20 февраля 2016г.
Выработка собственной системы приемов и методов обучения – процесс творческий и в каждой ситуации индивидуальный. Продуктивность системы возрастает с применением современных образовательных технологий в сочетании со знаниями, умениями, опытом. Например, для специальностей Автоматизация технологических процессов и производств, Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования, Профессиональное обучение (по отраслям) и др. необходимо:
- знание программ Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Point, Компас 3D, SamSim, VisSim и др., Интернета и Интернет-ресурсов;
- умение разрабатывать презентации, электронные учебники, использовать Интернет-ресурсы, проектировать в системах Компас 2D, Компас 3D, моделировать в среде Microsoft Excel, в программах SamSim и VisSim;
- иметь личный производственный опыт, который вырабатывает различные навыки и умения, например, разрабатывать техническую документацию, руководить проектами разработки и пр.;
- иметь научно-производственный опыт обобщения практического опыта и исследований технологического оборудования, в том числе с целью оснащения системами автоматического управления.
По методам обучения педагогические технологии делятся на технологии:оптимизации учебного процесса; адаптивного обучения; коллективного способа обучения; уровневой дифференциации; модульного обучения [1].
Все эти технологии следует применять в комплексе:
- оптимизацию учебного процесса осуществлять эффективным подбором методов, приемов, средств в обучении;
- адаптивное обучение осуществлять путем взаимодействия с каждым обучающимся независимо от его возможностей, при этом можно сообщать новые знания, осуществлять индивидуальный опрос каждого обучающегося, а затем переходить к практическому заданию;
- коллективное обучение применять на лабораторных и практических занятиях: группу разбить на подгруппы, при этом обучающиеся взаимодействует в подгруппе, что способствует формированию личной ответственности, развитию коммуникативной культуры, навыков взаимообучения, взаимоконтроля и взаимопомощи;
- уровневую дифференциацию осуществлять путем подбора методов обучения в зависимости от индивидуальных возможностей;
- при технологии модульного обучения у каждого обучающегося собственная траектория движения, которую следует отслеживать и поддерживать.
По содержанию обучения педагогические технологии делятся на: технологии алгоритмического характера и технологии продуктивного характера [1].
- технологии алгоритмического характера реализуются путем передачи обучающимся основного образовательного минимума;
- технологии продуктивного характера (творческий уровень осмысления, самостоятельный анализ) реализуются путем применения технологии проектов.
В данном случае это выполнение курсовых и дипломных проектов. При выполнении курсовых и дипломных проектов важен индивидуальный подход к каждому обучающемуся с использованием уровневой дифференциации и модульного обучения при интеграции с современными информационно-коммуникационными технологиями. Для здоровьесбережения следует использовать технологию дифференциации при оценки знаний, например делать некоторые допущения: для студента не претендующего на оценку «отлично» допускается замена сложного листа общего сборочного чертежа на лист общего вида объекта управления». Таким образом, в зависимости от индивидуальных возможностей и самооценки обучающегося дифференцируются задания. Любая педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей за счет создания благоприятного микроклимата, недопущения стрессовых ситуаций, путем предъявления адекватных требований, индивидуального подхода и создания рациональной организации учебного процесса.
Интеграцию [2] современных информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения следует осуществлять обучением работать в программах Microsoft Word, Microsoft Excel, Power Point, Компас 3D, SamSim, VisSim и использовать Интернет-ресурсы начиная с первого курса и кончая дипломным проектом. В результате использования обучающих, информационно-поисковых, справочных, демонстрационных, имитационных, моделирующих и расчетных средства ИКТ студенты овладевают:
- обучающими средствами ИКТ и самостоятельно составляют презентации в Power Point и т.п.;
- демонстрационными навыками и умениями, в том числе, путем визуализации трехмерных моделей в программе Компас 3D с целью изучения сложных элементов детали или сборочной единицы и т.п.;
- имитационными навыками и умениями, путем составления иерархических схем структурных подразделений предприятия в SmartArt и т.п.;
- моделирующими навыками и умениями, путем моделирования в специальных программах SamSim, VisSim и в среде Microsoft Excel различных систем автоматического управления и т.п.;
- навыками и умениями автоматизированных расчетов, путем расчетов САУ на устойчивость и определение качественных параметров САУ в различных программах и т.п.
Итак, собственная система приемов и методов может состоять в индивидуальном подходе к каждому обучающемуся на базе научно-производственного опыта и знаний необходимых ИКТ средств, с использованием современных образовательных технологий при интеграции ИКТ в ОТ. При этом обязательно учитывать индивидуальные возможности и самооценку обучающихся.
Тогда индекс качества знаний сможет дойти до 80 и более %. Например, по результатам мониторинга системы образования за 2013-2014 в ГБОУ СПО «Брянский профессионально-педагогический колледж» индекс качества при тестировании по учебной дисциплине «Автоматическое управление» составил 86,7 % (Рисунок 1).
Список литературы
1.
Хабарова, Т.В. Педагогические технологии в образовании / Т.В. Хабарова
–
СПб: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.– 80 с.
2.
Яковлев, А.И. Информационно-коммуникационные
технологии в
образовании /
А.И. Яковлев
// Информационное общество.–2001.–№ 2.–С.32-37.