Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОДИН ИЗ ВИДОВ МЕТОДА ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Авторы:
Город:
Урджарский район село Маканчи, Казахстан
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками, появляются неимитационные игры. [1]

Ребята действуют по игровым правилам Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, который балансирует между ролью организатора, помощника и соучастника общего действия.

Итоги игры выступают в двойном плане - как игровой и как учебно-познавательный результат.

Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой ситуации как моделирующей, ее соотношения с реальностью

В арсенале педагогики начальной школы содержатся игры, способствующие обогащению и закреплению у детей бытового словаря, связной речи; игры, направленные на развитие числовых представлении, обучение счету, и игры, развивающие память, внимание, наблюдательность, укрепляющие волю.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы. [2]

Актуальность данной темы заключается в определении эффективности внедрения современных игровых технологий в процесс обучения с целью повышения уровня и качества современного образовательного процесса.

Под "игровыми технологиями" в педагогике понимается обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще «педагогическая играә обладает существенным признаком-четко поставленной целью и соответствующим педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде или косвенном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. [3]

Ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре, в так называемом «чистом виде», преподаватель должен организовать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Как облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно соблюдение следующих условий:

1)    соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2)    доступность для учащихся данного возраста;

3)    умеренность в использовании игр на уроках.

Один из способов активизации деятельности учащихся на уроках - это включение в планы уроков следующие этапы-станции:

Р у с с к и й я з ы к

Проверяй-ка. Проверка домашних заданий и каких-либо умений. Вспоминай-ка. Повторение правописания букв, орфограмм. Словознай-ка. Различная работа со словом.

Знай-ка. На этой станции всегда изучается новый материал, обязательный для усвоения.

Прочитай-ка. Работа над правилом, закрепление его. При этом на доске вывешивается текст (прозаический или стихотворный) и задание к нему.

Выбирай-ка. При закреплении материала предлагается несколько заданий на выбор. Угадай-ка. Занимательный материал в виде ребусов, загадок и т.п.

Поиграй-ка. Грамматические игры.

Слушай-ка. Разновидность слухового, выборочного диктанта.

Наблюдай-ка. Несколько наблюдений при подготовке к прохождению новой темы. Составляй-ка. Работа с деформированным текстом, опорными словами.

Думай-ка. Задания повышенной трудности, опережение.

Из перечисленных станций на уроке использую, конечно, не все, а лишь 5-7, в зависимости от изучаемой темы. Названия станций написаны крупными буквами разного цвета на листах ватмана. На доске они держатся с помощью магнитов. Как только мы "проедем" очередную станцию, лист с названием убирается.

М а т е м а т и к а

На уроках математики многие названия станций совпадают, но виды работ уже другие: Сосчитай-ка. Устный или письменный фронтальный счет.

Отвечай-ка или Повторяй-ка. Дети дублируют друг друга при проверке знаний по изученным темам. Помогай-ка. Работа в паре.

Думай-ка. Решение задач по выбору, по вариантам. Соображай-ка. Опережение, задачи повышенной трудности. Знай-ка. Изучение нового материала.

Поиграй-ка. Математические игры.

Выбирай-ка. При закреплении материала дети выбирают предложенные задания.

Эти этапы-станции я использую при разработке игр-путешествий с применением транспортных средств и сказочных героев. В играх-путешествиях обогащается словесный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное огромный эффект: ни одного скучающего на уроке! Всем интересно, дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют и доводят до автоматизма знания. [4]

Применение игровых технологий на уроках математики дает возможность сделать то или иное обобщение, осознать правило, которое только что изучили, закрепить, повторить полученные знания в системе, в новых связях, что содействует более глубокому усвоению пройденного.

Например, даю самостоятельную работу в виде игры "Кто первый добежит до финиша?". А раз это игра, учащиеся чувствуют себя свободно, поэтому уверенно и с  интересом приступают к работе. Хорошо подготовленным учащимся предлагаю решить задачу по краткой записи, составив по ней выражение; слабо успевающим ученикам - составить задачу по краткой записи и закончить ее решение. Объясняю цель игры: тот, кто решит задачу быстро и правильно, может считать себя спортсменом. На таких уроках ставится цель: привить любовь к математике учащимся с разными математическими способностями.

Для активизации деятельности учащихся на уроках помогают логические игры, которые путем несложных умозаключений дают возможность получить нужный результат. В таких играх принимает участие весь класс или большая часть детей, а остальные контролируют ход игры. [5]

Все мы прекрасно понимаем, как важно научить детей быстро и правильно читать. Эта проблема была и остается одной из главных в обучении. Речевое развитие является важнейшим аспектом общего психического развития в детском возрасте. Речевая деятельность осуществляется посредством языка, который усваивается ребенком в ходе общения с окружающими людьми. Усваивая русский язык, ребенок овладевает его фонетическим (звуковым), лексическим (словарным), грамматическим строем.

Для этого в своей работе я использую следующие приемы: игра "В слова", игра "Со словами", "Дополни слово" или игра "Кто больше сочинит?".

Учитывая то, что ученики начальных классов очень эмоциональны, острее переживают свои неудачи в овладении навыками чтения, я стараюсь строить отношения с детьми на интересе, использую много игр. Считаю, что можно научить ребенка читать только тогда, когда он испытывает радость от результатов своего труда. Самые лучшие результаты дает воспитание успехом.

Игра остается одним из обязательных структурных элементов и урока "Окружающий мир". Это означает, что на каждом уроке учитель проводит с детьми какую-нибудь игру или игровое упражнение.

Эффективно чаще проводить сюжетно-ролевые игры. Это очень важно не только для поддержания эмоционального тонуса ребенка во время урока, но делает урок более интересным. Ролевая игра развивает очень важный и необходимый для обучения психический процесс - воображение.

Среди интеллектуально развивающих игр особой популярностью у детей пользуются игры-загадки, кроссворды. У  них вызывает интерес,  как и процесс, так и сам результат.  Большим потенциалом в плане воспитания у учеников интеллектуальной активности, любознательности, развития познавательной сферы располагают интеллектуальные игры - аналоги телевизионных программ "Поле чудес", "Что? Где? Когда?" и другие. [6]

Включение в урок игровых технологий делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает  преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, усиливает интерес детей к предмету, к познанию ими окружающего мира.

Приемы слуховой, зрительной, двигательной наглядности, занимательные вопросы, задачи-шутки, моменты неожиданности способствуют активизации мыслительной деятельности. [1]

Эти передовые педагогические игровые технологии, применение которых в сочетании с традиционной методикой преподавания, гарантируют:

·Активизацию учебного процесса, учебно-познавательной деятельности младших школьников.

·Комфортный и результативный для ученика и учителя процесс обучения.

·Высокий и прочный уровень обученности в классах с любой подготовленностью.

·Формирование у школьников умения и стойкого навыка учиться.

·Полноценное соединение знаний и практических навыков.

·Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс. [3]

Я считаю, что каждый педагог должен иметь свою энциклопедию игр, которые он мог бы предложить ученикам в зависимости от их типологических особенностей и этапа коррекционно-развивающей работы.

Правильно подобранную, умело и уместно проведенную игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок.

 

Список литературы

1.      Симоненко В.Д., Фомин Н.В. Современные педагогические технологии. Учебное пособие. Брянск 2001г.

2.      Границкая А.С. Научить думать и действовать. – М., 1991

3.      Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. – М., 1999

4.      Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. – М., 1987

5.      Педагогика/ под ред. П.И. Пидкастого – М.. 1995 – Гл. 6 – С.116-171

6.      Актуальные проблемы педагогики. Курс лекций/ под ред. А.Н. Прядехо Брянск: издательство БГПУ, 1998.