Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ЭЛЕКТРОННАЯ ПЕДАГОГИКА КАК ОБЪЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДИСКУССИЙ

Авторы:
Город:
Ростов-на-Дону
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2016г.

Технологический прогресс создает предпосылки для возникновения единой системы важнейших сфер человеческой деятельности, к числу которых относится образование как важнейшая сфера социокультурной практики, благодаря функционированию которой осуществляется подготовка рабочей силы востребованной на данном этапе технологического развития квалификации. [2].

Сфера образования реагирует на современные «вызовы» глобализирующегося общества, возникают и теоретически оформляются новые подходы и концепции, соответствующие формату происходящих изменений. Возникают и реализуются потребности в пересмотре традиционных педагогических систем. В отечественной педагогике получает интенсивное развитие линия на понимание педагогической системы как элемента, органически включенного в информационное пространство.

Одним их таких подходов можно считать концепцию отечественного теоретика А.А. Андреева, остро поставившего проблему определения роли и места современной педагогики в развивающемся информационно- образовательном пространстве. Она представлена  в учебном пособии, предназначенном для студентов, аспирантов, преподавателей и администрации вузов для совершенствования своих педагогических знаний [1].

Учитывая позиции и подходы, представленные в ранних работах отечественных и зарубежных авторов, автор предлагает для обсуждения формализованную трактовку информационно-образовательной среды – «это педагогическая система (ПС) плюс ее обеспечение, т.е. подсистемы финансово-экономическая, материально- техническая, нормативно-правовая и маркетинговая, менеджмента». Теоретическое ядро информационно- образовательной среды составляет педагогическая система. На этом основании теоретик делает вывод о том, что исследованием данных сложных и противоречивых взаимосвязей должна заниматься специальная отрасль педагогической науки: «науку, которая будет исследовать педагогические процессы в этом новообразовании можно условно назвать «электронной педагогикой».

А.А. Андреев справедливо полагает, что данный термин не сразу получит поддержку со стороны традиционно («ортодоксально») мыслящих педагогов. Однако его аргументация исходит из прецедентов, имеющихся в современном мировом и отечественном науковедении: уже существуют и получили научный статус такие дисциплины, как «Электронная коммерция», «Электронная экономика», а также такой проект как «Электронная Россия». Мы разделяем его позицию, согласно которой новой отрасли педагогической науки по праву можно выделить определенное место среди других педагогических наук.

Той же позиции теоретик придерживается и при определении предмета новой отрасли педагогики. Каждая наука, полагает он, в том числе и педагогика, имеет свой предмет – ту область действительности, которую она исследует. По мнению А.А. Андреева, предметом традиционной педагогики является педагогическая система: ее исследование, проектирование и разработка в соответствии с актуализирующимися на том или  ином этапе общественного развития задачами. Не вдаваясь в полемику по данному вопросу, еще не получившему окончательного решения в теории и методологии науки и имеющему ряд иных подходов к интерпретации данной проблемы, отметим, что теоретик сохраняет логическую преемственность в своей аргументации в рамках избранной позиции. В силу того, что элементы педагогической системы фактически охватывают все проблемы педагогической науки, А.А. Андреев полагает, что предметом электронной педагогики, как и традиционной, является тоже педагогическая система, что логически вытекает из предыдущих условий и предпосылок.

В работе А.А. Андреева не содержатся информации относительно характера встроенного данной отрасли педагогического знания в общую систему педагогических дисциплин. Однако этот вопрос, пусть фрагментарно, был затронут Б.В. Олейниковым, Д.А. Цыганком, И.А. Деруга, О.Г. Чередниченко[4], которые рассматривали проблему определения технологических направлений для организации открытого образования в КРАСГУ [3]. По мнению исследователей, электронная педагогика является «новым направлением педагогики (андрагогики)», которая должна заниматься исследованием теоретико-методологических проблем открытого образования. Для проведения таких исследований при Красноярском госуниверситете был создан Институт Информационных Технологий Открытого Образования. В определении предмета педагогики авторы отмечают актуальную тенденцию, связанную с расширением ее предмета за счет включения проблем обучения и воспитания взрослых, однако не уточняется, распространяется ли тематика электронной педагогики только на андрагогические проблемы (проблемы обучения и переквалификации взрослого населения), или же она должна распространять свое влияние и на проблемы обучения лиц, не относящихся к взрослому населению.

Аналогия является тем «методологическим ключом», который позволяет А.А. Андрееву сконструировать и ввести в научный оборот важнейшие формальные атрибуты новой отрасли научно-педагогического знания. Так, по мысли теоретика, структуру любой педагогической системы  (античной, средневековой, буржуазной, социалистической, современной) можно представить следующей взаимосвязанной совокупностью семи инвариантных элементов, которые он определяет как «канонические»: цель обучения, содержание обучения, обучаемые, обучающие, средства, методы, формы обучения.

Наличие данных компонентов позволяет проводить исследование педагогического знания, функционирующего на новом уровне, а также его дальнейшую разработку целостного педагогического явления. Однако если структуру педагогической системы открытого образования можно рассматривать как логическое продолжение и развитие канонической семиэлементной системы, то содержание элементов изменяется.

А.А. Андреев определяет наиболее актуальные проблемы электронной педагогики.

1.      Проблема отсутствия теории обучения в современных информационно-образовательных средах; следствие этого – отсутствие понятийно-категориального аппарата.

2.   Проблема оптимальности: состава учебно-методических комплексов (УМК) для эффективного обучения

в современных ИОС; размещения дидактических элементов УМК на различных носителях (бумажных, сетевых, CD-ROM и т.д.); применения тех или иных методик.

3.   Проблема структурирования содержания учебных материалов.

4.     Проблема оптимизации: психолого-эргономического представления учебного материала, восприятия человеком учебного материала, представленного в электронном виде, понимания электронного учебного материала.

5.     Проблема готовности преподавателей и обучаемых  к вхождению в современную информационно- образовательную среду.

6.    Воспитательные проблемы, вызванные ограниченностью очного контакта участников образовательного процесса.

7.     Валеологические проблемы. При Интернет- обучении проблемы сохранения здоровья и пропаганды здорового образа жизни студентов и преподавателей актуализируются и требуют разработки новых подходов для решения.

8.       Проблемы качества учебного материала, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.

Проблемы, вынесенные А.А. Андреевым на обсуждение, безусловно, являются актуальными.

Оценивая     намеченные    А.А.     Андреевым     проблемные     поля,     согласимся     с     ним     в     том,     что «сформулированные проблемы являются своеобразным планом действий при становлении информационно- образовательной среды и развитии системы открытого образования. Это – динамический перечень проблем, который постоянно меняется и расширяется. Следует отметить, что на актуальность целого ряда из перечисленных проблем указано и в публикации Б.Ю. Дерешко [3], что свидетельствует о перспективности их дальнейшего специального исследования.

 

Список литературы

1.      Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс. М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права,2002.– 64с. http://academy.odoportal.ru/documents/academ/bibl/5.1.html#05.

2.      Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. М.: ВлаДар, 1993.

3.      Дерешко Б.Ю. Проблемы развития электронной педагогики и пути их решения в современных условиях. // Телекоммуникация и информатизация образования. 2004. № 6. С. 73-76.

4.      Олейников  Б.В.,  Д.А.  Цыганок,  И.А.  Деруга,  О.Г.  Чередниченко. Определение  технологических направлений для организации открытого образования в КРАСГУ // http://krasu.openet.ru