Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПАТРИОТИЗМ КАК ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННАЯ ОСНОВА ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Авторы:
Город:
Вологда
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

В широком понимании патриотизм трактуется как олицетворение любви к своей Родине, активная сопричастность к ее истории, культуре, природе, к современной жизни, ее достижениям и проблемам. Обобщение словарно-энциклопедических источников демонстрирует общность определений патриотизма, которые сводятся к пониманию неразрывной духовно-эмоциональной связи человека и Отечества, которая основывается на привязанности к месту своего рождения, любви и преданности родной земле, культуре, народу; и является мотивом для служения интересам Отечества [1,2,8].

Концепция гражданского воспитания, основанная на идее активного патриотизма, как стержневой характеристики гражданина, была сформулирована и обоснована рядом авторов во второй половине XVIII –    начале XIX века. Солидаризируясь с мнением Н.А. Савотиной, считаем, что русское понимание гражданского долга зиждется на духовной основе – патриотизме. Более того, «беззаветное служение на благо и силу Отечества должно быть мерилом жизненного смысла» (М.В. Ломоносов); «историческое значение каждого русского человека измеряется, его заслугами родине, его человеческое достоинство – силой его патриотизма» (Н.Г. Чернышевский).

Особенностью русской историко-педагогической мысли XVIII-XIX вв. является понимание гражданского долга, основанного на патриотической платформе, как бескорыстное служение общему благу («доставление отечеству всех выгод, которые определены законами и любовью»); готовность действовать, созидать во имя и ради славы Отечества («трудиться на пользу своей страны – сколько возможно больше и сколько возможно лучше»), как нравственное отношение к Отечеству, ответственность за его судьбу.

Необходимо отметить, что патриотизм основываться не на слепой любви к Родине, «пассивном погружении и растворении в ее стихии» (Н.А.Бердяев), а на критичном, объективном отношении – заключатся не только в «восхвалении всего хорошего, что есть в отечестве, а в «неумолимом порицании всего дурного» (Н.А.Добролюбов) [3].Тем самым, приходим к выводу, что любовь гражданина к Отечеству должна быть разумно критичной, позволяющей осознавать проблемы и искать способы и пути их решения, любовь к Отечеству должна быть созидательной.

Содержательное наполнение гражданского долга, основного на патриотизме, может быть различным, но преимущественно это выражается в добросовестном, повседневном труде, необходимом для страны. По мнению К.Д.Ушинского, гражданский долг выполняется не только на поле сражения, в битвах с внешними врагами, но и в действиях,    смелом слове истины, которые помогают Родине «выйти на лучшую дорогу» [10]. Подобные мысли высказывали и советские педагоги. А.С. Макаренко отмечал, что от настоящего патриота требуется не только «героическая вспышка», но и «длительная, мучительная, нажимная работа, часто даже очень тяжелая, неинтересная, грязная» [7, с. 51]. По мнению В.А.Сухомлинского, патриотизм проявляется в простом, будничном, повседневном труде для укрепления благосостояния страны [9]. Данное положение поддерживается и современными исследователями (В.И. Лутовинов, Д.Ю.Мордвинцев), которые отмечают, что патриотизм проявляется в каждодневном высокопрофессиональном труде.

В XX веке в период строительства и реализации советской модели государства, формирования советской теории гражданского воспитания происходит объединение концепта Родины и государства в консолидированном понятии «социалистическое Отечество», что приводит к необходимости формирования советского патриотизма, основанного на беззаветной преданности своему социалистическому отечеству (Н.К. Крупская, А.В. Луначарский – 30-е гг. XX в.), коммунистической партии и социалистическому строю (М.И. Бабинов, Н.М. Горбунов, В.И. Курков Н.И. Матюшкин, М.Б. Митин– 70-е гг. XX в.) [4,6]. Соответственно, советский патриотизм, основывался на идейно-политической убежденности в истинности, правильности существующего строя, безоценочном принятии и признании его превосходства, как в отношении исторического прошлого (царской России), так и стран, не относящихся к социалистическому лагерю. Гражданин, выполняя свой гражданский долг, должен был стремиться отдать весь свой жизненный потенциал во имя светлого будущего своей страны – Советского союза.

Изучение и обобщение современных исследований (З.М. Абдулмуталимова, А.Н. Вырщиков, В.Я. Гожиков, В.С. Горбунов, И.М. Дуранов, Т.В. Козловская, О.В. Лебедева, В.И. Лутовинов, А.И. Попова, Е.В. Протас, А.Н. Рощин, В.В. Рябов, Н.А. Савотина, Н.А. Сиволобова, В. С. Торохтий, М.В. Циулина и др.) в единстве с представлениями авторов XVIII-XX вв., позволило нам сориентироваться в сущностно- содержательном поле категории «патриотизм» как ценностно-мотивационной основе гражданского воспитания. Анализ исследований позволяет говорить о сложной природе данного явления, многоаспектности его содержания, неординарности структуры, многообразии форм проявления и т. д.

Ценностно-мотивационный характер патриотизма как основы гражданского воспитания обусловлен следующим. Во-первых, патриотизм является социально-нравственным принципом, который выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса, служит объединению, сплочению граждан во имя сохранения и развития Отечества как конкретно-исторической, социальной, политической и культурной среды. Во-вторых, патриотизм является важнейшей духовной непреходящей ценностью, интегрирующей не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно-исторический, военно- исторический и другие компоненты (жертвенность во имя Отечества, готовность ставить его интересы выше личных, уважение духовно-нравственного наследия народа, верность системе национально- конфессиональных ценностей, а также ценностям общегосударственного уровня). В-третьих, патриотизм является чувством, выражающимся в эмоциональной привязанности к Отечеству, эмоционально окрашенном отношении – «Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой» (Н.А.Некрасов); сопереживании, принятии «близко к сердцу радостей и горестей Отечества» (В.А.Сухомлинский), конкретизированное в чувстве любви к Родине (к национальной культуре, родной природе), уважении к историческому прошлому страны, приверженности традициям, гордости за ее успехи, готовности к защите, выступающее в качестве внутреннего побудителя активности человека. Патриотизм можно рассматривать как чувство Родины, то есть ощущения связи с Родиной и преданности ей.

Патриотическое чувство очень деликатно, сокровенно, укоренено глубоко в душе человека, поэтому на него нельзя влиять принудительно – нельзя заставить, научить любить Родину, нужно пробудить это чувство для подлинного исполнения гражданского долга. Эта позиция находит подтверждение во взглядах авторов, принадлежавших к разным идеологическим направлениям: патриотическое чувство «одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств» (В.И. Ленин); в детях уже есть зародыш любви к Родине (Н.Ф. Бунаков); типические черты «русского характера» (любовь к Родине, переживания за ее судьбу, готовность встать в любую минуту на ее защиту) «закодированы» в менталитете русского народа (В.В. Розанов).

В-четвертых, патриотизм мотивирует активность, которая проявляется в деятельности человека на благо Родины (в интересах общества и государства) – в общественно-полезном труде, активном, добровольном участии в сохранении и приумножении всего лучшего, что накоплено предшествующими поколениями; обеспечении независимости, защите с оружием в руках, практических патриотических действиях.

Систематизируя и обобщая данные характеристики, можем констатировать, что патриотизм интегрирует социальные, исторические, духовные, культурные, этнические, эмоциональные и другие компоненты; выступает в качестве важнейшего мобилизационного и консолидирующего ресурса общества (социальной группы, этноса, личности), направленного на интеграцию условий, сил и средств, существенных для решения важнейших стратегических, геополитических, национальных, культурных и других проблем.

Следует отметить, что в педагогической науке по настоящее время остается дискуссионным вопрос о структурно-содержательной взаимосвязи патриотизма и гражданственности, гражданского и патриотического воспитания. Неразрывность патриотического и гражданского воспитания признается многими авторами, однако нет единства в понимании их соотношения. Можно выделить ряд исследовательских позиций: во-первых, патриотическое и гражданское воспитание рассматриваются как части единого процесса воспитания, что находит отражение в термине «гражданско-патриотическое воспитание» (З.М. Абдулмуталимова, В.В. Гладких, Л.Н. Клинкова, А.Н. Рощин, Н.А. Сиволобова); во- вторых, как однородные, идентичные, так как оперируют ключевым понятием «Родина» (А.С. Гаязов); в- третьих, как общее и частное – гражданское воспитание вершина патриотического (М.А. Горбова), патриотизм входит в феномен гражданственности (Г.Н. Филонов); «национальная идея» лежит в основе гражданского воспитания (Б.Т. Лихачев) [5]. Принимая во внимание данные позиции, мы вслед за Б.Т. Лихачевым рассматриваем патриотизм как идейный стержень и внутренний мотивационный фактор формирования гражданственности, и духовно-нравственную основу гражданского воспитания.

Таким образом, все вышесказанное позволяет определить патриотизм как ценностно- мотивационную основу гражданского воспитания, которое призвано обеспечить формирование разносторонне образованных, нравственно и социально ответственных граждан, патриотов, реализующих гражданский потенциал в целенаправленной созидательной деятельности, способствующей сохранению социальной стабильности, культурно-исторических традиций, прогрессивному развитию и процветанию своего Отечества, поскольку именно патриотическое чувство «изнутри» мотивирует гражданина на исполнение его гражданского долга.

Список литературы

 

1. Большая советская энциклопедия: в 30 т. – Москва: Советская энциклопедия,1975. –Т. 19. – 647с.

2.   Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. / В.И. Даль. – Москва: Терра,1995. – Т. 2. – 784 с.

3. Добролюбов, Н. А. Избранные педагогические сочинения / Н.А. Добролюбов. – Москва: Педагогика, 1986. – 346 с.

4. Крупская, Н.К. Социально-политическая работа в школах-клубах для подростков / Н.К. Крупская //Народное просвещение. – 1920. – № 1. – С. 6-17.

5. Лихачев, Б.Т. Национальная идея и содержание гражданского воспитания/ Б.Т. Лихачев // Педагогика. – 2007. – № 9. – С. 60-65.

6. Луначарский, А.В. Из доклада: «Воспитательные задачи советской школы» / А.В. Луначарский // О детской литературе, о детском и юношеском чтении. – Москва, 1985. – С. 7-9.

7. Макаренко, А.С. Воспитание гражданина / А.С. Макаренко; сост. Р.М. Бескина. – Москва: Просвещение, 1988. – 304 с.

8.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – Москва: Азбуковник, 1999. – 944 с.

9. Сухомлинский, В.А. Как воспитать настоящего человека: педагогическое наследие / В.А. Сухомлинский. – Москва: Педагогика, 1990. – 287 с.

10.   шинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / К.Д. Ушинский; под ред. А.И. Пискунова, Г.С. Костюка, Д.О. Лордкипанидзе, М.Ф. Шабаевой. – Москва: Педагогика, 1974. – Т. 2. – 474 с.