Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ШКОЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК: ВЗРОСЛЫЕ И ДЕТИ

Авторы:
Город:
Пушкин
ВУЗ:
Дата:
20 января 2018г.

Современные условия характеризуются динамичной социально-политической обстановкой в стране, которая значительно усложняет воспитательный процесс. Подрастающее поколение, которое в сложный период развития нашего общества подвергается воздействию множества типов культур и субкультур, к сожалению, чаще впитывает в себя негативные образцы поведения. Однако условия рынка и конкурентной борьбы требуют от молодых людей самостоятельности, гибкости и деловитости. Образование сегодня ориентировано на решение и такой актуальной задачи: как в условиях обновления общества, пересмотра социальных и нравственных ценностей обеспечить духовно-нравственное развитие молодежи. Поэтому в основе воспитания молодёжи - решение проблем становления нравственности, нравственной культуры и гражданско-патриотического  воспитания.

Приобщение человека к культуре всегда связано с периодом обучения его в начальной школе. Современное обновление содержания начальной ступени строится на идее развивающего обучения, где ребенок становится субъектом учебной деятельности, автором собственного видения мира, способным вступить в диалог с разными культурами. Наиболее подходящей формой, позволяющей объединить идею нравственного воспитания с идеей воспитания социально активной личности, являются школьные праздники. Необходимо обратить особое внимание на праздники в начальной школе, так как именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения ребенка, его базовые качества, формирующие успешность в будущем. Результатом грамотной организации школьных праздников может стать глубокое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, формирование его нравственной позиции, ответственного и осознанного отношения к понятиям Родина, Отечество.

Следует отметить, что ещё в начале прошлого века школьный праздник рассматривался как эффективное средство сближения школы с семьей. В одной из статей журнала «Народное образование» за 1907 год отмечалось: «Кроме педагогического и воспитательного значения детских общественных развлечений, они (праздники) имеют огромное моральное влияние на население, поднимая в его глазах школу на должную высоту, привлекая к ней симпатии и внимание всех элементов общества, ставя ее в близкое соприкосновение с жизнью семьи - этой действительно первоначальной школой, откуда получают своих питомцев наши общественные школы» [3. С.598].

Школьный праздник сегодня мы рассматриваем как завершающий этап огромной подготовительной работы на уроках, классных часах, экскурсиях, занятиях в ГПД, в объединениях дополнительного образования и во внеурочной деятельности. Другими словами - праздник – это возможность еще раз вернуться к пройденному материалу, пережить его в новом качестве, открыть в нем свой личностный смысл. И, конечно, никакой детский праздник невозможно представить без присутствия взрослых.

Говоря об особенностях младшего школьного возраста, следует отметить, что младший школьник, как и в дошкольном детстве, полностью зависим от мира взрослых, но в отношениях его с этим миром наблюдаются некоторые изменения. Категории взрослых (родители, ближайшие родственники, педагогический персонал и остальные окружающие), сохраняются в поле общения ребенка, но его отношения с ними во многом определяются ведущей для ребенка этого возраста учебной деятельностью. В этот период жизни мнение учителя для младших школьников наиболее существенно и безапелляционно. Об этом пишет Овчарова Р.В.: «Для младших школьников учитель является наиболее значимым, референтным лицом» [1. С.170]. Можно сказать, что младшие школьники безоговорочно признают авторитет учителя в силу его ролевой позиции, в силу того, что учитель, «используя аппарат отметок, регулирует отношения ребенка с другими взрослыми, прежде всего с родителями, формирует их отношение к нему и его отношение к себе «как к другому» [2. С.70]. Отношения ребенка с учителем во многом определяют отношения ребенка к школе, учебной деятельности. Мнение учителя на этот период по самым разным вопросам жизни ребенка становится определяющим. При этом можно заметить, что такое отношение наблюдается часто лишь к собственному учителю: мнение мало знакомого учителя может ребенком игнорироваться.

С поступлением ребенка в школу изменяется и его положение в семье, у него появляются первые серьезные обязанности, связанные с учебой и трудом, ведь к нему взрослые люди начинают предъявлять повышенные требования». Отношения к требованиям посторонних людей у младшего школьника часто неоднозначное и может зависеть от того, станет ли это мнение известно учителю и родителям. Ребенок младшего школьного возраста, нуждается в положительной оценке со стороны взрослого - так уточняется для самого ребенка его значимость в этом мире. Именно поэтому присутствие взрослых на празднике имеет огромное значение. Обычно это бывают учителя и родители учащихся, мнение которых для ребенка наиболее ценно. В процессе проведения праздника взрослые могут выполнять качественно разные роли: зрителя, активного участника и исполнителя главных ролей. Рассмотрим специфику этих категорий.

Участие взрослых в качестве зрителей усиливает мотивацию достижения и компенсаторную мотивацию учеников младшей школы. В присутствии учителей и собственных родителей особенно приятно показать себя умелым исполнителем танцев, песен, стихов или самым ловким и сильным в играх. В этом случае снисходительная реплика учителя («Ну, Петров, удивил ты меня ...») или равнодушный ответ мамы («Да чего там особенного-то, сынок ») могут в буквальном смысле погасить детскую радость, убить стремление к самовыражению ребенка. И наоборот, - положительная эмоциональная оценка учителя или родителей внушает ребенку уверенность в себе, умножает его радость. Можно сказать, что в случае участия взрослых на детском празднике в качестве зрителей, особенно важным с их стороны будет внимательное и заинтересованное отношение к юным участникам с последующей положительной оценкой их деятельности.

Активное участие взрослых в детском празднике может выражаться в вовлечение их наравне с детьми в игры, аттракционы, хороводы, песни, танцы. Дети очень эмоционально переживают участие взрослых в подобных мероприятиях, это повышает их интерес к происходящему и поднимает статус данного мероприятия. Ведь, с одной стороны, взрослые не стали бы заниматься пустяками, а, другой, - очень интересно посмотреть на своего папу, когда он соревнуется с другими. Следует обратить внимание, что для учителей активное участие в празднике заключается также в постоянном внимании к ученикам своего класса, в наблюдении за их поведением и своевременной реакции в случае необходимости. Внезапно возникший шум в зрительских рядах или конфликт двух соседей эффективнее всех сможет прекратить учитель, предложив нарушителям: «Давайте послушаем своих товарищей». При таком постоянном учительском внимании не потребуются громогласные требования внимания и тишины со стороны организаторов, которые просто не в состоянии контролировать поведение всех детей на празднике.

Исполнение главных ролей взрослыми на школьном празднике представляет для детей особую радость. Наибольший интерес у них вызывает участие учителей, особенно собственного класса. Эффект новизны достигается за счет изменения постоянного статуса участников праздника. Во-первых, роль взрослого из «вечно поучающего» меняется на праздничную (Весна, Осень, Василиса Премудрая и т.д.), что само по себе вызывает бурю эмоций. Это и удивление, и радость узнавания, и гордость за свою учительницу. Действительно, где еще увидишь, как твоя учительница поет частушки или танцует? Во- вторых, такая ситуация позволяет детям ощутить себя в роли «коллеги» учителя, в том случае, если оба являются артистами. Совместное творчество, общие заботы создают особую атмосферу, наполненную эмоциональным сопереживанием. Педагоги дополнительного образования, помимо подготовки детей на занятиях, обычно принимают самое непосредственное участие в праздниках, выполняя ведущие роли: героев, ведущих на игровых станциях. Профессиональная установка на творчество делает участие этой категории педагогов праздник особенно ярким, запоминающимся и дает им возможность публично продемонстрировать результаты своего труда, привлечь внимание участников праздника к своему предмету. К этой категории можно отнести и педагогов-предметников художественно-эстетического цикла (музыка, ритмика).

Если говорить о родственниках учащихся, то здесь можно выделить две возрастные категории: бабушки и дедушки (от 50 лет) и родители (в среднем от 30 лет). И если первая категория взрослых воспитывалась на «советских», четко организованных, идеологически выстроенных праздниках, то категория родителей посещала школу в период полного уничтожения календаря школьных праздников, а затем его сумбурного возрождения. Различный опыт их участия в школьных праздниках отражается в ответах анкеты «Ваши впечатления о празднике». Так, зрители старшего поколения главным образом радуются, что «не все еще потеряно оказывается», а более молодые родители чаще удивляются открывшимся для них талантам своих детей: «Я и не знала, что мой так может…».

Подводя итог, можно сказать, что участие взрослых в детских праздниках вызывает неподдельный интерес учащихся. Активное участие учителя (особенно своего учителя) дает ребенку возможность увидеть привычный в обыденной жизни образ учителя с другой точки зрения. Желание увидеть родителей непосредственными участниками праздника выражается яркими эмоциями, когда зрителей-родственников приглашают принять участие в конкурсах, танцах и т.д.

Можно сделать вывод, что участие взрослых в детских праздниках представляет ценность, как для детей (повышает значимость праздника, вызывает интерес), так и для самих взрослых (дает возможность увидеть ребенка с непривычной стороны, сравнить его с другими, встать на иную ступень общения с ребенком). Действительно, школьный праздник дает возможность совместного проживания определенных событий, создает среду совместного бытования, что само по себе является ценностью в образовательном пространстве школы.

Список литературы

 

1.       Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. -240 с.

2.       Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет); Учебное пособие. 3-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1997. - 176 с.

3.       Школьные праздники. Старый учитель. // Народное образование. - 1907. - Кн. II. - С. 597-599