Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРАНСПЕРСОНАЛЬНЫЙ КОНТЕКСТ СУБЪЕКТИВНОЙ КАРТИНЫ МИРА ЛИЧНОСТИ: КОРРЕЛЯЦИЯ РЕАЛЬНОСТЕЙ

Авторы:
Город:
Ялта
ВУЗ:
Дата:
20 февраля 2016г.

В трансперсональном опыте личность переживает измененные состояния сознания, в связи с чем меняются ее образ мира. Необходимость детального изучения феноменологического изменения образа мира, ставит задачу исследования этого феномена с помощью проективных методик, построенных на основе целостной формы – структуры «Метамодель Психологии».

В психологии личности образ мира – это субъективная интерпретация человеком объективной реальности, которая позволяет ему ориентироваться в действительности, и субъективного пространства личности, отражающем индивидуальный опыт человека в его реальных отношениях и неповторимых связях с окружающей действительностью.

Чтобы просмотреть изменения, происходящие в картине мира личности, нужно определиться с такими понятиями как объективная (OR) и субъективная реальность (SR), обратившись к справочной литературе [1] и к статье «Теория системы реальностей личности как метод исследования образа мира личности», в которой автор показывает четыре основных компонента субъективной реальности [2]:

1.      Социальная Реальность – реальность, которая зависит от соглашения в группе или фактически определяется им. Этот термин применим ко всему - от очень маленьких групп до целого общества (SocR).

2.   Восприятие Субъективной Реальности Другого (PSRA).

3.   Абсолютная Субъективная Реальность (ASR) на данный момент времени.

4.   Компоненты Субъективной Реальности (OCSR) в динамике и взаимопроникновении. Объединим все понятия о реальностях в Рисунке 1.




«Объективные компоненты субъективной реальности (Рисунок 2) – это то содержание психики, посредством чего осуществляется контакт, общение, посредством чего становится возможным прийти к компромиссу и взаимопониманию, это то содержание психики, на что упираются механизмы социальной адаптации. Эта часть SR обеспечивает логическое мышление и самокритичность, объективное понимание сущности, функций и положения вещей, раскрытие объективной истины» [2].


В моменты экзистенциального кризиса человек понимает, что изменить свою реальность рациональным путем не получается и  с течением времени  компоненты субъективной  реальности перестают работать, что выводит всю систему субъективной реальности SR из строя.

Человек замыкается, перестает общаться, понимая, что его восприятие других не соответствует действительности. Он не отдает отчета в том, что с ним происходит. На Рисунке 3 показано характерное для большинства восприятие образа мира, являющееся на самом деле миром образов.




Так, во всей системе «Человек», на всех, иерархически соподчиненных уровнях организации биосистемы, начинается замирание системы. Сознание не находя выхода отключается. Человек испытывает психологическую смерть. Эго переходит в Супер-Эго и захватывается в Акте Любви Высшими Энергиями.

Ид (бессознательные аспекты личности) в свою очередь блокируются на глубинном уровне молитвой и молчанием (Рисунок 4).

Сознание освобождается от субъективной реальности (SR), рождаясь в новом качестве – Самости, постигая в один миг Истину и бытие (R).


Социальная Реальность совершенно перестает существовать для человека и не несет никакой информационной нагрузки. Объективные компоненты психики не работают, из них остается только Абсолютная Субъективная Реальность (ASR) на данный момент времени. Отсутствие внешних раздражителей (не чувствительность к ним), желание познать «другой мир», аффективное состояние и мысленное волевое усилие устремленное к бессознательному, дают совмещение реальностей (R + ASR). Вместо мира образов в этот момент в человеке рождается ОБРАЗ МИРА (Рисунок 5).

Происходит квантовый скачок сознания, с этого момента человек перестает думать прямолинейно, он обладает новым качеством – волновой функцией. Сознание и восприятие переходят на эмерджентный уровень. Знание Другой Реальности (Бога) заменяет слепую веру в Него. Вся дальнейшая жизнь человека выстраивается в соответствии с этим приобретенным трансперсональным опытом.




Определить в каком состоянии находится человек и его сознание помогают проективные методики и диалог. На основании этого знания построена схема «Метамодель психологии» Рисунок 6.

Результаты двух проективных методик находятся на стадии первичной обработки [3].

Говорить о том, верно ли это предположение или является иллюзией, просто бессмысленно, здесь важна лишь практическая значимость применения и объяснение трансперсонального опыта.

Можно говорить, что человек в результате такого опыта приобретает иное видение (картину и образ мира) происходящего, когда усвоенные с детства характеристики и свойства тел анализируются с других позиций.

«Представление и его объект принадлежат, очевидно, двум совершенно различным мирам, которые в такой же степени не допускают сравнения друг с другом, как цвета и звуки, буквы в книге и звучания слов, которые они обозначают» [4].

Например, человек воспринимает уже не свойства объектов как таковые, а результат взаимодействия сил (одного объекта с некоторым вторым объектом, в том числе с нашими органами чувств). Это Ин-се человека, ожившее внутреннее бытие (внутренний логос) начинает воспринимать не сами объекты, а взаимодействие сил (логосы вещей).

 

Список литературы

1.      Словарь Психоаналитических терминов и понятий. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://psychoanalytic_terms_ru_en.academic.ru/

2.      Бегоян А.Н. Теория системы реальностей личности как метод исследования образа мира личности. – М. №

3, 2009 (Том I), С.148-152.

3.      Вербовская О.Ю. Исследование интеграции психологических знаний в структуре «Метамодель Психологии». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://apriori-journal.ru/journal-gumanitarnie- nauki/?id=844

4.      Гиппенрейтер Ю.Б. Хрестоматия ощущений и восприятия. М.: «ЧеРо», 2002, С. 610.