19 февраля 2016г.
Современное международное право называют правом Устава ООН. Именно Устав ООН закрепил основные принципы международного права, которые на 25-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН (1970 г.) были конкретизированы в соответствующей декларации. В дальнейшем Хельсинский заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975 г.) дополнил основополагающие принципы и внес ряд новых общезначимых принципов международного права, которые, являясь общими нормами, имеют наибольшее значение для обеспечения мира и безопасности, определяют общие правила поведения субъектов международных отношений.
Значение международного права в современном мире и необходимость его изучения постоянно возрастают. В резолюции Генеральной Ассамблеи от 17 ноября 1947 г. «Преподавание в школах государств- членов Организации сведений о целях и принципах ООН, о ее структуре и деятельности» подчеркивалось, что знание и понимание задач и деятельности Объединенных Наций существенно важно для поощрения и обеспечения общего интереса и поддержки их работы обществом. В этих целях рекомендовано всем государствам-членам принять в возможно скором времени меры к поощрению преподавания в школах и высших учебных заведениях в своих странах сведений о целях и принципах ООН, ознакомления с Уставом организации, с историей ее возникновения, с ее структурой и деятельностью [2].
В Резолюции «Десятилетие международного права ООH» № 44/23 от 17 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея вновь подчеркнула необходимость «содействовать преподаванию, распространению и более широкому признанию международного права» [3]. Данная тенденция находит проявление в различных аспектах развития и совершенствования интеллектуальной базы преподавания международного права, том числе, на общеобразовательном уровне.
Задачи, обозначенные в резолюциях, являются актуальными и сегодня. Понимание сущности и значения международного права необходимо широкому кругу лиц, поскольку оно оказывает воздействие на все сферы современной жизни. Роль международного права возрастает, так как мировое сообщество находится в состоянии очередной трансформации. Наблюдается усиление процессов регионализации межгосударственных отношений, развивается общемировое информационное пространство, которое, с одной стороны, способствует объединению международного сообщества, с другой –возникают новые противостояния в отношениях между крупными государствами, которые приводят к спорным ситуациям (конфликтам) и пересмотру политического влияния, а в отдельных случаях и к ослаблению роли международных механизмов по поддержанию мира и безопасности.
Универсальным регулятором межгосударственных отношений являются принципы международного права, направленные на охрану важнейших общечеловеческих ценностей, в основе которых лежат такие, как: неприменение силы или угрозы силой, мир и сотрудничество, суверенное равенство государств, уважение прав и свобод человека и т.д. Принципы являются базисом международного правопорядка, и они определяют его политико-правовой облик, являются критериями международной законности, служат идейной основой функционирования и развития современного международного права.
Следует отметить, что одной из функций современного международного права является нформационно- воспитательная, состоящая в передаче накопленного опыта рационального поведения государств, в просвещении относительно возможностей использования права, в воспитании в духе уважения к праву и охраняемым им интересам и ценностям. В этой связи в процессе преподавании основ международного права следует учитывать ряд ключевых аспектов. Так, В.Н. Жадан обращает особое внимание на общеправовой, социально-правовой, идеолого-правовой аспекты изучения данной отрасли права [1]. Так, общеправовой и специально-правовой предполагают понимание положений и категорий общей теории государства и права, истории государства и права, конституционного права и других, рассмотрение которых в определенной степени служит расширению и углублению соответствующих представлений у учащихся.
Идеолого-правовой аспект акцентирует внимание на конституционном закреплении гарантированных прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Рассмотрение этого вопроса способствует более глубокому осмысливанию учащимися ряда проблем конституционного и международного права, позволяет более углубленно изучить Конституцию РФ. При рассмотрении названного вопроса подчеркивается, что закрепление в Конституции приоритета международно-правовых норм имеет большое внутриполитическое и международное значение. Внешняя политика России направлена на формирование нового мироустройства, укрепление международной безопасности, обеспечение прав человека [1].
Особо следует обращать внимание на ключевые положения международно-правовой концепции России, которая исходит из приоритета норм международного права перед национальным законодательством, ориентации на повышение роли ООН как главного инструмента обеспечения международного мира и безопасности. Во всех программно-стратегических документах России, составляющих основу международно- правовой концепции (Военной доктрина РФ, Стратегии национальной безопасности, Концепции внешней политики и др.) подчеркивается, что Российская Федерация не рассматривает ни одно государство в качестве соперника, намерена поддерживать партнерские отношения со всеми странами. Принципиально важное значение имеет суждение о том, что соотношение общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров и принципов внешней политики государства является решающим показателем отношения государства международным обязательствам и демонстрирует его позицию в вопросах обеспечения международного мира и безопасности, развития межгосударственного диалога, свободы и независимости народов.
Необходимо акцентировать внимание на том, что общепризнанные принципы и нормы международного права, которые зафиксированы в Уставе ООН, Декларации о принципах международного права, Хельсинском акте СБСЕ и т.д., определяют формирование нового типа межгосударственных отношений и нового мироустройства и предполагают дальнейшее углубление общедемократических принципов международного сотрудничества.
Поступательный процесс развития международного права, несомненно, приводит к непрерывному усложнению его системы, что, в свою очередь, вызывает необходимость теоретического и практического решения указанной проблемы. Раскрывая особенности преподавания международного права, необходимо обеспечить такое формирование международного правосознания, которое опиралось бы на общепризнанные принципы международного права, служащего миру, международной безопасности и международному сотрудничеству.
Международное право должно стать правовой системой, основанной на признании взаимозависимости мира для всего человечества, приоритета прав и основных свобод человека, уважения суверенитета каждого государства, невмешательства во внутренние дела других государств и обеспечение каждому народу права выбора своего пути развития, его политической, экономической, военной и экологической безопасности, и при этом указанные общечеловеческие ценности отвечают национальным интересам каждой страны, интересам международного сообщества в целом.
Список литературы
1. Жадан В.Н. Значение и некоторые вопросы преподавания международного права // Армия и общество. – 2013. – № 1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.cyberleninka.ru
2. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН А/RES/137(II) от 17 ноября 1947 г. «Преподавание в школах государств-членов Организации сведений о целях и принципах ООН, о ее структуре и деятельности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/2/docs/2res.shtml
3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН A/RES/137(II) от 17 ноября 1947 г. «Преподавание международного права» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.un.org/ru/ga/2/docs/2res.shtml