Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ ПРАЗДНИКОВ

Авторы:
Город:
Пушкин
ВУЗ:
Дата:
27 января 2019г.

Анализ научной литературы показал, что проблема деятельности младших школьников достаточно часто изучалась педагогами, психологами. В частности об этом говорили П.П. Блонский, Л.С. Выготский, И.Ю. Кулагина, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, Н.Ю. Сироткин и А.Н. Хузнахшетов, Б.А Титов, Н.Е. Щуркова и многие другие.

В научной литературе под деятельностью понимается «активность субъекта, направленная на изменение мира, на производство или порождение определенного объективированного продукта материальной или духовной культуры» [8.С. 181]. Ученик и последователь Л.С. Выготского А.Н. Леонтьев выделил три признака, по которым та или иная деятельность на определенном этапе жизни человека становится для него ведущей. По мнению автора, в форме ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности, формируются и перестраиваются отдельные психические функции и от нее зависят изменения личности [6.С.38]. Учебная деятельность становится для младшего школьника ведущей, но не единственной. Существуют различные точки зрения на классификацию видов деятельности младшего школьного возраста. Р.С. Немов считает, что развитие детей этого возраста определяется учебной, игровой, трудовой деятельностью и общением [7. С.172]. Л.Ю. Сироткин и А.Н. Хузиахметов добавляют еще один вид - художественную деятельность [9. С.91-97]. Рассмотрим, как различные виды деятельности могут использоваться в процессе подготовки и проведения праздников.

Учебная деятельность ребенка в рамках школьного обучения носит обязательный характер. Включенная в праздничный процесс, она окрашивается эмоциями соревновательности, азарта, со-радования, сопереживания, удивления, радости, что делает эту деятельность наиболее успешной. Включение учебного материала в содержание праздников позволяет сделать детский праздник одной из форм активного обучения, где найдет отражение вся «полнота психолого-педагогического цикла усвоения знаний в системе: восприятие - осмысление и понимание - запоминание - закрепление и применение - обобщение и систематизация - рефлексия» [11. С.185].Новые знания легко усваиваются в игровой форме, вызывая интерес участников

Игровая деятельность. Оставаясь одним из основных видов деятельности в младшем школьном возрасте, игра по своей природе родственна празднику: «Праздник – игра и не игра одновременно, но только он сохраняет симбиоз с игрой, имевший место на заре культуры» [1. С.160]. М.Г.Ермолаева, указывая на эффективность применения игровых методик в учебном процессе, выделяет не менее важную функцию игровой деятельности: «Именно в ходе игры наиболее продуктивно восстанавливается интеллектуальное и психосоматическое равновесие, нарушенное в процессе жизнедеятельности (познавательной деятельности) человека» [2. С.123]. Организаторам праздника важно увидеть возможность включения игровой деятельности в праздничную программу.

Трудовая деятельностьТрудовая деятельность может найти широкое применение как в процессе подготовки к празднику (изготовление подарков), так и в процессе его проведения, когда дети выполняют различные задания. Так, изготовление кормушек для птиц и их развешивание могут стать завершающей фазой «Праздника зимы». Включение трудовой деятельности в программу праздника придает особую значимость, ценность этому событию.

Художественная деятельность является основой любого праздника. Невозможно представить праздник, на котором нет песен, танцев, стихов и т.д. В.В. Зеньковский писал: «Эстетическая жизнь ребенка замечательная своим универсализмом á…ñ все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя» [3.С.171]. Являясь мощнейшим средством превращения пассивных зрителей в активных участников происходящего, художественная деятельность дает возможность каждому почувствовать со- причастность происходящему, ощутить праздник как совместное бытие (в массовых играх, песнях, танцах).

Общение как вид деятельности младших школьников имеет свои особенности. Общение со взрослыми носит внеситуативно-личностный характер [5.С.36], когда взрослый становится непререкаемым авторитетом и образцом для подражания. О важности оценивания их деятельности учителем говорят 98 % учащихся [10.С.42]. Можно сказать, что учитель в младшей школе всегда воспринимается ребенком в статичной роли - поучающего и оценивающего. С этой точки зрения для организатора школьных праздников открываются интересные возможности по расширению поля общения «учитель-ученик». Неожиданность появления любимой учительницы в непривычной роли, например, в образе Василисы Премудрой или Царицы Осени надолго остается в памяти.

Общение со сверстниками в первом-втором классе характеризуется образованием первых, пока еще не стабильных по составу неформальных групп [4.С.210]. К концу третьего класса личностные отношения занимают все большее место в жизни учащихся: они способны судить о причинах своего отношения к другим детям, о мотивах поступков друзей. Праздник может стать местом, где возникают новые симпатии, зарождается новая дружба, именно поэтому важно создать условия для всех видов общения: личностного, когда можно обменяться мнением с другом, группового при выполнении заданий в группах и массового.

Чтобы соотнести виды деятельности, характерные для младших школьников и возможность их использования в процессе проведения праздников, нами была составлена таблица:

Вид

Возрастные особенности

Возможность использования

Учебная

Учебная деятельность в данный период

является ведущей и определяет развитие ребенка.

Включенная в праздничный процесс, учебная деятельность окрашивается положительными эмоциями и, сохраняя произвольный, обязательный и результативный характер, становится наиболее успешной.

Примером детского праздника как одной из

форм       активного       обучения       являются

«программные» праздники. Такие праздники не только содержат материл учебных дисциплин уже пройденный детьми, но включают новые сведения, обобщая и систематизируя их. Это могут быть, праздники, отражающие сезонные явления, праздники церковного календаря и т.д.

Игровая

Игровая        деятельность        продолжает

оставаться одним из основных видов деятельности и существенно влияет на развитие ребенка. Видоизменяются формы игры, приобретая развивающий характер. Интеллектуализируются коллективные, групповые игры.

Игровая деятельность может служить  основой

праздника или включаться в праздник эпизодически. Спортивные, игровые праздники строятся на основе игры, где данный вид деятельности является их основным содержанием. Во всех остальных праздниках игра включается по мере необходимости.

Трудовая

Приобретает характер развернутой

деятельности, состоящей из ряда действий. Для младших школьников наиболее важен процесс труда, а не результат.

В силу несформированности произвольности, настойчивости, усидчивости процесс труда неустойчив.

Трудовая деятельность - необходимый элемент

многих праздников. Изготовление кормушек для

«Праздника птиц» или высаживание цветов на пришкольном участке в «День рождения школы» может стать эмоциональной доминантой праздника. Изготовление и вручение подарков запоминаются детям надолго.

Художественная

Младший школьный возраст является

одним из благоприятных для развития творческих способностей детей. Универсализм эстетической жизни ребенка: ему интересны все виды творческой деятельности.

Нуждается в положительной оценке со стороны взрослых.

Примерами, где художественная деятельность

является темой праздника, являются «Праздник песни», «Праздник танца», «Праздник книги» и т.д. В остальных праздниках этот вид деятельности является обязательным элементом. Предусмотреть эмоциональную оценку детей.

Общение

Имеет важное значение для

интеллектуального развития ребенка. Расширяются формы и содержание общения, особенно со взрослыми. Взрослый является непререкаемым авторитетом. Выраженное стремление к общению с товарищами характерно для учеников 3-х классов.

Организаторам необходимо предусмотреть все

виды общения в процессе праздника: личностного, когда есть возможность обмена мнениями и впечатлениями,

группового при выполнении разнообразных конкурсов, заданий и массового при исполнении песен, танцев и т.д.

 

 

Обобщая сказанное, можно сделать вывод, что в процессе организации, подготовки и проведения праздника могут и должны быть использованы все виды деятельности, присущие младшим школьникам.

 

 

 

Список литературы

 

 

 

1.        Апинян Т.А. Игра в пространстве серьезного. Игра, миф, ритуал, сон. Искусство и другие – СПб: Изд-во Ун-та, 2003. – 400 с.

2.        Ермолаева М.Е. Продуктивная самостоятельность учителя и ее сопровождение в постдипломном педагогическом обоазовании: монография. – СПб.: СПбАППО, 2010. – 156 с.

3.        Зеньковский В.В. Психология детства. - Екатеринбург: Деловая книга. – 1995. -163 с.

4.        Кон И.С. Дружба. Этико-психологический очерк. - М.: Политиздат, 1980. – 225 с.

5.        Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психического развития до одаренности. Учебное пособие для студентов и преподавателей - М.: ТЦ «Сфера», 1999. - 192 с.

6.        Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975. – 304 с.

7.        Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. - 2-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 496 с.

8.        Развитие творческой активности школьников /Под ред. А.М. Матюшкина. -М., 1991. - 160 с.

9.        Сироткин Н.Ю., Хузнахшетов А.Н. Младший школьник, его развитие и воспитание. - Казань, 1998.- 211с.

10.     Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции, речь и активность мозга ребенка. - М.: Педагогика, 1991. - 232 с.