Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

К ВОПРОСУ О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ

Авторы:
Город:
Петрозаводск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

В условиях модернизации образования с позиций личностно-ориентированного, деятельностного, компетентностного подходов представляется важным исследовать воспитательный потенциал коллектива студенческой группы. Успехи и неудачи в решении стоящих перед вузом задач напрямую связаны с процессами становления и развития студенческой группы, которая организуется на формальных основаниях и, к сожалению, не всегда становится коллективом в полном смысле слова.

Коллектив – есть высшая форма организованной группы, часть общества, объединенная совместной общественно-полезной деятельностью, подчиненная целям общества и дающая максимальные возможности личностного развития каждому ее члену. По мысли А.С. Макаренко коллектив «возможен только при условии, если он объединяет людей на задачах деятельности, явно полезной для общества … Объектом нашего воспитания мы считаем целый коллектив и по адресу коллектива направляем организованное педагогическое влияние … Коллектив является воспитателем личности» [4, с. 69 -72].

Как социальная группа, студенческий коллектив имеет композицию (состав), т.е. возраст, пол, национальное, социальное положение и др. Он обладает структурой, т.е. органами и функциями его членов, межличностными отношениями. Коллектив характеризуется динамикой групповых процессов, процессами развития, сплочения, совместной выработки решения.

Важнейшей     характеристикой    коллектива     является     его     статусная    иерархия    (наличие     «звезд», «изолированных», «пренебрегаемых», «отверженных»). Статус определяет самочувствие студента в группе и может изменяться по мере формирования и развития студенческого коллектива. В только что сформированной студенческой группе первокурсников едва начинает складываться система взаимной ответственности и зависимости, происходит «столкновение» статусов. Куратору и преподавателю следует быть крайне осторожным, принимая решение повлиять на чей-либо статус. Вопрос, к примеру, о старосте группы может решаться наилучшим образом, если руководителем группы станет студент с качествами неформального лидера. Возможно, на первых порах будет правильнее назначить и.о. старосты группы с последующими выборами. На этом этапе особенно необходимо вести постоянное изучение, наблюдение за студентами (например, вести дневниковые записи). Наблюдение должно продолжаться в течение всех четырех-пяти лет жизни студенческой группы. Это поможет избежать ошибок при принятии решений.

На первом этапе жизни студенческого коллектива происходит уточнение структуры межличностных отношений, личностного статуса каждого члена коллектива. Особенностью этого этапа является то, что требования (правила жизни коллектива) предъявляют педагог, куратор группы и отчасти староста. Требований не должно быть много, они должны вводиться постепенно и они должны быть предельно понятными. Следует обеспечить их четкое исполнение. Как правило, в каждом вузе разработана собственная концепция воспитательной работы со студентами, положение о воспитательной работе, положение о кураторе группы, приказы и распоряжения ректора. На эти документы опираются куратор и педагог в работе с группой.

Основным путем формирования студенческих групп как коллективов «является воздействие на них прежде всего через организацию совместной учебно-познавательной деятельности членов группы, а затем - через организацию их участия в других видах деятельности, как бы дополняющих своим воздействием подготовку будущего специалиста» [6, с. 30]. Второй этап формирования коллектива студенческой группы – это включение в деятельность, отвечающую целям развития студенческого коллектива и всех его членов. Поначалу, организуя то или иное мероприятие, необходимо опираться на отдельных членов коллектива, микрогруппы из трех-пяти человек, которых могут объединять симпатии друг к другу и которые «принимают» позицию педагога.

Проблема руководителя и лидера, как правило, решается в результате взаимодействия членов студенческой группы в конкретных делах. Члены коллектива, демонстрирующие более высокий, чем другие, уровень активности, участия,  влияния в решении конкретной задачи  становятся активом. По возможности, учитывая условия вуза, необходимо включать студентов в разнообразные виды общественно полезной деятельности, дополняющей учебную работу. Как правило, планы воспитательной работы содержат достаточное количество общих дел для студентов-первокурсников. Совместный труд, учеба, отдых, спорт, путешествия способствуют выдвижению новых целей и задач коллективной жизни, сплачивают коллектив, который постепенно становится инструментом влияния на личность. Требования и правила жизни в коллективе на этом этапе формулируются активом и принимаются всеми членами группы. Следует поощрять свободный обмен мнениями, внедрять демократический стиль управления жизнью группы.

На третьем этапе (не всякий коллектив достигает этого этапа), когда коллектив студентов отличается достаточной сплоченностью, сознательностью, организованностью, возможет переход на уровень самоуправления, когда жизненно важные решения принимаются коллективом самостоятельно. На этом этапе коллективной жизни важным представляется поддержание положительного психологического климата, доброжелательного фона взаимоотношений, помощи, эмоционального сопереживания. Наличие данных характеристик и означает, что студенческая группа становится коллективом в полном смысле этого слова.

Воспитательная работа всегда проводится во взаимосвязи с учебной, методической, научной, отражает интересы профессиональной подготовки специалистов, она предполагает взаимодействие студентов и преподавателей на всех уровнях (ректорат, деканат, кафедра, студенческая группа). Естественно, организатором координатором и модератором такой работы выступают куратор и староста группы. Возможностями развития коллективной жизни студентов обладает практически каждый преподаватель и каждая читаемая в группе дисциплина или курс.

В качестве примера покажем, какими возможностями сплочения коллектива студенческой группы в педвузе обладает иностранный язык (дисциплина, читаемая, как правило, на первом-втором курсах). Иностранный язык выступает «средством повышения профессиональной компетенции и личностно- профессионального развития студентов, является необходимым условием успешной профессиональной деятельности выпускника современной высшей школы» [5, с. 3-4].

Следует учитывать, что профессионально-ориентированное образование «предполагает интеграцию со специальными дисциплинами и формирование профессионально-значимых качеств личности … что обеспечивает успешное формирование иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции» [1, с. 59]. Мы попытались проанализировать методики сплочения коллектива, которыми активно пользуются педагоги и психологи, отобрали те из них, которые с успехом могут использоваться (и используются) как для развития навыков по основным видам речевой деятельности, так и для решения задач изучения, сплочения и развития коллектива студенческой группы.

Знакомство (Introduce Yourself)

Организационное занятие с новой группой, как правило, начинается со знакомства. Студентам дается задание кратко представить себя на английском языке, назвав имя, фамилию и сказав о себе три-четыре предложения. Первым представляется преподаватель. Лучше, если студенты будут сидеть так, чтобы видеть друг друга. Каждый студент имеет право задавать вопросы. Задачи преподавателя: стимулировать общение, знакомиться, наблюдать.

Снежный ком (Snowball)

Каждый член группы по часовой стрелке называет свое имя и, например, название цветка или фрукта, каждый следующий должен повторить имена тех, кто представлялся до него.

Паспорт знакомства (Acquaintance Passport)

Студентам раздаются карты с заданием: найти и записать имена тех студентов в группе, которые имеют такие же, как у тебя (далее по карте):

1.   месяц рождения,

2.   место рождения,

3.   цвет глаз,

4.   размер обуви,

5.   любимое блюдо,

6.   любимая книга,

7.   любимый цветок,

8.   хобби и увлечения,

9.   любимое занятие,

10.    качество, которое больше всего ценишь в людях.

Список может дополняться и уточняться по усмотрению преподавателя. Студенты могут свободно перемещаться по аудитории и задавать вопросы. Преподаватель наблюдает, контролирует, оценивает работу. Запрещено использование родного языка. На выполнение задания отводится 15-20 минут. Далее студенты могут комментировать результаты.

Рассказы в тройках (Stories in Groups of Three)

Студенты объединяются в группы по три человека, каждый в таких группах получает право говорить о себе в течение двух минут все, что пожелает и успеет. Затем все студенты садятся в круг и говорят о других то, что им запомнилось, обязательно называя при этом имя и фамилию того, о ком говорят.         Преподаватель наблюдает и делает заметки.

«Я не умею…» (―I can’t…‖)

Группа садится кругом, чтобы все видели друг друга, студенты по очереди рассказывают о себе, начиная словами ―I can’t…‖ (как варианты: ―I hate it when…‖, ―I am proud of …‖, ―I am crazy about…‖ и т.п.). Задачи преподавателя – организовать и поддерживать диалог, оценивать, наблюдать, анализировать высказывания студентов. Время на выполнение задания зависит от количества студентов в группе.

Интервью (Interview)

Каждый студент пишет на листочке свое имя и фамилию, листочки складывают в коробку, перемешивают. Задача студента взять интервью у студента, чей листочек вытащил. Право выбора вопросов за тем, кто спрашивает. Студенты имеют право фиксировать информацию. Время интервью – пять минут, затем студенты садятся в круг и рассказывают о человеке, которого опрашивали.

Примером более сложного и затратного по времени задания, рассчитанного на студентов с достаточно высоким уровнем языковой подготовки, является методика под названием

Консилиум (Counseling)

Группа садиться в круг и ей зачитывается следующая легенда: «Вы хирурги, которым предстоит сделать срочную операцию по пересадке сердца, в операции нуждаются шесть человек, но есть только одно донорское сердце и в ближайшее время донорских сердец не будет. Необходимо решить, кого из пациентов вы будете спасать». На доске записывается список тех, кого необходимо спасти:

1)    ученый, стоящий на пороге открытия лекарства от СПИДА;

2)    мужчина 48 лет, учитель средней школы, у которого на воспитании двое малолетних детей;

3)    беременная и неизлечимо больная девушка 18 лет;

4)    мужчина 28 лет, у которого на попечении больная мама и малолетние брат и сестра;

5)    парень 20 лет, попал в аварию, жена ждет ребенка;

6)    женщина 35 лет, мастер спорта мирового класса по спортивной ходьбе.

На основе данной методики могут обсуждаться, моральные проблемы, решаться задачи нравственно этического развития студентов, при том, что главной дидактической задачей остается развитие речевых и мыслительных навыков обучающихся. Часть заданий такого типа может выполняться студентом самостоятельно. Например, студент-психолог получает задание подготовить вопросник для определения уровня личностного развития на английском языке, что непосредственно связано с изучаемой студентами в курсе психологии темой. Часть подготовленных студентами вопросов может быть использована и на занятии.

Нами представлены лишь отдельные фрагменты организации воспитательной работы в студенческой группе средствами дисциплины «Иностранный язык». Задача каждого преподавателя – найти свои возможности влияния на студентов и решения проблемы развития студенческого коллектива. Результатом такой работы и своих наблюдений преподаватель может поделиться  с коллегами, куратором группы, преподавателями психолого-педагогических кафедр, представителями ректората.

Осмысление, разработка и внедрение в практику учебно-воспитательной работы вуза идей коллективного воспитания в условиях модернизации образования, перехода его на новые стандарты, позволит более эффективно решать задачи подготовки будущих специалистов, обладающих необходимыми личностными и профессиональными характеристиками, инновационным мышлением, готовностью к решению практических задач.

 

Список литературы

1.      Беленова А.А. Современные цели профессионально-ориентированного обучения иностранному языку в вузе / Иностранный язык в высшей школе - Вып. 4 (23), С. 59.

2.      Зимняя И.А. Компетенция и компетентность в контексте компетентностного подхода в образовании / Иностранный язык в школе. - № 6, 2012, С. 2-10.

3.      Колесников  А.А.  Что  нового  привносит  компетентностный  подход  в  высшее  лингвистическое образование? / Иностранный язык в высшей школе – Вып. 1 (24), Рязань 2013 С. 68-73

4.      Макаренко А.С. Коллектив и воспитание личности. Москва. «Педагогика», 1972 – 336 с.

5.      Образцов П.И., Иванова О.Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учебное пособие /под ред. П.И. Образцова. Орел: ОГУ, 2005. – 114 С.

6.      Студенческий коллектив: основы формирования и деятельности / Л.И. Марисова – Киев: Вища школа, 1985. 51 с.