Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СРЕДЫ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ЗРЕЛОМ ВОЗРАСТЕ

Авторы:
Город:
Якутск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

В современной психологии существуют различные точки зрения на проблему личностного развития в зрелом возрасте: 1) развитие личности прекращается, заменяясь простым изменением отдельных психологических характеристик; 2) в это период не только сохраняется всѐ приобретенное, но и идет дальнейшее развитие личности; 3) в зрелости перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности. Неоднозначность научных трактовок основано на том, что в реальной жизни люди также ведут с наступлением зрелого возраста по-разному. Для одних людей этот период является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы.

Современное состояние науки ознаменовало формирование новых подходов к изучению личности в зрелом возрасте. Изменение взглядов на эту проблему продиктовано гуманистической парадигмой психологической науки. Образ человека, создаваемый в этих рамках, является весьма оптимистичным – это своего рода попытка определить горизонты для личностного развития.

Социальный характер жизни человека является определяющим для характеристики зрелого человека. Характерными проблемами личности зрелого человека являются – и борьба с болезнями, и критическое стечение обстоятельств, и угроза неосуществления жизненно важных целей, и снижение запаса психических сил и времени. Все это отражается на таких важнейших личностных сферах, как самосознание, смысложизненные ориентации и стратегия социального поведения.

Основная цель исследования – изучить особенности влияния социальной среды на развитие личности в зрелом возрасте.

В исследовании, относительно влияния социальной среды на развитие личности в зрелом возрасте, проверялось несколько предположений:

-   существует взаимосвязь с показателями социальной дистанции личности;

-   развитие личности связано с мотивами просоциального поведения;

-   данная взаимосвязь обоснована смысложизненными ориентациями личности.

Теоретический анализ выделенной проблемы показал, что зрелый возраст в научно-теоретических источниках традиционно рассматривается как самый социально активный и продуктивный период жизнедеятельности. Он характеризуется осуществлением тенденции к достижению наивысшего уровня развития интеллекта и личности. Зрелость - самый длительный для большинства людей период жизни. Его верхнюю границу разные авторы определяют по-разному: от 50-55 до 65-70 лет.

С точки зрения Г.С. Абрамовой, что главные линии развития человека зрелых лет – это генеративностъ, производительность, созидательность (в отношении вещей, детей и идей) и неуспокоенность – стремление стать как можно лучшим родителем, достичь высокого уровня в своей профессии, быть неравнодушным гражданином, верным другом, опорой близким. Поэтому зрелость считается порой полного расцвета личности, когда человек может реализовать весь свой потенциал, добиться наибольших успехов во всех сферах жизни.

Вопрос влияния социальной среды на развитие личности является одним из самых проблемных в психологии. Развитие личности, само по себе – очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием, как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как живому и растущему организму. Эта проблема, с точки зрения многих теоретиков социальной психологии, неразрывно связана с понятием социализации личности, поскольку на жизненный путь человека большое влияние оказывают факторы социального влияния, посредством которых индивид усваивает нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности.




По мнению Д.А. Леонтьева, проблема поиска смысла своего существования важна для сохранения здоровья любого человека и в любом возрасте, особенно в предельно сложных ситуациях. Перед отдельным человеком могут стоять самые разнообразные задачи, и он черпает в социальной среде импульсы для более высоких усилий.

Отсутствие стремления помогать, как осмысленной цели, по В. Франклу, является одной из причин невроза, проявляющегося, прежде всего, в скуке и апатии, во внутренней пустоте. Проблема помогающего поведения как поиска смысла своего существования, определения жизненных целей важна для сохранения здоровья любого человека в зрелом возрасте, особенно в предельно сложных ситуациях. Поэтому основным новообразованием зрелости следует считать просоциальное поведение, в основе которого лежит потребность отдавать. Зрелые люди, лучше всего усвоившие социальные нормы и обычаи, имеют преимущество с точки зрения выживания, так как многие из этих норм и обычаев знать выгодно и полезно. Просоциальное поведение формируется в процессе жизнедеятельности под позитивным влиянием социальной среды. Эта форма поведения зрелого человека определяется нормами социальной ответственности.

В эмпирическом исследовании принимали участие 60 мужчин и женщин в возрасте от 45 до 60 лет. Из них:

30 испытуемых составили участники кружков и студий ГУ СО РС(Я) «Комплексный центр социального обслуживания населения» (группа А - активные) и 30 испытуемых – пациенты дневного стационара при этом центре (группа П - пассивные).

Для исследования степени социальной дистанции в представлении лиц зрелого возраста использовалась шкала социальной дистанции Э. Богардуса.

С целью выявления личностных особенностей мотивов просоциального поведения нами проведен опрос испытуемых. Опросник состоял из 10 вопросов, связанных с ситуациями оказания помощи людям. Далее использовался ассоциативно-рисуночный тест С. Розенцвейга в модификации Н.Г. Хитровой. Цель – выявить различия в мотивах просоциального поведения в зависимости от типа реакции на ситуацию.

Кроме того, для выявления смысложизненных ориентаций испытуемых нами использовалась методика Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации личности» (СЖО).

В целом, полученные в исследовании результаты свидетельствуют о том, что на протяжении возраста с 45 до 60 лет человек обладает достаточно стабильным личностным благополучием.

Показатель возможной социальной приемлемости (СПв) рассчитывали по формуле:

СПв = n / ( n -1), где n - количество респондентов.

Согласно данной формуле, в каждой группе значение СПв = 1,03. Реальную социальную приемлемость (СПр) рассчитывали по формуле: СПр = ( Σ (+) + Σ (-) ) /( n*(n-1)) (см. Табл.1).


   Таблица 1

Показатели социальной приемлемости в группах зрелых людей






Как видно о Табл.2, СПр в группе-А положительная (0,63) и больше 50 процентов от СПв (61,2%). Это свидетельствует о большой приемлемости участниками группы других ее членов, о стремлении к интеграции, близости, ассимиляции с ними.

В группе-П видим, что СПр также положительная (0,42), но меньше 50 процентов от СПв (40,8%), что говорит об автономности членов данной группы, об отсутствии у них стремления к интеграции с другими ее участниками.

Анализ данных шкалы Э. Богардуса и их интерпретация показала, что испытуемые группы-А не испытывают трудностей социальной дистанции, подтверждает полученное распределение: у большинства испытуемых уровень социальной приемлемости достаточен для нормальной жизнедеятельности – им легко общаться (83%), воспринимать окружающих (75%) и принимать других членов группы в форме «как личных друзей» (88%). Группа-П: СЭр = 0,45. СЭр положительная и меньше 50 процентов от СЭв (см. Табл.2).


   Таблица 2

Показатели социальной экспансивности в группах зрелых людей




 Это говорит об определенной напряженности в групповых отношениях у испытуемых группы-П, о том, что не все ее члены с искренним интересом и сочувствием относятся к другим ее членам. 

Итоги исследования по шкалы Э. Богардуса выявили, что, по мнению испытуемых из группы «активных», другие члены группы являются для них социально приемлемыми, что отражает стремление к взаимодействию и интеграции с ними. Испытуемым группы «пассивных» свойственно стремление к автономности по отношению к другим членам данной группы. То есть, среди зрелых людей, объединенных активной деятельностью, меньше выражена между ними социальная дистанция, так как им свойственны более позитивные чувства по отношению друг к другу. Важную роль при этом играет фактор социальной активности.

По итогам сравнительного анализа данных опросника «Мотивы просоциального поведения» составлена диаграмма, которая отражает групповые различия в мотивации просоциального поведения.


Рис.1. Общие результаты изучения мотивов просоциального поведения

 

По диаграмме можно заключить, что зрелым людям более свойственны мотивы альтруистического поведения и мотивы социально-нормативного помогающего поведения. Различия в соотношении мотивов корыстного помогающего поведения имеют другую динамику: эта мотивация более свойственна пациентам стационара. В целом «активным» более свойственны мотивы просоциального поведения, чем «пассивным».

Далее был осуществлен анализ данных методики Д.А. Леонтьева «Смысложизненные ориентации личности». Среда, согласно ее автору, предоставляет человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия  или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Общий показатель осмысленности жизни считается суммированием баллов по всем двадцати пунктам теста СЖО. Итоги обработки результатов по методике СЖО помещены в Табл.3.




 

Результаты изучения смысложизненных ориентаций зрелых людей


Таблица 3




 

Шкала

Группа-П

 

 

Группа-А

1. Цели

27,5

40,4

2. Процесс

26,7

36,5

3. Результат

19,6

29,8

4. ЛК-Я

17,1

24,7

5. ЛК-Ж

23,8

35,7

ОЖ

82,3

124,7

 

Общие показатели по субшкалам методики СЖО у пациентов стационара ниже среднестатистической нормы для данной возрастной группы. Пациенты стационара имеют небольшие различия по показателям субшкал

«Локус контроля-Я» и «Локус контроля-жизнь» (17,1 % и 23,8 %), большая часть испытуемых данной группы имеет низкие показатели целей (93%), это показывает, что они не вполне воспринимают себя свободными в жизненном выборе, чтобы контролировать жизнь. Анализ особенностей ценностно-смысловой сферы пациентов стационара показал, что они достоверно характеризовались низкими средними значениями по шкалам «результат жизни», «процесс жизни» и «цели жизни» теста СЖО. Следовательно, эти испытуемые и прошлое, и настоящее, и будущее воспринимают негативно. Такое чувство неудовлетворенности жизнью наблюдается на фоне адекватного уровня их социальной адаптации (по данным беседы, наблюдения, опросника). В этой связи можно отметить, что достижение этими людьми приспособления к требованиям социального окружения идет в ущерб собственной индивидуальности, что не обогащает их жизнь значимыми событиями.

Участники кружков и студий имеют средние показатели результативности жизни при высоких значениях осмысленности будущего (67%), тогда как небольшая часть испытуемых данной группы имеет средние показатели результативности жизни и средние значения осмысленности будущего (33%), это показывает, что они вполне гармонично воспринимают себя свободными в жизненном выборе, чтобы контролировать жизнь.

В целом, исследование по методике СЖО в группе-А показало, что участники кружков и студий большей частью позитивно смотрят в будущее: средние показатели результативности жизни по данной группе имеют при высоких значениях осмысленности будущего – 67% (1 и  2 группы). То есть это люди, которые жизнь в настоящем воспринимают как интересный, эмоционально насыщенный процесс, а осмысленность целей будущего придает всей жизни человека направленность и временную перспективу.

Этап интерпретации результатов исследования заключался в установлении взаимосвязи между мотивами просоциального поведения и их смысложизненными ориентациями. Чтобы доказать верность данного предположения, нам необходимо было доказать наличие корреляции между показателями просоциальной мотивации и ранговыми показателями по СЖО.

Исходя из данного предположения, мы выдвинули следующие рабочие гипотезы.

Н0: корреляция между показателями мотивов просоциального поведения испытуемых и их смысложизненными ориентациями не отличается от 0.

Н1: корреляция между показателями мотивов просоциального поведения испытуемых и их смысложизненными ориентациями значимо отличается от 0.

Для доказательства данных гипотез был использован корреляционный анализ с применением коэффициента Спирмена. Для этого были сведены данные шкалы социально-нормативного поведения и показатель «Локус контроля - жизнь» по СЖО.

Коэффициент ранговой корреляции между значениями обеих выборках:

Полученное эмпирическое значение rs отличается от 0. Поэтому Н0 отвергается, принимается Н1: корреляция между показателями мотивов просоциального поведения испытуемых и их смысложизненными ориентациями значимо отличается от 0.

Анализируя полученные данные, можно отметить, что испытуемый, имеющий низкий показатель социально-нормативного поведения, часто отказывается от оказания помощи, так как для него факторы

«контроля жизни» (факторы среды) не поддаются влиянию, поэтому он имеет недостаточную просоциальную мотивацию к своему социальному окружению.

Таким образом, на основании проведенного анализа полученных эмпирических данных можно сделать следующие выводы

1.         Существует взаимосвязь между мотивами просоциального поведения испытуемых и их смысложизненными ориентациями.

2.   Существуют личностные особенности в мотивах просоциального поведения.

Таким образом, в зрелом возрасте у лиц с пассивной социальной позицией больше выражена отрицательная эмоциональная направленность мотивов просоциального поведения, так как для них менее значима ценность «счастье других». Мотивы с позитивным типом реакции на ситуацию оказания помощи более связаны с социально-нормативным поведением, чем мотивы испытуемых с негативным типом реакции.