Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ ДОО В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Сегодня приоритетной задачей РФ является задача формирования нового поколения обладающего знаниями и умениями, которые отвечают требованиям XXI в., разделяющего традиционные нравственные ценности. Основой решения этой задачи является воспитание детей, в этой связи была разработана стратегия развития воспитания на период до 2025 года [8]. Согласно стратегии, основными направлениями государственной политики в области воспитания детей являются: поддержка семьи и развитие системы поддержки семейного воспитания, педагогическое просвещение родителей.

Конец XX  начало  XXI  вв. ознаменованы  стремительным развитием информационных технологий. Человечество ступило на новый виток развития – постиндустриальное или информационное общество, что повлияло на все сферы человеческой жизни. Сегодняшние реалии требуют от индивида непрерывности образования («образование в течение всей жизни»). Непрерывное образование становится требованием времени и залогом успешной жизни в современном обществе. Необходимость получения все новых знаний проникла во все сферы человеческой жизни – профессиональную, общественную и семейную.

Современная семья претерпела существенные изменения: психологи отмечают дисфункцию семьи, неосознанное родительство, снижение родительской ответственности в вопросах воспитания детей. Современные семьи по большей части нуклеарные, что свидетельствует о дистанцировании старшего поколения от воспитательной функции. Растет процент альтернативных и нетрадиционных семей, семей в которых у двоих супругов в приоритете карьерный рост. Все это указывает на потребность семьи в разносторонних педагогических и психологических знаниях.

Современная наука, обогащенная новыми знаниями о развитии детей, доказала безоговорочное влияние семьи на становление личности ребенка. Семья является первым социальным институтом в жизни ребенка и именно она наделена определенными компетенциями, т.е. правами и обязанностями в воспитании и образовании своих детей, что подтверждается рядом государственных документов, в первую очередь Законом Российской Федерации «Об образовании» и «Семейным кодексом РФ». В данных документах указывается, что родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами и обязаны заботиться, о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Это требует от них высокого уровня педагогической культуры в вопросах воспитания и развития детей.

На современном этапе развития общества педагогическая культура рассматривается как часть общечеловеческой культуры, в ней отражается весь опыт предыдущих поколений в воспитании и обучении детей. Педагогическая культура является фундаментом всей воспитательной деятельности родителей, от степени владения педагогической культурой зависит успешность семейного воспитания детей. Педагогическая культура – это результат потребности человечества в накоплении и передаче социального опыта детям, с тем, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни.

В педагогике педагогическая культура чаще всего рассматривается со стороны профессиональной деятельности педагога. Исследователи Е.В. Бондаревская, Л.М.Митина, В.А. Сластенин и др. рассматривают педагогическую культуру как основу профессиональной деятельности педагога. Они обращают внимание на такие ее значимые элементы, как гуманное отношение к детям, демократический стиль общения, глубокие профессиональные познания, знание специальных наук о человеке, владение педагогической психологией, педагогический такт.

Если в трактовке педагогической культуры исследователи практически едины, то в трактовке психолого-педагогической культуры родителей современные авторы дают различные формулировки. Так, В.Н. Дружинин [4] за основу берет ценностные ориентации семьи, которые и определяют цели и пути воспитания детей. Т.Н. Доронова [3], Т.А. Куликова [6] и Е.И. Наседкина [7] делают акцент на признании родителями ответственности за воспитание своих детей, обращают внимание на практические умения родителей взаимодействовать с ребенком, указывают на возможность плодотворной связи семьи с другими социальными институтами (ДОО, школой, медицинскими учреждениями и др.) Согласно Т.А. Данилиной [2] еще одним фактором, влияющим на эффективность воспитательного потенциала семь и, является степень осознания родителями, целей воспитания, совпадающих с социальным запросом. Е.В. Бондаревская [1] делает упор на способность родителей к воспитанию ребенка с учетом его интересов, на гуманное отношение взрослых по отношению к детям, на личностные качества родителей, уровень их образования, педагогические знания, умения и опыт, на внутрисемейные традиции.

Обобщая все вышесказанное, психолого-педагогическую культуру родителей можно обозначить как:

-   умение разумно и сознательно выполнять обязанности по воспитанию детей;

-   способность осознать всю ответственность за воспитание и образование детей;

-   к этому необходимо добавить наличие педагогического опыта и практических умений взаимодействия с собственными детьми;

-   наличие последовательности и согласованности действий между семьей и общественными институтами в

вопросах воспитания детей;

-   наличие способностей к эмпатии, рефлексии и самоконтролю.

Характерными чертами современного семейного воспитания являются: непрерывность, продолжительность и устойчивость. Если воспитательное воздействие родителей правильное и вовремя начато в раннем и дошкольном возрасте, то оно положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. В противовес, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей в дошкольном детстве, отрицательно скажется в их дальнейшей жизни.

Большинство авторов (Е.А. Арнаутова, O.JI. Зверева, O.A. Карабанова, В.М. Целуйко и др.), рассматривая проблемы современных семей, совпадают во мнении, что уровень педагогической культуры родителей  недостаточен  для  полноценного  воспитания  детей,  объясняется  это  рядом  факторов: государственной  семейной  политикой,  экологией,  социальным  статусом,  уровнем  образованности, материальным положением семьи.

Однако самые часто встречающиеся ошибки семейного воспитания таятся в недопонимании родителями самого ребенка, в незнании особенностей, и направлений развития детей; отсюда  — неспособность педагогически грамотно организовать процесс семейного и домашнего воспитания (Е.П.Арнаутова, Т.А.Даниила, О.Л.Зверева, А.Д.Кошелева, O.A. Шагарева и др.).

Сегодня, одной из актуальнейших задач является задача по повышению роли родителей в воспитании детей. Ясно, что результативность семейного воспитания возрастает, если оно дополняется системой других воспитательных институтов,  с  которыми у семьи складываются  отношения сотрудничества, взаимодействия. Большой вклад в дело психолого-педагогического просвещения родителей могут внести  общественные институты воспитания, в том числе и  дошкольные образовательные организации, главное преимущество которых – оперативная обратная связь с родителями. Сегодня педагог ДОО может систематически оказывать практическую помощь семье в деле воспитания ребенка, организовывать обмен положительным  опытом семейного  воспитания между родителями, активно привлекать родителей в образовательный процесс.

Практика показывает, что не все современные педагоги готовы к такому взаимодействию. Основными проблемами в деле сотрудничества с родителями воспитанников являются: неумение установить контакт с семьей, отсутствие коммуникативных и поведенческих умений, отсутствие у педагогов мотивационной установки на сотрудничество, преобладание тактики воздействия на родителей, а также отсутствие ориентации на индивидуальный результат. Это говорит о недостаточной профессиональной компетентности педагогов в сфере общения с семьей. Помочь преодолеть эти трудности может система повышения квалификации педагогов в русле методической работы [5]. Значимость этой работы заключается в том, что педагоги смогут приобрести познания из различных областей знаний о человеке, эти умения можно будет непосредственно использовать в деле, педагоги смогут осознать всю важность и необходимость в самообразовании и в самостоятельной поддержке уже полученных знаний и умений.

По утверждению Т. Н. Кротовой [5] современный педагог с высоким уровнем профессиональной компетентности должен обладать следующими качествами:

-   устойчивой потребностью к самосовершенствованию в сфере общения с родителями;

-   признавать роль родителей в воспитании детей как ведущую и роль педагога как их «помощника»;

-    стремиться к активному и содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;

-   обладать высокой степенью диалогичности в общении с родителями;

-   проявлять внимание, выдержку, тактичность и другие профессионально значимые качества;

-   владеть знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;

-   обладать развитыми коммуникативными навыками.

Педагог ДОО должен постоянно развиваться, овладевать методами и приемами изучения семей, умело использовать всевозможные практические формы взаимодействия с родителями, содержание педагогического просвещения родителей определять задачами современного общества и самое главное - это виртуозно владеть принципами работы со взрослыми людьми. В работе с родителями педагог должен учитывать то, что ведущая роль во взаимодействии принадлежит родителям, педагог только оказывает помощь в выявлении проблемы, в систематизации имеющегося у родителей педагогического багажа знаний и в его пополнении.

Показателями положительной результативности взаимодействия педагогов с родителями являются:

-   отношение к родителям как единомышленникам;

-   отказ от обвиняющей позиции педагога;

-   доброжелательное отношение ко всем субъектам воспитательно-образовательного процесса;

-   заинтересованность педагога во взаимодействии, вместо формального общения с родителями;

-   умение оказывать конкретную помощь семье;

-   взаимодействие с родителями должно носить системный характер.

Таким образом, целенаправленная организация процесса взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьями воспитанников с целью психолого-педагогического просвещения родителей — одна из актуальнейших задач современной педагогической практики. В настоящее время идут активные поиски путей оказания социально-педагогической помощи семье, создания моделей повышения психолого- педагогической культуры родителей в условиях детского сада.

Взаимодействие семьи и дошкольных образовательных организаций основывается на понимании взаимодополняемости двух воспитательных институтов, подразумевает их обоюдную активность, что позволяет считать их субъектами рассматриваемого процесса. Повышение психолого-педагогической культуры возможно при ряде условий, когда взаимодействие семьи и детского сада осуществляется как специально организованные целенаправленные процессы, в ходе которых развиваются, изменяются все участники взаимодействия.

 

Список литературы

 

 

1.    Бондаревская, Е.В. Развитие идей педагогической культуры в новых условиях / Введение в педагогическую культуру. - Ростов-н-Д.: РГПИ,1995.-С. 47-61.

2.    Данилина, Т.А. Современные проблемы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей // Дошкольное воспитание. - 2000. - №1- № 2.

3.    Доронова, Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений с родителями / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушакова, Т.И. Гризик и др. - М.: Просвещение, 2005. - 191 с.

4. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. - Екатеринбург: Деловая книга, 2000.- 199 с.

5.   Кротова, Т.В. Как стать компетентным в общении с родителями воспитанников // Дошкольное воспитание. – 2007. - № 9. – С. 108-122.

6.    Куликова, Т. А. Взаимодействие детского  сада и семьи: традиционные и новые подходы // Традиции и современность: выпуск четвертый / под ред. А.Д. Шатовой. - М.: МИОО, 2001. - С.33- 39.

7.   Наседкина, Е.И. Дифференцированный подход в работе по повышению педагогической культуры родителей: автореф. дис... канд. пед. наук. М., 1979.- 19 с.

8. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 года №996-р г. Москва "Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года" https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie- dok.html