, например, считает представитель университетской психологии, части животного и растения можно отделить одно от другого и после этого разделения не станет ни животного, ни растения, а сами части из органических превратятся в неорганические. Но далее рассуждая, профессор говорит о том, что камень останется тем же камнем в своих частях, после их разделения, как и до разделения. “Индивидуальность свойственна человѣку, - утверждает Гогоций, - как человѣку, т.е., одушевляющему его внутреннему, разумному началу; потому что оно неразлучно съсовершенною тождественностію  во всѣх своихъсостояніяхи перемѣнахъ и даже не имѣетвъ сеѣвнѣположености частей, необходимой тамъ, гдѣ возможно разложеніе и раздѣленіе” [2, с. 806]. Таким образом, по мнению Сильвестра Сильвестровича, индивидуальность встречается на трех ступенях бытия, или там, где есть организм, жизнь и сознание или разумное начало.

Организм, жизнь и разумное сознание хотя и неделимы, однако сами по себе составляют только нечто общее, которым разграничиваются одни частности от других. Ими обозначаются только общие пределы, за которые не выступает ничто индивидуальное, а также не объясняются происхождение и состав самой индивидуальности, или то, почему каждая индивидуальность не смешивается для нас с другой. Так же один субъект животного или растения становится отдельным от другого, или почему каждый человек, несмотря на одинаковость своей природы с другими себе подобными, отличает себя от всякого другого, подобно ему разумного существа. В свое время этому вопросу много внимания уделяли схоластики и выражали его техническим названием началанеделимости (principiumindividuationis), как такого свойства каждой вещи, по которому она есть именно та, а не другая. Схоластики-номиналисты утверждали, что существует только неделимое, частное, являющееся, а все общее есть только плод нашей умственной работы или отвлечения. Схоластики-реалисты думали наоборот, что истинное бытие свойственно только общему или тому, что мы выражаем понятиями и идеями, а единичное, являющееся есть только нечто привходящее, не существенное. Но как бы мы не понимали это отношение, утверждает профессор, общий вопрос остается тот же: почему именно, по какому закону действительному бытию свойственно быть индивидуальным?

Позднее мыслители нового времени так же предлагали свои ответы на этот вопрос. Они, не выходили за пределы наблюдения в области метафизики, утверждали, что совершеннейшая неделимость или индивидуальность в доступном нам кругу познания свойственна только сознательной сущности человека: она состоит в его разумной, ответственной личности; с ней неразрывна тождественность. Индивидуальный характер нашего разумного, сознательного начала является внутренний факт, предмет непосредственного наблюдения и самосознания, с которым неразрывно соединено наше бытие и без которого непонятно и невозможно собственно сознание. Из вышесказанного следует, что наша индивидуальность есть вместе сущность и сознание нашего бытия; она не зависит от чего-нибудь внешнего или от чего-нибудь вне нас наблюдаемого.

Но, по мнению Гогоцкого, каждое из этих объяснений индивидуальности порознь и оба вместе не решают вопроса: “вънихъ мы находимъ только разложеніе и описаніе составныхъ сторонъ факта индивидуальности, но не причины ея, не закона, по которому она есть нѣчто необходимое въ области живаго бытія.” [2, с. 809]. Ученый считает, что индивидуальность является нечто цельным, что может быть разложено, но при условии, что с разложением оно теряет свою сущность, а вышеупомянутые мнения имеют в виду только раздельность, не слитность предметов, присущую на всех ступенях бытия [3]. Чтобы объяснить сам закон жизни, по которому индивидуальность составляет необходимую форму ее проявления, согласно Гогоцкому, необходимо было бы выступить из круга подобного рассудочного мышления и либо искать его в физических свойствах жизни, либо обратиться к законам мысли и в них открыть основание неделимости. Ученый настаивает на том, что, так как мы познаем мир мыслью, то в ее составе, в формах ее движения должна выражаться, по крайней мере, логическая необходимость и закона индивидуальности.

Согласно концепции Сильвестра Гогоцкого основание индивидуальности явлений всего живущего заключается в самой сущности понятия. При этом наблюдаемые нами особенности бытия не приходят извне, как данные, к общему, вытекающие из нашего тождественного, мыслящего начала, но составляют необходимую принадлежность самого понятия; а все живое и есть выраженное понятие. Полнота и ход его развития выражается тремя ступенями, из которых каждая заключается друг в друге: всеобщностью, особенностью и единичностью. Соединение всеобщности и особенности в единичном и есть то, что Гогоцкий называет индивидуальностью. “Чѣмъ ниже степень бытія и степень проявленія понятія, тѣмъ менѣе возможна  индивидуальность; чѣм она выше, тѣмъ совершеннѣе приближается индивидуальность къ своей совершенной формѣ – къ развитости этихътрехъчленовъ и внутреннѣйшемуихъ единству. Такая совершеннѣйшая форма индивидуальности заключается въконкретномъ, разумном существѣ человека” [2, с. 810].

Понятие Гогоцкий признает основой индивидуальности, так как ее причина заключается не в сочетании вещества, а в самом строении творческого разума, действующего не извне, а изнутри на вещество, как на свое проявление. Из вышесказанного следует, что между химическими свойствами вещества и индивидуальным строением организмов нет причинной связи. Человек только замечает, что природа стремится к созданию совершеннейших индивидуальных существ. Естественная история только указывает и описывает, как факт, те ступени, которые природа проходит в кристалле, растении и животном, пока появится человек со свойственной ему разумно-свободной личностью.

Ярким проявлением индивидуальности личности, согласно Сильвестру Сильвестровичу, служат художественные произведения, ибо именно в них художник выражает свою мысль не иначе, как в образах или в материале, который можно наблюдать и внешне, и с помощью внутреннего чувства. Глубинным же основанием соединения мысли с определенным чувственным выражением служит воодушевление, в котором отвлеченная мысль предстает вместе и неразрывно с личным, индивидуальным настроением чувств и воображением художника.

 

Список литературы

 

1.        Иконников В. С. Біографическій словарь профессоровъ и преподавателей императорского университета Св. Владимира (1834-1884). Кіев, въ типографіи имп. Ун. Св. Владимира, 1884. – 818 с.

2.        Гогоцкий С. С. Философскій лексиконъ. Томъ второй. Кіев:ВъУниверситеской Типографіи, 1861. – 841 с. (1-6).

3.        Гогоций С. С. Въпоискахъ за идеаломъ. Кіев: Типографія 1-ой Кіевской Артели Печатного Дѣла, 1911. - 121 с.

4.        Гогоцкий С. С. Введеніе въ педагогику. Вып. 2-ой. Кіев: ВъУниверситеской Типографіи,1882. –84 с.