Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В ОБЩЕДОСТУПНЫХ БИБЛИОТЕКАХ

Авторы:
Город:
Санкт-Петербург
ВУЗ:
Дата:
28 января 2017г.

В современных условиях динамично меняющегося мира возрастает роль экологического просвещения различных групп населения, и прежде всего, детей и подростков. В Законе «Об охране окружающей среды» зафиксированы правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально–экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности [5].

Формирование экологической культуры подрастающего поколения –ключевая задача, стоящая перед образовательными и библиотечно-информационными учреждениями[3].По мнению специалистов, экологическая культура  определяется как система экологических знаний и умений,  способностей, отношений, ценностных ориентаций, формирующих целостную природоориентированную картину мира и проявляющихся в эффективной природо– и человекосберегающей деятельности [4]. Основой формирования экологической культуры и воспитания бережного отношения к природе является экологическое просвещение[5].

В экологическом просвещении надежным партнером общеобразовательных организаций являются современные общедоступные библиотеки –многофункциональные центры, реализация основных функций которых (информационная, просветительская, образовательная) ориентирована на развитие интеллектуального и творческого потенциала личности. Среди множества направлений работы библиотек важное место занимает создание условий для восприятия детьми и подростками среды обитания человека и возможности использования им природных ресурсов в контексте непрерывного взаимодействия природы и общества, характер которого (конструктивный или деструктивный) зависит от уровня сформированности экологической культуры.

Анализ уникального опыта общедоступных библиотек в области экологического просвещения позволяет выделить наиболее эффективные направления деятельности, направленные на удовлетворение информационных потребностей детей и подростков: формирование традиционных и электронных ресурсов по вопросам природоиспользования и охраны окружающей среды; комплектование фондов научно– популярной литературы, являющейся транслятором экологических знаний; создание баз данных, отражающих экологические проблемы города и страны; информационная поддержка исследовательских работ(проектов), проводимых детьми и подростками в ходе подготовки к участию в городских, региональных, межрегиональных и всероссийских олимпиадах и конкурсах по экологии; индивидуальное, групповое и массовое обслуживание детей и подростков; выставочная и проектная деятельность, организуемая с участием волонтеров и организаций – партнеров.

Проводимые в библиотеке тематические мероприятия в рамках вышеназванных направлений ставят своей задачей заинтересовать читателей широким спектром актуальных экологических проблем на основе приобщения к чтению традиционных и электронных книг. Основой проведения работы по экологическому просвещению детей и подростков является фонд научно– популярной литературы. Научно–популярная литература, как никакой другой вид изданий, показывает в яркой и доступной для данной читательской группы форме взаимосвязь природы, общества и культуры, предостерегает детей от губительного отношения к окружающей среде.

Экологическая составляющая фондов общедоступных библиотек, не специализирующихся на сборе литературы по экологической тематике, составляет 0,05–1,5% от его общего объема. Это делает необходимым активизацию работы по раскрытию состава фонда, по презентации вновь выходящих изданий о природе, по возвращению «забытых» книг, по организации традиционных и виртуальных выставок, на которых экспонируются лучшие произведения.

Электронные ресурсы по экологии позволяют вести работу по экологическому информированию детей и подростков в рамках индивидуального, группового и массового обслуживания. Экологическое информирование непрерывно наполняется новым содержанием в зависимости от многообразия интересов читателей. Это предопределяет необходимость обращения не только к локальным электронным ресурсам, созданным самой библиотекой, но также к ресурсам, генерируемым другими организациями. При этом задачей библиотечно–информационных учреждений является выявление наиболее авторитетных ресурсов и поиск механизмов обеспечения доступа к ним. Как показала практика, наиболее востребованными при экологическом информировании являются следующие ресурсы: веб-сайт ВЦЭК «Экокультура», ресурсы экологических фондов обществ и движений(Всемирный фонд дикой природы, Всероссийское общество охраны природы и др.); ресурсы информационно-экологических центров, экологических проектов и порталов(«Экологическая информация»: web–ориентированная база данных библиографического типа, Ecocom — всё об экологии), электронные газеты и журналы(научно-популярный и образовательный журнал «Экология и жизнь» и др.).

Экологическое просвещение детей и подростков требует живого общения с представителями литературной общественности, пишущими о природе, что всегда находит положительный эмоциональный отклик. С нашей точки зрения, экологическое просвещение предопределяет важность общения не только с писателями, поэтами, журналистами и публицистами, но также и с учеными, предметом исследования которых являются различные проблемы экологического знания. Научная грамотность – значимый элемент культуры личности[2].

Высокие требования, предъявляемые сегодня к экологическому просвещению детей и подростков, обуславливают необходимость организации сетевого взаимодействия общедоступных библиотек с общеобразовательными и социокультурными организациями города по созданию информационно– коммуникационной платформы[1], которая кумулирует в себе экологическую информацию, необходимую для формирования экологической культуры детей и подростков и воспитания у них бережного отношения к природе.

Таким образом, система вышеназванных форматов работы общедоступных библиотек в области экологического просвещения ориентирована на доведение до юных пользователей всего богатства информационного потенциала, формирование социального навыка потребления и усвоения экологической информации как основы формирования экологической культуры.

Список литературы

 

 

1.   Варганова Г.В., Павличенко И.А. Информационно–коммуникационная платформа как средство формирования научной грамотности// Ярославский педагогический вестник. – 2016. –№5. –С.85–89

2. Варганова Г.В., Павличенко И.А. Научная грамотность населения: социальный вызов и институциональные решения//Историческая и социально–образовательная мысль. –2016.Т.8, №1–1. – С.128–133

3.Варганова Г.В., Плавко И.А Популяризация науки в общедоступных библиотеках// Труды ГПНТБ СО РАН. –2015. –№8. – С.288–293.

4. Теория и практика формирования экологической культуры подростка на основе концепции устойчивого развития [Электронный  ресурс] : монография / О.Г. Тавстуха, А.Н. Пересунько, А. Н. Моисеева,  А.А. Муратова. – М. : ФЛИНТА, 2014. – 193 с.

5. Федеральный закон « Об охране окружающей среды» № 7–ФЗ от 10.01.2007