Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Авторы:
Город:
Шадринск
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. Потребность в общении с окружающими – одна из важнейших социальных потребностей человека. Исследования Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Д.Б. Эльконина и других убедительно показали, что потребность в общении относится к числу самых ранних человеческих потребностей, что определяет практическую значимость формирования культуры общения с самого раннего возраста.

Культура общения  предусматривает  выполнение ребёнком норм при общении со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое общение в общественных местах, быту [5].

Ребёнка следует учить замечать состояния других людей.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая, в свою очередь, предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты [5].

По мнению И.Н. Курочкиной, речевой этикет – это совокупность правил, опирающихся на речевые средства проявления уважения к людям. Как структурное подразделение он является формой этикета и взаимосвязан с неречевой формой.

Речевой этикет рассматривается в литературе как одна из существенных сторон культуры диалогического общения. Именно в младшем дошкольном возрасте дети начинают осваивать диалогическую форму речи, что еще раз доказывает необходимость формирования культуры общения с самого раннего дошкольного возраста.

Исследования (М.В. Ильяшенко, О.С. Ушаковой, Н.Б. Халезовой и др.) показали, что развитие речевой этической культуры детей будет эффективным, если перспективны и поступательны цели, четко определены содержание, методы и формы организации обучения, у детей формируются осознание речевого этикета как социально одобряемой нормы этического поведения и отношения к другим людям и умение предвидеть ситуацию общения, правильно оценивать ее и, в соответствии с этим, применять речевые нормы общения [3].

В дошкольном возрасте дети начинают овладевать правилами речевого поведения в стандартизированных (типизированных,  однотипных)  ситуациях речевого  общения. Таких стандартизированных речевых ситуаций общения в русском языке выделяется несколько: обращение и привлечение внимания, приветствие, знакомство, прощание, извинение, благодарность, поздравление, пожелание, соболезнование, сочувствие, приглашение, просьба, совет, одобрение, комплимент. А руководящим принципом современного образования и воспитания является опора на культурные традиции, признание самостоятельного значения духовных ценностей.

Воспитание привычек культурного поведения осуществляется всем содержанием жизни детского сада - на занятиях, в играх, в трудовой деятельности, в быту, в процессе воспитания и обучения.

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное самочувствие. В обучении дошкольников правилам этикета существуют два этапа: сначала формируют первичные представления о поведенческих правилах, а также (в старшей и подготовительной группах) дают этикетные понятия, связь правил поведения, их нравственную и этическую основу [4].

Так как обучение дошкольников основам речевого этикета относится к нравственному воспитанию, то на основе этих этапов Н.И. Курочкиной были сформулированы этапы формирования основ поведенческой культуры:

-   знание этикетного правила;

-   понимание его разумности и необходимости;

-   умение применять его прагматически;

-   эмоциональное переживание от его выполнения.

Важно, чтобы ребёнок, познакомившись с тем или иным поведенческим требованием, отличал хорошее от плохого. Пройдя этот цикл, снова возвращаются к изучаемому правилу, но на более высоком уровне [4].

Для воспитания этикетного поведения необходимы следующие условия:

1.     Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.

2.     Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребёнок наблюдает и оценивает взрослых. Действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создание для развития личности ребёнка творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

3.     Связь с семьёй – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек [2].

Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника.

Воспитание культуры  поведения с  позиций современного  этикета проводится при соблюдении

педагогических принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самостоятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Как указывает И.Н. Курочкина, формы и методы работы по обучению речевому этикету могут быть разнообразными: беседы, игры, театрализованные представления, праздничные вечера, встречи с интересными людьми, родителями, посещения театров, кинотеатров, музеев, библиотек [4].

Вся жизнь ребёнка, как и любого взрослого человека, связана с поведенческими правилами, и от правильности поведения зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми. Как указывают Г.Н. Година, А.А. Рояк, дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно использовать картинки и художественные произведения. Ознакомление детей с юмористическими произведениями соответствующего содержания создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их [1].

Содержание речевого этикета, вводимое в жизнь детей, должно отвечать потребностям дошкольников и условиям их жизни. Дошкольник осваивает способы и условия налаживания отношений с людьми. Он постоянно оказывается в ситуации встречи или расставания. Ему приходится благодарить людей за внимание, заботу, помощь, подарки, а также просить о помощи либо услуге. Он способен увидеть достоинства друзей и близких людей и сказать им об этих достоинствах.

Освоение правил речевого этикета, по мнению И.Н. Курочкиной, начинается на специальных занятиях и продолжается в реальной действительности. Каждое правило речевого этикета возникает в жизни ребенка много раз в день – в детском саду и за его пределами. Отсюда велика важность совместной работы воспитателя, родителей и других близких для ребенка людей, чтобы то, что он узнал в детском саду, использовалось, закреплялось, становилось его потребностью [4].

Таким образом, сформированность речевого этикета как части речевой культуры проявляется в умении устанавливать контакт, вести бесконфликтное общение, разрешать споры самостоятельно на основе взаимной договорённости, в изменении содержательной стороны общения (проявление сочувствия, внимания к собеседнику, похвала). Развитие данного процесса определяется как овладение ребёнка нормами и правилами речевого поведения в различных ситуациях общения, выражающееся в расширении круга формул речевого этикета, используемых детьми, в соответствии используемых формул речевой ситуации, снижении числа лексических, грамматических и стилистических ошибок, допускаемых в этикетных выражениях в речи детей.

Обучение речевому этикету - процесс, направленный на формирование доброжелательных отношений с ровесниками и взрослыми, создание потребности и стремления в установлении положительных контактов, усвоение определённой суммы формул речевого общения, помогающих выражению доброжелательности.

 

Список литературы

 

1.     Воспитание и обучение в старшей группе детского сада [Текст]: программа и методические рекомендации /Г.Н. Година, А.А. Рояк. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 224 с.

2.     Даренская, Л. Воспитание культуры общения [Текст]  / Л. Даренская // Ребенок в детском саду.– 2002. – №1. – С. 66-70.

3.     Ильяшенко, М.В. Воспитание культуры речевого общения в дошкольном детстве [Текст]: учебно-методическое пособие / М.В. Ильяшенко, О.С. Ушакова. – Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2003. – 198 с.

4.     Курочкина, И.Н. Культура поведения ребенка. Практические советы педагога [Текст]/ И.Н. Курочкина. Этикет в отношениях воспитателя и воспитанника [Текст] / И. Н. Курочкина // Детский сад: теория и практика. - 2011. - № 7. - С. 31-37.

5.     Петерина, С.В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста [Текст] / С.В. Петерина. – М.: Просвещение, 1986. – 96 с.