Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ АНИМАЛИСТИЧЕСКОГО ЖАНРА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы:
Город:
Усть-Каменогорск, Казахстан
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Мы живем в эпоху стремительно развивающегося технологического прогресса, когда развитие научных знаний в корне изменило мировоззрение цивилизованного человечества, когда техника дала возможность человеку распоряжаться силами природы. В связи с этим исчезло былое значение животного мира и значительного сузилось его бытовая роль. Значение научно-технического прогресса вытеснило богатства животного и растительного мира с лидирующих позиций в круге интересов человечества

В наше время птицы и звери служат объектами промысловой и спортивной охоты, браконьерства; интенсивный выпас скота и овец, отлов для зоопарков, частных и научных коллекций, музеев приводит к гибели огромного количества диких животных, в том числе редких видов. Поэтому охрана редких и исчезающих видов животных считается очень актуальной проблемой на сегодняшний день. Для этого на всей территории Республики Казахстан созданы государственные заповедники. К примеру, на территории Восточно- Казахстанской области расположены природный заповедник: Маркако́ льский госуда́рственный приро́дный запове́дник. В его владениях обитают под охраной государства 55 видов млекопитающих, среди которых лось, косуля, марал, кабан, бурый медведь, волк, росомаха, горностай, хорь, ласка, барсук, колонок, выдра, соболь, американская норка, изредка снежный барс, а также 250 видов птиц (утки, поганки, чѐрный аист, кулики, чайки, крачки, дикие голуби, тетерев, глухарь, рябчик, серая куропатка, улар, кеклик, чеглок, пустельга.

Пропаганду охраны животного мира, природы нужно начинать с младшего школьного возраста. Дети чутки к красоте, живого реагируют на нее. Это чувство надо постоянно развивать, чтобы с возрастом оно не угасло. Проводя воспитательные мероприятия по теме охраны природных ресурсов развиваются не только чувства прекрасного, но формируются базовые понятия о патриотизме и бережном отношении к природе. А это по праву считается ключевыми качествами социально активной личности нашего времени.

Школьникам начальных классов максимально близки и доступны к восприятию образы животных по сюжетам сказок, иллюстрациям художников и из личного опыта.

На уроках чтения, познания мира, рисования изучается жизнь диких и домашних животных, птиц, рыб. Учащимся демонстрируются изображения животных, содержащиеся в учебных материалах, динамичных таблицах, видео-презентациях, диафильмах. К сожалению, далеко не всегда эти изображения отличаются высоким художественным качеством и вызывают у детей эмоциональный отклик. Поэтому в начальной школе необходимо обращать внимание на красоту мира через многообразие единиц искусства, знакомить детей с произведениями художников-анималистов. Несомненно эти действия принесут желаемый высокий результат в процессе воспитания и познания окружающего мира. Актуальность изучения природных ресурсов не только на уроках познания мира, но и на уроках рисования, сформулировал В.А. Ватагин: «Бережное отношение к природе, животному миру поможет человеку стать человечнее» [1, с.50].

Маленьким детям образы животных наиболее близки по сказкам мультфильмам.

Сказка - это особый мир фантазии и реальности. Уходя корнями в глубокую древность, сказка в образной форме рисует жизненный уклад народа, раскрывает его затаенные чувства, мечты и чаяния [2, с.60].

Иллюстратор сказок Юрий Васнецов считает, что сказка - это мир счастья, где нет ни жестокости, ни зависти и где добро всегда торжествует над злом.

Иллюстрируя в основном народные сказки, он передает дух народных сказок; образы сказочных героев и персонажей вызывают симпатию: храбрый петух, робкий заяц, смешной козленок, неуклюжий и добродушный медведь, веселый кот, плутоватая лиса, даже лютый волк.

Рисовать «мультяшных» животных намного легче, поскольку их формы упрощаются, очеловечиваются: однако, здесь тоже есть свои сложности, «мультяшные звери» должны быть прежде всего забавными, но при этом у каждого надо выявить его характер [3, с.23]. Чаще всего за действиями животных в сказках подразумевают черты характера человека.

Под воздействием сказок и мультфильмов у маленьких детей формируется определенное, отношение к животным. И дети начинают воспринимать некоторых животных как «добрых» и «злых».

Такое восприятие животных требует исправления, специальной работы. Необходимо разобраться в причинах деления детьми животных на добрых и злых [4, с.17].

Причины могут быть такими:

-     животные могут  «убивать людей» (волк, тигр, крокодил; волк убивает овечку, приносящую людям пользу);

-   вредят другим животным (убивают мелких животных);

-   они «безжалостные» (совершают плохие поступки и тому подобное).

Дети не делают особых различий между человеком и животным. Как ичеловек, животные «могут совершать хорошие и плохие поступки», иметь положительные или отрицательные «черты характера», быть добрыми или злыми [5, с.53].

Такое восприятие детьми окружающего мира, когда на природу неосознанно переносятся черты, события, свойственные человеку, человеческому обществу, называют «очеловечиванием» природы. Но прежде учителю желательно позаботиться о том, чтобы прием «очеловечивания» не способствовал негативному отношению детей к природе, не усугублял уже имеющиеся отрицательные представления. Следует воздерживаться от негативных, антропоморфических характеристик животных. Не будет способствовать положительному отношению к животным и использование в учебно-воспитательном процессе таких, например, произведений для детей:

Ползет змея, и все живое Бежит с пути ее стремглав.

Ах, с кем бы, с кем бы ей сразиться?

Убить, быть может, эту птицу С высоким жестким хохолком?

(С. Баранов «Птица-секретарь»)

Такая характеристика змеи, как хулиганствующей особы, развлекающейся от нечего делать убийством, вряд ли будет способствовать ее охране [4, с.56].

Принимая во внимание психологический феномен детского олицетворения природы, характер ответов детей по вопросу «почему они считают одних животных добрыми, других злыми» и имеющийся педагогический опыт, наметим основные направления работы по преодолению негативного отношения детей к названным животным:

-   доведения до сознания детей положения о том, что бытующее мнение об опасности для человека крупных хищников, пресмыкающихся, змей сильно преувеличено, что животных этих по вине человека становится все меньше и меньше и встреча с ними в природе маловероятна;

-      показ экологических особенностей этих животных, их роли в жизни природы, формирование представления о том, что хищники убивают других животных не потому, что они злые, а потому, что они не могут существовать иначе, что злыми могут быть только люди, которые без особой нужды истребляют диких животных;

-      обращение внимания школьников на трогательную заботу зверей о своем потомстве, факты взаимопомощи и другие элементы «гуманизма» в мире животных;

-   создание игровых ситуаций, в которых дети могли бы поставить себя на место животных, выступить в роли их защитников.

Таким образом, гуманизм претворяется не  только в отношениях между людьми, но и в отношениях человека к природе [6, с.216].

Воспитание гуманного отношения к природе и животным связано с экологическим воспитанием.

В современных условиях вопросы экологического воспитания становятся центром внимания школы. Каждый учебный предмет вносит свою лепту в формирование экологической культуры школьников [4, с.19].

Уроки изобразительного искусства - одна из форм познания ребенком окружающего мира природы. Дети рисуют то, что видят вокруг себя и то, что чувствуют. Эта фиксация явлений природы и своих чувств помогает глубже проникнуть в тайны природы, увидеть ее красоту, осмыслить взаимосвязь и взаимозависимость окружающей действительности [7, с.12].

Все узнанное и понятное формирует внутренний мир ребенка, воспитывает в нем добрые чувства, трогательное отношение ко всему живому.

Искусство анималистики начинает свою историю со времен палеолита. Задачи, решаемые художником в те древние времена, были очень похожи на современные: композиционное  мышление, наблюдательность, портретность изображений. Примером этому утверждению могут служить рисунки животных в пещерах Франции и Испании. Возраст их где-то 30 тысяч лет. К этому же периоду относятся и росписи в Карповой пещере на Урале. Все изображения портретны даже в самых мелких деталях: глаз, коленный сустав, общий силуэт. Такого качества изображения можно достичь только постоянной, ежедневной тренировкой в рисовании конкретного зверя, поэтому так важно художнику внимательно наблюдать и запоминать форму, рисунок движения животного [12, с.20].

Животные отличаются друг от друга не только разнообразными формами тела, но и покровом, который тоже может быть самым разным: от гладкой шкуры лошади до пушистой шубки длинношерстной кошки или блестящего панциря улитки.

Рисовать «мультяшных» животных намного легче, поскольку их формы сильно упрощены. Однако здесь тоже есть свои сложности. «Мультяшные» звери должны быть прежде всего забавными, но при этом у каждого надо выявить его характер [3, с.23].

У «мультяшных» зверей часто человеческие выражения мордашек, и они действуют как люди. Например, чтобы показать, что еж - это безвредное и дружелюбное животное, он изображается с простодушной улыбкой, с взлахмо - ченными иголками и с маленьким носиком в виде кружочка. А лиса изображается с узкими глазами, полуприкрытыми веками, подчеркивающие ее хитрость.

При изображении зверюшек в стиле мультипликационной графики обычно подчеркиваются их самые характерные, запоминающиеся черты [3, с.32].

Говоря о чувствах животного, человек невольно переводит их на язык собственных чувств, то есть оценивает и воспринимает все только со своей человеческой точки зрения [12, с.101].

Можно увидеть «тупое» выражение у бобра, «надменное» у верблюда и ламы, выражение «степенности» у быка, «вдумчивое» у марабу, «величия, достоинства» в голове льва, «благородства» в голове лошади и так далее (Рисунок 9) [9, с.112].




Таким образом, разнообразная мимика зверей и птиц легко выражается на языке человеческих чувств. При изображении животных многие считают возможным обходиться без всякого знания анатомии, тогда как в действительности анатомическое строение животных очень сложно и разнообразно и знать его просто необходимо (В.А. Ватагин).

Если невозможно, да и не всегда нужно знать все подробности строения данного животного, то общий тип строения знать необходимо.

В.А. Ватагин существенной частью тела животного считает скелет, на которое основаны все формы животного. Рассмотрим немного подробнее метод изображения животных у В.А. Ватагина.

Он выделяет основные черты части скелета - череп, позвоночник с грудной клеткой, передний и задний пояса конечностей и сами конечности, которые повторяются у всех позвоночных животных, а также у человека.

От изменения пропорций и формы черепа, шеи, туловища и конечностей зависит разнообразие облика животных (Рисунок 10) [9, с. 78].


Основные точки, определяющие объем и форму животного:

-   расположение в скелете черепа и шеи;

-   границы лопатки и таза;

-   суставы плеча и предплечья;

-   бедра и голени.

Сложная система мышц, приводящих в движение скелет, также имеет общий характер у всех позвоночных. Чем полнее и лучше будет знать художник форму и расположение мышц при изображении животных с гладкой кожей, тем реальнее будет изображение. Особенно важно знание мышц при изображении животных с гладкой кожей, под которой ясно видна мускулатура (например, лошади, пантеры, антилопы).

«Изучение мышц - дело довольно трудное. Имея некоторое представление об анатомии, почерпнутое из книг или экспонатов музея, наблюдайте живое движение, рисуйте, изучайте в рисунке это живое движение, и тогда знание анатомии войдет как органическая, нераздельная часть в общее представление об образе животного». (В.А. Ватагин).

Василий Алексеевич также особое внимание обращал на скелет птиц и сложную систему оперения (Рисунок 11, 12, 13).



Если очертания головы, шеи и туловища птицы определяются поверхностью облегающих перьев, то, чтобы правильно изобразить крылья и лапы птицы, необходимо знать их скелет и систему перьев, образующих крыло. Крыло птицы по своему скелету - та же передняя конечность, как у млекопитающих, оно имеет те же кости плеча, предплечья, изменялась только кисть, утратившая отдельные пальцы [9, с.81].




При огромном разнообразии форм крыльев у различных птиц система эта одна и та же. Чешуевидные перья крыла пингвина, пышные, декоративные перья страуса или упругие и жесткие крылья орла, такие различные по форме, расположены на крыле в одинаковом порядке.

Познакомиться с оперением птиц можно и на хороших чучелах.

Задние конечности птицы - их ноги или лапы так же, как у млекопитающих, состоят из трех частей: кости бедра, голени и стопы с пальцами. У большинства птиц видны только стопа с пальцами или только пальцы. У голенастых, у страусов кроме стопы видна и голень, бедро же у всех птиц всегда скрыто под перьями [9, с.83].

Для правильной и выразительной передачи движения необходимо помнить об этих трех частях ноги птицы и представлять их взаимное расположение.

В.А. Ватагин также всегда обращал внимание на передачу характера покрова животных.

Передавая форму и цвет животных с гладкой шерстью, тем самым можно передать и облегающую их шерсть (например, у лошади, оленя, антилопы). Сложнее дело с изображением длинной и пушистой шерсти. Условно шерсть можно передать штрихами карандаша или пера. Более полно можно передать впечатление шерсти масляной живописью или акварелью [9, с.85].

Для изучения характера шерсти никак не следует пользоваться шкурками или, чучелами. Шерсть прилегает к высохшей коже и не может дать впечатление живой, пропорции и формы нарушены, конечности, носы и уши ссыхаются [9, с.87].

Таким образом, знание строения животного, его пластической анатомии - одно из основных знаний для создания реалистического художественного образа и очень большое методическое значение, по мнению Ватагина, имеет рисование с живой, подвижной натуры. А именно:

-   сосредотачивает внимание, развивает наблюдательность, остроту глаза и быстроту рук;

-   приучает видеть самое главное и существенное, не дает останавливаться на мелочах, заставляет скупыми линиями передать, возможно больше;

-   развивается зрительная память, необходимая анималисту, потому что позу животного часто приходиться заканчивать на память.

Многие художники любят изображать зверей и птиц. Некоторые из них посвятили этому все свое творчество. Они создают произведения анималистического жанра. Живописцы выбирают его редко, а вот графики и скульптуры любят рисовать и лепить различных зверей и их детенышей. Художника, который специализируется в этом жанре, называют анималистом.




Изображение животного мира можно встретить в произведениях живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного искусства, иллюстрациях к научным книгам [11, с.118].

Дети и животные всю жизнь были в центре внимания художника и писателя Евгения Ивановича Чарушина.

Циклы иллюстраций к семидесяти книгам, из них тридцать к собственным рассказам, созданы за три десятилетия активного творчества. Несколько поколений пап и мам выросли, знакомясь с животным миром по книжкам Чарушина «Я хочу понять животное, передать его повадку, характер движения. Меня интересует его мех. Когда ребенок хочет пощупать моего зверенка – я рад. Мне хочется передать настроение животного, испуг, сон, радость и тому подобное, все это нужно наблюдать и почувствовать», - писал Чарушин [14, с.25].

Чаще всего Чарушин работал в технике литографии, создавая сложнейшую игру линий и пятен.

Его книги лишены надоедливой назидательности и как раз, поэтому по - настоящему поучительны и учат понимать природу. А ведь только тот человек, который хорошо знает и любит природу, может ее изменять и улучшать [14, с.11].

Скульптор-анималист В.А. Ватагин в своих произведениях вкладывает в изображения животных человеческие черты характера - гордость, высокомерие, доброту, жестокость; передает определенные состояния - оживленность, грусть.

Характерной особенностью его творчества является то, что, изображая животное, он интересуется строением его тела, скелетом, формой мышц.

В.А. Ватагин - художник и ученый. Изображая животное, он создает научную иллюстрацию и

художественный образ [17, с.49].

Среди его персонажей самые разнообразные представители животного мира - медведи, слоны, волки, рыси, обезьяны, птицы, рыбы.

Одним из основоположников анималистики, наряду с В.А. Ватагиным является также, скульптор и график Дмитрий Владимирович Горлов. Им созданы многие произведения, вошедшие в золотой фонд искусства. Он придумал более ста образцов игрушек, оформил и проиллюстрировал около шестидесяти книг.

Д.В. Горлов всегда любил животных. Держал у себя дома собаку, кроликов, голубей, мышей. Художник много рисовал с натуры в зоопарках, заповедниках [8, с.20].

«Мудрая природа безмерно богата красотой. Природу, пейзаж нужно не только увидеть, но и почувствовать, чтобы передать взаимозависимость всего сущего» (Д.В. Горлов).

Таким образом, изучение произведений, и в частности работ художников - анималистов, необходимо связывать с непосредственным изучением живой природы, то есть учить наблюдать в природе, во время экскурсий, во время рисования с натуры и по памяти [8, с.56].

Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для воспитания гуманного отношения к природе и животному миру, развивают способности воспринимать и ценить прекрасное. Особенно благодатна в работе с детьми тема

«Животные», она раскрывает их творческий потенциал, пробуждает сочувствие к удивительному миру природы, который рядом, с нами и который надо оберегать всеми средствами, в том числе и средствами искусства [8, с. 27].

Предложенная нами система уроков предусматривает знакомство с художественными приемами: монотипия, представление изображения животного в виде геометрических тел, пластилиновая аппликация, складывание и сгибание бумаги; восприятие и запоминание работ художников, обсуждение иллюстративного материала; а также с разнообразными художественными материалами, инструментами: акварель, гуашь, цветные карандаши, пластилин, цветная бумага, осенние листья; кисти, ножницы, стеки; и целенаправленно рассчитана на выявление роли анималистического жанра в системе уроков изобразительного искусства начальной школы и на формирование первоначальных умений изображать животных.

Разработанный вариант системы уроков по выявлению роли анималистического жанра в системе уроков изобразительного искусства начальной школы и формированию первоначальных умений изображать животных у учащихся первого класса представлен в Табл.2.

Таблица 2 Система уроков по выявлению роли анималистического жанра в системе уроков изобразительного искусства начальной школы и формированию первоначальных умений изображать животных у учащихся первого класса

Тема урока

Дидактическая цель

Задание

1.Изображаем животных

1)         Проверка    знаний     учащихся    о    мире

животных и их умений рисовать животное (по образцу).

2)   Развивать внимание и наблюдательность.

3)     Воспитание интереса к жизни животного мира.

Срисовать            с            образца

понравившееся животное или животных простым карандашом и выразить посредством рисунка к нему свое отношение




 

2.Анималистический     жанр.

Скульптура

1)Знакомство с анималистическим жанром,

скульптурными       материалами,      освоение работы с пластилином.

2)          Развитие      внимания      к      природе     и наблюдательности, творческих способностей.

3)       Воспитание  заботливого  отношения  к животным

Выполнить                    объемное

изображение животных (лошадка, лиса). Работа идет вместе с учителем

3.Четвероногий                 друг.

«Мультяшные» животные

1)                    Продолжить         знакомство         с

анималистическим жанром; дать представление о выражении художником- анималистом характера зверя через, форму тела, движения, об усилении характера для большей выразительности

2)           Развитие творческих способностей, наблюдательности, мелкой моторики руки.

3)   Воспитание художественной культуры.

Изобразить              «мультяшное»

животное,       подчеркнуть       его характер, раскрасить животное

4.  Наши  пернатые  друзья

(лепка)

1)      Продолжить     знакомство      с     жанром

анималистики в изобразительном искусстве; учить сравнивать анатомию разных птиц. 2)Развивать наблюдательность, глазомер, экологическое мышление.

3)     Воспитывать    умение    видеть        красоту природы и восхищаться ею.

Лепка  утки  из  целого  куска

пластилина. Работа идет вместе с учителем

5.  Наши  пернатые  друзья

(оригами)

1)        Продолжить  знакомство  с  пернатыми

друзьями;  выполнить  в  технике  оригами изображение птицы (голубь).

2)   Развивать моторику руки, глазомер.

3)         Воспитывать    бережное    отношение     к птицам.

Выполнить в технике оригами

изображение голубя из цветной бумаги

6. Красивые рыбы. Картина

из пластилина «Аквариум»

1)Учить     видеть      красоту     разнообразных

поверхностей;     освоить      технику                                 работы аппликации пластилином.

2)           Развивать      творческое      воображение, эстетический вкус.

3)   Воспитание интереса к

подводному миру животных и бережного отношения к ним.

Выполнить           картину           из

пластилина «Аквариум»

7. Узоры на крыльях бабочек

1)      Познакомить с различными узорами на

крыльях бабочек, с новой техникой выполнения работы — монотипией; учить видеть красоту природы.

2)           Развивать творческое воображение, эстетический вкус.

Рисование      бабочек      новым

способом «монотипия», нарядить бабочку (заготовку, данную учителем) в красивое, нарядное одеяние, т.е. разукрасить узорами.

 

3)     Воспитывать    бережное    отношение     к

красотам природы.

 

8.Изображаем, животных без

карандашей и красок

1)                    Продолжить         знакомство         с

анималистическим жанром; расширить представления детей о художественных материалах.

2)      Развивать чувства цветовой гармонии и фантазии, наблюдательность

3)   Воспитывать любовь к природе

Выполнить                 изображение

животного из осенних листьев

9. Мое любимое животное

1)   Проверка умений изображать животное.

2)   Развивать внимание и наблюдательность.

3)   Воспитание эстетического вкуса.

Нарисовать            (карандашом,

красками) или слепить животное и выразить посредством рисунка к нему свое отношение

 

Таким образом, внеся коррективы в школьный учебник, мы предлагаем внедрить разработанную нами систему уроков по выявлению роли анималистического жанра в системе уроков изобразительного искусства начальной школы и формированию первоначальных умений изображать животных у учащихся первого класса.

Подводя итоги данного исследования, можно сказать, что уроки изобразительного искусства одна из форм познания ребенком окружающего мира, природы,  и в частности,  немаловажно значение анималистического жанра, как и других видов жанра изобразительного искусства.

При рассматривании значения произведений искусств, созданных художниками-анималистами, выяснили, что показ произведений художников имеет большое воспитательное значение, у детей развиваются способности ценить и воспринимать прекрасное.

Воспитание гуманного отношения к природе и животным имеет непосредственную связь с экологической культурой и эстетическим воспитанием, то есть формируется внутренний мир ребенка, в нем воспитываются добрые чувства и трогательное отношение ко всему живому.

Мы проследили историю изобразительного искусства, содержание анималистического творчества; своеобразное изображение животных у разных художников-анималистов, познакомились с различными методами изображения животных, проанализировали программу и учебники изобразительного искусства и предложили систему собственных уроков, которые будут способствовать развитию интереса к анималистическому жанру и формированию первоначальных навыков изображения животных. И самое главное, Когда в художественной литературе, в произведениях живописи и скульптуры, на экранах телевизоров буду изображаться красота животных, их увлекательная жизнь в природе, их привязанность и преданность человеку, это, несомненно, вызовет ответное чувство интереса у детей, любования, симпатии, сочувствия и любви к животным. И анимализм в широком смысле, в частности изображение животного, сыграет свою гуманно-личностную функцию.

Таким образом, выявление роли анималистического жанра в системе уроков изобразительного искусства и процесс формирования первоначальных умений изображать животных младших школьников будет наиболее успешным при соблюдении определенных условий подтвердилась.

Исходя из вышеперечисленного, можно предложить следующие методические рекомендации:

1)   учитывать возрастные особенности детей при подборе материала по анималистическому жанру;

2)     изучать произведения искусства, в частности работ художников - анималистов и связывать их с непосредственным наблюдением живой природы;

3)     для лучшего ознакомления детей с творчеством художников - анималистов целесообразно в классе устраивать выставку их произведений; можно давать учащимся задание коллекционировать открытки, вырезки с изображениями животных, птиц, насекомых и оформлять в виде альбома, обязательно подписывая автора;

4)     использовать разнообразные художественные материалы и инструменты при обучении изображению животных;

5)   продумывать вопросы в беседах с детьми для лучшей активизации внимания и восприятия материала по анималистическому жанру;

6)      искать и применять новые эффективные пути и методы преподавания и добиваться хороших результатов.

В соответствии с вышесказанным, разработанная система уроков по анималистическому жанру, с учетом исследований по данной теме может быть использована учителями начальных классов на уроках изобразительного искусства.



Список литературы

1.      Люблинская А.А. Детская психология. - М.: Просвещение, 2001. - 415с.

2.      Слудский А.А. Красная книга Казахской ССР. - Алма-Ата: Кайнар, 2008. - 203с.

3.      Соколовский Я. Животные из моего альбома. - Варшава,1963.-46с.

4.      Волкова Е.В. Формирование положительного отношения к «злым» животным. // Начальная школа, 2011. -

№ 9. – С.16-18

5.      Алехин П.Д. Изобразительное искусство. - М.: Просвещение, 2009. - 160с.

6.      Выготский Л.С. Психология искусства. - Минск: Современное слово, 1998. - 480с.

7.      Игнатьев С.Е. Рисуют младшие школьники. // Начальная школа, 2005. - № 1. – С.26-28

8.      Краснов Н.В. Беседы по искусству в начальной школе. - М.: Просвещение, 2002. - 162с.

9.      Ватагин В.А. Изображение животного: записки анималиста. - М.: Сварок и К, 1999. - 170с.

10.   Альмухамбетов Б.А., Айдарова З.Ш., Дирксен Л.Г. Программа 1-4 классов по изобразительному искусству.

- Алматы: Ронд, 2003. - 198с.

11.   Кузин B.C. Психология. - М.: Высшая школа, 1974. - 279с.

12.   Робертсон Б. Давайте нарисуем древних животных. - Минск: Попурри, 1997. - 143с.

13.   Прокопов К. Дикие животные нуждаются в защите. // Рудный Алтай, 2013. - № 9. – С.4

14.   Методика проведения бесед по искусству: Пособие для учителей — М.: Просвещение, 2007. - 109с.

15.   Абрамов М.А. Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству. - М.: Владос, 2004.

- 121с.

16.   Баякова Б.М. Использование художественных материалов на уроках изобразительного искусства. // Начальная школа Казахстана, 2 0 0 5 . - № 7 . - С . 2 2 - 24

17.   Костерин Н.П. Учебное рисование: Учебное пособие для педагогических училищ. - М.: Просвещение, 1999. - 240с.