07 февраля 2016г.
В время феномен агрессии и агрессивного поведения стал объектом широкого научного и практического интереса. Число исследований, относящихся к этой проблеме, возрастает и только подкрепляет интерес к этой проблеме.
Агрессивное поведение людей можно наблюдать в различных возрастных группах. У детей это могут быть шалости и игры, у подростков различные споры, конфликты и драки, у взрослых от социально одобренных дискуссий, спортивных соревнований, до социальной патологи – войны, убийства, оскорбления, насилия, терроризма и др. [1,2].
Среди психологических особенностей, которые провоцируют агрессивное поведение человека, чаще всего выделяют следующие: недостаточное развитие интеллекта; заниженная самооценка; низкий уровень самоконтроля; неразвитость коммуникативных навыков; повышенная возбудимость нервной системы вследствие различных причин (травмы, болезни и пр.).
Существует несколько теорий в изучении данного явления. Наиболее популярными и разработанными в психологии являются психоаналитическая теория З. Фрейда, этологическая теория К. Лоренца, теория фрустрации-агрессии, теория социального научения А. Бандуры, теория социального влияния Дж. Тедещи, теория социального объяснения.
Агрессия объясняют, как совокупность действий, физическое или вербальное поведение, цель которого состоит в нанесении ущерба, вреда кому-либо или чему-либо. Мотивом к проявлению агрессии может быть страх перед фрустрацией (несоответствие желаний имеющимся возможностям), желание напугать, стремлением удовлетворить свои интересы любым способом [2].
Для работы мы рассматривали агрессию как мотивированные действия, нарушающие социальные нормы и правила, причиняющие боль и страдания другим людям. В соответствии с данным представлением психологи различают два вида агрессии [1]:
· инструментальная агрессия проявляется тогда, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается.
· преднамеренная агрессия проявляется тогда, когда действия имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба.
В агрессивном поведении выделяют несколько основных компонентов:
· Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии.
· Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение следующих отрицательных эмоций: гнев, отвращение, презрение, злость.
· Волевой компонент состоит в проявлении таких качеств как целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность.
Если данные качества не связывать с агрессивным поведением, то сами по себе они являются положительными и не приносят никакого деструктивного результата. Уровень доминирования компонентов, данной триады может варьироваться в зависимости от физиологических свойств личности (темперамент, интроверсия, экстраверсия и т.д.).
Одной из тревожных тенденций современного российского общества является рост агрессивных проявлений у подростков. Подростковый возраст – это граница между детством и взрослой жизнью, в данный период человек начинает участвовать в социальной жизни общества. Психологи и педагоги выделяют возрастной период от 11-12 до 14-15 лет.
Подростковый период жизни отличается рядом отличий и противоречий. У подростка достаточно высокий уровень развития познавательных процессов, но еще сравнительно низкий уровень личностного развития. Возникает потребность быть и казаться взрослым, но нет умения и опыта вести себя по-настоящему, как взрослый человек. В коммуникационной сфере доминирует общение со сверстниками, которое нередко проходит в конфликтной ситуации.
В качестве профилактических мер по проявлению агрессии у подростков психологи рекомендуют релаксацию, физкультурно-спортивную деятельность, развитие навыков самоконтроля, арт - терапию, социально приемлемые способы проявления агрессии [4]. В рамках последнего могут быть использованы следующие приемы: комкать и рвать бумагу; бить подушку или боксерскую грушу; топать ногами; написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, затем скомкать и выбросить бумагу или сжечь еѐ.
Во время занятий творчеством или спортом происходит самовыражение подростка через победы и достижения, что помогает избавиться от внутреннего дискомфорта и недовольства самим собой, устранив, таким образом, первопричину агрессии. В спортивных видах деятельности подросток имеет возможность сделать эмоциональный выплеск, выброс энергии.
Проведенное нами исследование агрессивного поведения у школьников показало, что подростки, как девушки, так и юноши, которые систематически занимаются физкультурно-спортивной деятельностью в секциях, обладают более низкими показателями агрессии, т.е. менее склонны к агрессивному поведению, чем их сверстники, не занимающиеся спортом. Спортсмен умеет контролировать свои эмоции в зависимости от официальных правил проведения соревнований и несет ответственность во время игры не только за свои действия, но и за действия всей команды. В физкультурно-спортивной деятельности происходит формирование саморегуляции подростка. Он становится более эмоционально устойчивым, коммуникативным, толерантным, приобретает адекватную самооценку и адекватную оценку других людей. Все это способствует к снижению агрессивных проявлений в повседневной жизнедеятельности.
В рамках профилактики агрессивного поведения, также следует использовать такие методы как психологическая саморегуляция, которая позволяет оценивать свое поведение, корректировать его и этим обеспечивать постоянную и оптимальную жизнедеятельность организма.
Выделяют следующие виды психологической саморегуляции:
· нервно-мышечная релаксация,
· аутогенная тренировка,
· идеомоторная тренировка,
· имажинативные методы,
· медитативные методы,
· самогипноз,
· дыхательная гимнастика и другие.
Данные техники и методы можно использовать, как при профессиональной групповой работе в форме «клиент-терапевт», так и при индивидуальной работе. После получения методик и правил использования данных технологий, есть возможность самостоятельного использования саморегуляции в домашних условиях повседневной жизни.
Вот перечень простых и конкретных упражнений, которые возможно применять при работе с подростками:
1. Сидя или стоя постарайтесь, по возможности, расслабить мышцы тела и сосредоточьте внимание на дыхании. На счет 1-2-3-4 делайте медленный глубокий вдох (при этом живот выпячивается вперед, а грудная клетка неподвижна); на следующие четыре счета проводится задержка дыхания; затем плавный выдох на счет 1- 2-3-4-5-6 и снова задержка перед следующим вдохом на счет 1-2-3-4. Уже через 3-5 минут такого дыхания вы заметите, что ваше состояние стало заметно спокойней и уравновешенней.
2. Представьте, что перед вашим носом на расстоянии 10-15 см висит пушинка. Дышите только носом и так плавно, чтобы пушинка не колыхалась.
3. Люди часто не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Это, особенно в ситуациях повышенных нервно-психических нагрузок, — одна из причин увеличения нервозности, раздражения. Поэтому важно поощрять себя самим.
- В случае даже незначительных успехов целесообразно хвалить себя, мысленно говоря:
«Молодец!», «Умница!», «Здорово получилось!»
- Находите возможность хвалить себя в течение рабочего дня не менее 3-5 раз.
Агрессивное поведение, при жестком проявлении является деструктивной формой поведения в обществе. Но приправ льном и грамотном обучении подростков работе со своими эмоциями, уровень агрессивности можно снижать или убирать совсем. Но при полной отсутствии ярко выраженной агрессии, подросток будет ее копить в себе, что не является лучшим показателем, Так как происходит накапливание негативных эмоций, что может порасти в психосоматическое заболевание. ДЛЯ лучшего выхода из этой ситуации агрессивное напряжение следует направлять в социально приемлемую форму поведения и тогда деструктивного поведения можно будет избежать без ущерба для своего собственного здоровья.
Список литературы
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 2000. – 305 с.
2. Немов Р.С. Психологический словарь. – М.: Владос, 2007. – 560с.
3. Профилактика, коррекция, реабилитация детей и подростков с девиантным поведением. Теория и методика: Учебное пособие/ Авт.-сост. М.В Абдрахманова, Ф.Р. Мавлеткулова, А.М. Анохин. – Стерлитамак: Стерлитамак. гос. пед. акад. им. Зайнаб Биишевой, 2009. – 213 с.
4. Практический психолог [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://practic.childpsy.ru/prophylaxis/detail.php?methodic=23389 (дата обращения 29.11.2013 г.).