Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РОЛЬ МУЗЕЯ В КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Дербент
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Сегодня музей – это уникальное общественное образование, призванное служить местом встреч для продуктивного межкультурного взаимодействия, информационного и ценностного обмена между различными общностями, различными этносами, различными поколениями, различными профессиональными, территориальными и иными субкультурами. Культурно-образовательная деятельность - одно из основных направлений деятельности музея, теоретической основой которой является музейная педагогика; важное звено музейной коммуникации.

Происходящие изменения в сфере культуры и науки привели к переосмыслению образования как социокультурного  феномена.  В  современной  ситуации  актуален  не  столько  рациональный,  сколько культурологический подход к образованию, который предполагает создание условий для творческого духовного самоопределения личности [2:53].Обращение к ценностям, накопленным и хранимым человечеством в мировой культуре, предполагает включение индивида в историко-культурное пространство, что создает почву для осознания им себя как субъекта культуры.

Особая роль в решении этой задачи принадлежит музею, который выводит индивида за границы социума, цивилизации в мир культуры. В этой связи для образования представляют интерес социокультурные функции музея. Музей, который существовал как государственное учреждение автономно и самодостаточно, выполнял классические охранительно-трансляционные, просветительские,  досуговые, релаксационные  функции, теперь становится в полной мере образовательным учреждением, формируя собственные программы, ориентированные на различные типы аудитории [4:69].

Музей в современном обществе - не только научно-просветительское учреждение, но и центр культуры, решающий задачи развития и воспитания личности. Музей, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные сферы личности подростка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Музей формирует в юном гражданине чувство сопричастности ко всему, что происходит в окружающем мире, стремление принять посильное участие в важных событиях, происходящих в России, пробуждает в подростках чувство милосердия к старшим, ветеранам войны и труда.

На развитие музееведения влияние оказало теория диалогизма М.М. Бахтина, согласно которой на смену старому типу монологической культуры идет новый – диалогический [1:361]. В этой социокультурной ситуации музей призван был стать местом культурно- исторического диалога, найти новые формы общения посетителя с культурными ценностями.

Сейчас отечественные музеи активизировали работу с детьми стали создавать для них интерактивные мероприятия и экскурсии, музейно- педагогические программы. Отделы массовой научно – просветительской работы и научной пропаганды во многих музеях были преобразованы в отделы музейной педагогики.

Музей можно назвать ―волшебной машиной времени‖. В ней за короткое время, отведѐнное на занятие или внеучебное мероприятие, подросток может совершить путешествие в минувшие десятилетия, увидеть прошлое и день сегодняшний, сопоставить, сравнить события разных времѐн, познакомится с подлинными документами, увидеть экспонаты, дающие наглядную информацию о трудовых и ратных подвигах предшествующих поколений.

Основное внимание музейной педагогики по-прежнему сосредоточено на детской и подростковой аудитории. В основу школьной музейной педагогики положены идеи осмысления существования мира и индивидуальной жизни человека, она в своем аспекте решает вопрос, каким быть человеку в этом постоянно меняющем мире[3:39].

Б.А. Столяров утверждает, что, если сущность музея не в передаче знаний, то и педагогика музея не может строиться как чистая дидактика. Речь должна идти о категории ценностного сознания, драматургии культурно- исторического диалога, развертывающего в музее. В музее образование осуществляется через ценностное отношение личности и расширение чувственного опыта в процессе общения с памятником культуры.[5].

Музей не "иллюстрирует" историю, не учит ей, а формирует у человека личные отношения к тем или иным историческим фактам. непосредственный контакт с музейным предметом помогает формированию исторической сознательности человека, под которой понимают "осмысление человеком своего положения в социальном времени и пространстве, своей связи с прошлым и будущим". Задача музея - сделать обучение осмысленным, соотнести научные и эстетические понятия с чувственным опытом детей, развить их способность учиться и собирать информацию.

 

Список литературы

1.      Бахтин М.М. К методологии гуманитарных наук / М.М. Бахтин // Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. – С. 361 -373.

2.      Васичева, Э.В. Музейная педагогика     в образовательном пространстве школы /Э.В.Васичева, Л.М.Иванова,   Т.А.   Соколова..//Методист:науч.-метод.журн.-М.:Методист,2001.-С.53-59.

3.      Васильева, Т.Е. Музейная педагогика как средство формирования духовно- нравственных ценностей/Т.Е. Васильева, О.Г. Панченко//Воспитание школьников.-2011.-№4-С.37-41.

4.      Комаровская,  Е.П.  Культурно-образовательная  деятельность  музеев  и  музейная  педагогика  /Е.П. Комаровская, В.М. Ахунов//Вестник Московского университета. Сер.20. Пед. образ.-2009.-№1.-С.69-72.

5.      Столяров, Б.А. Теория и практика образовательной деятельности художественного музея: автореф. дис. д- ра пед.наук:13.00.01/Б.А. Столяров; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена.-Санкт-Петербург,1999.-43 с.