Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ОСОЗНАННОГО МАТЕРИНСТВА

Авторы:
Город:
Екатеринбург
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

По данным многочисленных социологических и психологических исследований для молодого поколения женщин России характерным  является несформированное ценностное отношение к материнству, многие женщины не считают материнство – главным женским предназначением, в том числе у многих из них отсутствует желание иметь детей в целом [5].

Другой важной проблемой является низкий уровень осознанного отношения женщинами к своему ребенку, к своей новой роли - матери.

Объясняется это тем, что в настоящее время в обществе происходит трансформация ценностей. Ценности традиционного материнства, в основе которых лежит любовь к детям, постепенно утрачиваются. Создание семьи и материнство многими женщинами России рассматриваются как помеха в реализации поставленных целей, а не как важнейшие жизненные ценности женщины [6].

В результате пропаганды среди женщин идеологии феминизма быть эмансипированной, независимой и современной молодые матери все чаще делают свой выбор в пользу карьеры, не учитывая тот факт, что именно мать оказывает существенное влияние на детское развитие, на формирование психологического склада ребенка (З. Фрейд, Д.В. Винникотт, К. Роджерс, Дж. Боулби, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Н.Н. Васягина) [2].

Все вышеперечисленное рождает такой процесс как демографический кризис, печальное явление, наблюдаемое в нашей стране.

Также имеет место быть и проблема, связанная с не разработанностью программ социальной и психологической помощи семье, и в первую очередь женщине. Наблюдается разработанность многочисленных психологических практик, направленных на психологическую помощь матери в период беременности, родов, реализации материнских функций на самых ранних этапах развития ребенка, но узость психологических подходов при сопровождении матери на стадии активного материнства.

На основании вышеизложенного, проблема осознанного отношения к материнству как к главной ценности в современном российском обществе является актуальной и требует практического разрешения.

Проведенный нами анализ этапов, факторов и компонентов формирования материнства показал, что:

-     развитие будущего осознанного и ценностного отношения матери к ее ребенку начинается еще с взаимодействия с собственной матерью, т.е. задолго до момента зачатия. Начинается это взаимодействие еще с внутриутробного периода развития и продолжается практически всю жизнь женщины. Наибольшее значение имеет именно взаимодействие девочки (будущей матери) со своей собственной матерью в младенческом и раннем возрасте [8].

-   для личности женщины определенный образец материнства задает также и общество. Влияние общества осуществляется через средства массовой информации, произведения искусства и культуры и др., стоит отметить то, что осознается данное влияние женщиной слабо.

-    на осознанное и ценностное отношение женщины к материнству оказывает влияние взаимодействие с супругом (собственная семья).

-   наиболее существенным фактором в развитии осознанного и ценностного отношения женщины к своему ребенку является его рождение и последующее взаимодействие с ним [1].

-   родительская семья, общество, собственная семья оказывают значительное влияние, но именно на уровне

личности происходит становление и формирование материнства[3].

-   компоненты материнства связаны друг с другом в единую структуру.

Основополагающими же для всех компонентов являются именно ценности матери. В связи с духовно- нравственным кризисом  и  острой демографической проблемой в нашей стране,  особенно  важным  является воспитание ценностного отношения к материнству, что означает целостное формирование мировоззрения будущей матери, которое в дальнейшем будет определять  ее принципы жизни, приобщение подрастающих будущих матерей к духовно-нравственным ценностям [4].

Система по воспитанию ценностного отношения к материнству включает в себя соединение действий государственных структур, образовательных учреждений и семьи.

Осознание женщиной феномена материнства происходит постепенно, через жизненный опыт. Женщине, что стала матерью, для того чтобы гармонично встроить в свою жизнь ценность ребенка, предстоит перестроить всю свою систему жизненных ценностей и интересов. Какую доминирующую оценку материнской роли изберет для себя женщина, такая стратегия материнства и будет реализовываться в поведенческой составляющей. Материнская роль призывает женщину к актуализации сил для нового осознания смысла жизни [7].

Основывать формирование осознанного материнства следует на первоначальном осознании женщиной себя в роли матери, осознании своего влияния на развитие ребенка, в том числе педагогического воздействия.

На основании теоретического анализа было спланировано и проведено эмпирическое исследование с целью выявления отношения женщины к материнству, к принятию роли матери и ценности материнства в целом для женщин. Для решения поставленных задач в работе были использованы теоретические, эмпирические методы, а также методы количественной обработки данных:

Опросник «Сознательное родительство» М.О. Ермихиной; для определения степени важности для матери сферы семейная жизнь и выявления наиболее значимых в семейной жизни ценностей Опросник терминальных ценностей И.Г. Сенина; для изучения отношения матерей к разным сторонам семейной жизни – к семейной роли, к ребенку, для оценки специфики внутрисемейных  отношений, особенностей организации семейной жизни Методика PARI E.C. Шеффера и P.K., Белла, адаптированная Т.В. Нещерет, в модификации Т.В. Архиреевой; для исследования эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия Опросник Е.И. Захаровой).

В основном исследовании принимали участие 80 матерей, отобранные методом случайной выборки, проживающие в г. Богданович Свердловской области и с. Тыгиш Богдановичского района Свердловской области. Выборка является репрезентативной по своему составу.

В зависимости от стажа материнства, были сформированы две экспериментальные группы: первая экспериментальная группа - женщины со стажем материнства от 0-3 лет (40 человек). Вторая экспериментальная группа - женщины со стажем материнства от 3-7 лет (40 человек).

Все респонденты состоят в браке и имеют одного ребенка. Среди матерей 75 % имеют высшее образование, 19 % среднее специальное и 6 % среднее. Средний возраст женщин 28 лет, средний возраст ребенка 3,5 года.

Согласно проведенному нами эмпирическому исследованию, для большинства матерей сфера семейной жизни не является главной. Только 26 % испытуемых определили сферу семьи на первое место. Для оставшихся 74 % более значимыми являются сферы обучения, увлечений и общественной жизни.

Таким образом, обобщая вышеизложенные данные по мере увеличения стажа материнства можно выделить следующие изменения:

-      у мам группы № 2 (стаж материнства 3-7 лет) умение понимать причины состояния ребенка (расстройство, усталость и пр.) выражено в меньшей степени, чем в группе № 1 (стаж материнства 0-3 года). Скорее всего, это связано с возрастными кризисами трех и семи лет.

-    по сравнению с показателями группы № 1 характеристики эмоционального взаимодействия мамы и ребенка у испытуемых группы № 2 имеют меньшую выраженность.

-     с увеличением стажа материнства количество мам, которые не стремятся к телесному контакту, становится больше.

-   также с увеличением стажа материнства становится больше и мам, которые не оказывают эмоциональную поддержку своему ребенку.

-      по сравнению с первой группой показатели ориентации на состояние ребенка при построении взаимодействия, а также показатели умения воздействовать на эмоциональное состояние ребенка выражены в меньшей степени.

По результатам эмпирического исследования формирования ценности осознанного материнства в зависимости от стажа материнства (от 0 до 3 лет, от 3 до 7 лет) можно сделать следующие выводы:

Уровень осознанного материнства становится выше с увеличением стажа материнства. Независимо от стажа материнства значимыми жизненными сферами для матерей являются обучение и образование, увлечения и общественная жизнь. В экспериментальной группе № 1 (стаж 1-3 года) сфера семейной жизни на 4 месте. В группе № 2 (стаж 3-7 лет) сфера семейной жизни на 3 месте. Таким образом, для большинства испытуемых сфера семейной жизни не является главной. Значимость сферы семейная жизнь возрастает с увеличением стажа материнства.

Не зависимо от стажа материнства ценности сферы семейной жизни распределились следующим образом:

на первом месте ценность высокое материальное положение, на втором - духовное удовлетворение, третье место разделили – достижения и развитие себя.

Испытуемые с низким уровнем осознанного отношения к материнству имеют меньшие значения по показателям: отношение к семейной роли, отношение к ребенку, особенности взаимодействия с ребенком, чем у испытуемых с высоким уровнем осознанного отношения к материнству.

Также нами определено проблемное поле для экспериментальной группы: часть матерей с низким уровнем осознанного материнства ощущают самопожертвование, в их семьях присутствуют конфликты, они не удовлетворены ролью хозяйки, не являются самостоятельными, у них отсутствуют партнерские отношения с ребенком, матери не занимаются развитием активности ребенка, он испытывают раздражительность, подавляют сексуальность в ребенке, чрезмерно вмешиваются в мир ребенка, они не способны воспринимать состояние ребенка, не понимают причины состояния ребенка, не способны к эмпатии, не чувствуют эмоциональное состояние ребенка, мамам общение с ребенком не доставляет удовольствие, они не принимают своего ребенка безусловно, отрицательно оценивают свою родительскую роль, характеристики эмоционального взаимодействия мамы и ребенка имеют низкую выраженность, мамы не стремятся к телесному контакту, они не готовы оказать эмоциональную поддержку, не ориентируются на состояние ребенка при построении взаимодействия, не умеют воздействовать на состояние ребенка, сфера семейной жизни не является для них главной. Мы считаем, что с данной группой матерей необходимо провести психокоррекционную работу, направленную на развитие осознанного отношения к материнству, как к главной ценности жизни.

Анализ проблемы осознанного материнства в рамках аксиологического подхода позволяет рассматривать осознанное отношение женщины к материнству как фундаментальную ценность и основу системы семейных ценностей, как ценность, которая принадлежит матери и реализуется ею в воспитании и образовании ребенка.

Проведенный нами анализ психологических исследований показал, что  мать оказывает существенное влияние на детское развитие, а также формирование психологического склада ребенка. Если женщина осознанно относится к материнству, считая именно материнство – высшей ценностью и своим предназначением, то появление ребенка у таких матерей будет давать новый толчок для их развития, создавать благоприятные условия для гармоничного развития ребенка.

 

Список литературы

1.      Ермихина М.О., Формирование осознанного родительства на основе субъективно-психологических факторов: Автореферат дис. ... канд. псих. наук. Казань, 2004.

2.      Исенина Е.И. Понятие «базовые качества матери»// материнство Психолого-социальные аспекты (норма и девиация) – Иваново, 2002. - с. 20-24.

3.      Леус Т.В. Представление женщины о себе как о матери до и после родов: Автореферат дис…канд. псих. наук, Москва, 2001.

4.      Мохова С.Ю. Самосознание родителя в системе отношений с ребенком: кросс - культурное исследование: Дисс. …канд.психол.наук / Чита, 2004.

5.      Психология материнства : учеб.- метод. пособие / Урал. гос. пед. ун-т, каф. психологии развития ; авт.-сост.Е.А. Тетерлева ; под ред. С.А. Минюровой. - Екатеринбург, 2008.

6.      Устинова Н.А., Внутриличностные детерминанты самосознания матери: Дис. … канд.псих.наук, Екатеринбург, 2009.

7.      Устинова, Н.А. Анализ теоретических подходов к исследованию материнства /Н.А. Устинова //Актуальные проблемы психологии личности: Сб. науч. тр.- Вып. 3/Урал. гос. пед. ун-т; Отв. ред. Н.Н. Васягина. – Екатеринбург, 2006. – С.21 – 24

8.      Филиппова Г.Г. Психология материнства: учеб. пособие/ Г.Г.Филиппова. - М. : Изд-во И-та Психотерапии, 2002.