Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ МОБИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ)

Авторы:
Город:
Мурманск
ВУЗ:
Дата:
06 февраля 2016г.

Высокий уровень компьютеризации общества и рост значения сети интернет как средства передачи информации требуют от современного учителя внедрения в свою практику информационно-коммуникативных технологий. Они  позволяют включить в активную работу весь класс и каждого ученика, причем действие выполняется непосредственно самими детьми. Это, в конечном результате, формирует культуру общения в электронной среде.

Рассмотрим понятие мобильное обучение – как «деятельность осуществляемая регулярно посредством компактных, портативных мобильных устройств и технологий и позволяющая обучающимся стать более продуктивными, общаясь, получая или создавая информацию» (eLearning Guild, 2012). Мобильное обучение – это «использование удобных портативных мобильных устройств и беспроводных, доступных всегда технологий, для облегчения,  поддержки, оптимизации и расширения  процессов обучения и изучения» (Mobile Learning Network, 2012) [2,3].

Данные определения говорят о том, что при использовании мобильных устройств в процессе обучения должны меняться и используемые методы обучения. Действительно, обучение на основе нелинейных технологий (не книжных носителей) будет требовать нелинейную форму подачи информации. Соответственно, оптимальной будет модульная форма подачи материала.

Мобильное обучение иностранному языку является такой формой организации процесса обучения и контроля, основанной на использовании мобильных устройств связи (смартфонов, планшетных компьютеров и т.п.), при которой обучающиеся в любом месте и в любое время могут формировать и совершенствовать языковые навыки, развивать речевые умения (на основе средств синхронной и асинхронной коммуникации), формировать социокультурную и межкультурную компетенции с целью использования иностранного языка как средства общения в социально-бытовой и профессиональной сферах [-2,3].

Еще одним ключевым термином работы выступает термин «дистанционное образование». Под ним понимается такая форма обучения, при которой взаимодействие преподавателя со студентами и студентами между собой осуществляется на расстоянии и отражает все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения). В зависимости от средств реализации дистанционного обучения последнее можно разделить на виды: а) корреспондентская модель реализации дистанционного обучения, основанная на использовании печатных материалов на бумажных носителях; б) мультимедийная модель, основанная на изучении печатных, мультимедийных материалов, видео-, аудио- материалов, локальных компьютерных программ; в) телеобучение, основанное на установлении связи между преподавателем и студентами с использованием телесистем. Данная модель включает в себя следующие виды связи: аудио-телеконференцию, видеоконференцию, аудиографическую связь, телетрансляцию; г) Интернет- обучение, осуществляемое через многообразие средств коммуникации и представления учебного содержания, предлагаемого сетью Интернет. Модель включает в себя доступ к ресурсам сети Интернет, интерактивную мультимедию. д) интеллектуальная модель обучения, включающая интерактивную мультимедию, доступ к ресурсам сети Интернет, компьютерную связь между всеми участниками образовательного процесса. Очевидно, что мобильное обучение является последней формой (интеллектуальной моделью) дистанционного обучения [4].

 

Таблица 1 Характеристики мобильных устройств и их методические функции в обучении иностранному языку

Характеристики мобильных

устройств

Описание

Методические функции

мобильных устройств в обучении иностранному

 

 

языку

 

 

 

 

 

 

 

 

Повсеместность

Посредством

мобильных устройств и технологий участники в любое время и в любом месте могут вступить в контакт с участниками сетевого общения, а также из любого места могут получить доступ к

информационно- справочным, образовательным          и прочим ресурсам сети Интернет

Мобильные        устройства

могут быть использованы как в аудиторное, так и внеаудиторное время в качестве вспомогательных средств обучения с целью развития речевых умений, формирования языковых навыков                          речи

обучающихся, формирования социокультурной и межкультурной компетенций

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доступность

Мобильные устройства

обеспечивают доступ обучающегося к личным и обучающим ресурсам

Обучающиеся могут в

аудиторное                          и

внеаудиторное

время воспользоваться личными аккаунтами на общественных сервисах (электронная почта, социальные сети), а также к

информационно- справочным

и                образовательным локальным

или сетевым ресурсам с целью

формирования аспектов

иноязычной коммуникативной компетенции                   при выполнении

заданий различного типа

 

 

 

 

 

Удобство

Мобильные устройства

всегда под рукой. На них

хранятся               личные данные

или на их основе осуществляется вход и

использование информационно- справочных и образовательных

ресурсов

Обучающиеся             могут

использовать мобильные устройства в аудиторное и внеаудиторное время при выполнении заданий и учебных проектов с целью

формирования аспектов

иноязычной коммуникативной компетенции

 

 

 

 

 

 

 

Персонализация

Индивидуализация

процесса обучения

Мобильные       технологии

могут служить

«компенсаторными» средствами                       для преодоления обучающимися

лексических,

грамматических, информационных пробелов,

возникающих                  при обучении



Анализ приведенных выше характеристик мобильных устройств обучения и методических функций мобильных устройств в обучении иностранному языку свидетельствует о том, что на основе мобильных технологий имеется возможность реализовывать три модели обучения: а) поддержка традиционного учебного процесса, б) полно-объемное мобильное обучение, в) модель смешанного обучения. Рассмотрим подробнее каждую из моделей мобильного обучения [1].

Модель 1. Поддержка традиционного учебного процесса. В рамках первой модели обучающиеся во внеаудиторное и аудиторное время могут использовать ресурсы сети Интернет, а также сетевые ресурсы, выложенные на сервере организации, с целью дальнейшего формирования аспектов иноязычной коммуникативной компетенции.

К таким ресурсам относятся информационно-справочные ресурсы (словари, энциклопедии, виртуальные туры по музеям, галереям и т.п.), учебные Интернет-ресурсы (трэжа ханты, веб-квесты), сетевые тесты для контроля сформированности языковых навыков или развития речевых умений. Иными словами, в рамках данной модели интеграции мобильных технологий в учебный процесс современные ИКТ обогащают традиционную языковую подготовку обучающихся.

Модель 2. Полно-объемное мобильное обучение. Отличительной особенностью данного типа обучения является то, что оно ведется исключительно на основе мобильных технологий. Обучающиеся выполняют задания, связываются с преподавателем или тьютором посредством электронной почты или чата, принимают участие в сетевом обсуждении материала. Личные контакты с преподавателем или между учениками в рамках данной модели не предусмотрены. Обучающиеся обучаются в так называемой виртуальной образовательной среде. Платформа реализации модели полно-объемного мобильного обучения должна предоставлять обучающимся санкционированный авторизированный доступ к необходимому сегменту образовательной среды (к конкретной учебной дисциплине или набору дисциплин, изучаемым в конкретном семестре), учебные ресурсы в виде материалов для изучения и выполнения практических и лабораторных заданий (при этом предполагается модульная структура представления материала), платформу для сетевого обсуждения изучаемых вопросов (блог или форум), сетевые тесты для промежуточного и итогового контроля сформированных навыков, ссылки на дополнительные ресурсы сети Интернет или дополнительные материалы разработчиков курса.

Модель 3. Модель смешанного обучения. Данная модель характеризуется традиционным построением учебного процесса. Отличием от первой модели обучения является то, что одну часть дисциплин учебного плана обучающиеся будут осваивать, используя традиционные формы обучения (очную или заочную), а другую часть – дистанционно посредством мобильных технологий [5].

Безусловно, все эти три модели мобильного обучения могут быть успешно реализованы в зависимости от конкретных условий обучения, потребностей обучающихся, а также возможностей обучающихся и учебного заведения.

 

Список литературы

1.      Апальков В.Г. Методика формирования межкультурной компетенции .Вестник Тамбовского университета. Серия 2:Гуманитарные науки-2008.-№8(64)

2.      Герасименко Т.Л., Ковальчук С.В., Мохова О.Л. Возможности и перспективы использования M-Leaning (мобильного обучения) в процессе изучения иностранного языка. Москва. Педагогика-2013-№1

3.      Забродина И.К. Практика применения информационно-коммуникативных образовательных ресурсов на занятиях по второму иностранному языка//Коммуникативные аспекты языка и культуры6 материалы XII Международная научно-практическая конференция. Томск. 2012

4.      Сысоев П.В., Евстигнеев И.А. Разработка авторских Интернет-ресурсов по иностранным языкам.Английский язык в школе-2009.-№2

5.      Титова С.В., Брычкова. Я.В., Фисенко Е.В. Смыслообразующие обучение. Питер. 2006