Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХАРЛЕМСКАЯ МАСТЕРСКАЯ КАК ГЛАВНЫЙ ПОСТАВЩИК ХУДОЖНИКОВ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
23 января 2017г.

В первой половине XVII в. харлемская мастерская стала главным центром создания многофигурных "веселых обществ". Еще до Франса Хальса В. Бейтевег и Э. ван де Вельде развивали музыкально- тематическую картину, опираясь на традиции зарождающегося в конце XVI - начале XVII вв. бытового жанра.

Картина "Сад любви" (начало XVII в., Амстердам, Рейксмузеум) художника переходной эпохи Луи де Кольери (умер после 1620) - один из прототипов парковых банкетов, которым посвящены полотна харлемских жанристов1. Уже здесь фигуры персонажей напоминают модно одетых бюргеров, объединившихся в изысканное светское общество, развлекающее себя вином и музыкой. Деление композиции на три плана восходит к  стилистическим тенденциям XVI столетия, однако ряд мотивов перейдет в голландский бытовой жанр, в том числе стол, вокруг которого расположены участники сцены. В левой части первого плана Л. Кольери представил квартет в составе двух лютней, виолы да гамба и поперечной флейты.

В ранних голландских жанровых картинах редко изображались клавишные - верджиналь, спинет, харпсихорд, их повсеместное распространение началось только к 1630-м гг. Дороговизна этих инструментов ограничивала многих горожан в их приобретении, поэтому в харлемской живописи общество развлекается главным образом под аккомпанемент лютни, виолы да гамба, скрипки и цисты2.

Эсайас ван  де Вельде (1587-1630) и Виллем  Бейтевег первыми обратились к  многофигурному бытовому жанру. Автор галантных сцен в саду, Э. ван де Вельде предпочитал помещать персонажей на террасе. В картине "Общество на террасе" (около 1620, Берлин, Картинная Галерея) и офорте, выполненном по ней харлемским гравером Гиллисом ван Схейденом (1622, Амстердам, Рейксмузеум) изображены три пары в садово-парковом окружении. За флейтисткой и кавалером, следуют лютнист с певицей, справа их слушает третья пара. Другое произведение на тот же сюжет принадлежит к числу лучших работ художника. В нем предстают все особенности его живописной манеры. Кавалер расположен в центре композиции, что подчеркивает его ключевую роль в действии. Элегантный яркий наряд, шляпа с пышными перьями приближаются к типу бургундского костюма. Две дамы, сидящие рядом с ним, смотрят в открытые ноты, но за исполнением следит только одна из них, в то время как вторая девушка отвлечена ухаживаниями своего кавалера3.

Произведения Э. ван де Вельде и других харлемских жанристов первой трети XVII в. отличает разноцветный колорит, пестрота которого нашла применение в изображении одежды персонажей. В эрмитажном полотне голубое платье певицы сочетается с оранжевым плащом, а в камзолах кавалеров перемешаны несколько оттенков, разделенных полосами.

Существенно важными в эволюции темы музыки стали четыре картины В. Бейтевега из группы "веселых компаний". Произведения созданы между 1616 и 1624 гг., близки друг другу по композициям, характеризуются красочностью палитры. "Сцена в таверне" (около 1620, Гаага, Музей Бредиуса) имеет симметричное построение и условно делится на две части вертикальной ножкой стола, переходящей выше в поднятую руку одного из четырех персонажей4. Справа сидит молодой человек в ярком оранжевом дуплете, курящий трубку. Над ним склонилась старая служанка, которая одной рукой придерживает приоткрытую дверь, а другой пытается залезть в его карман. Центральный персонаж у стены дальнего плана - мужчина с пивной кружкой. Сидящий слева музыкант вызывает наибольший интерес. В разных трактовках он проходит через многие жанровые картины В.Бейтевега и находит отклик в работах других мастеров, в частности, Дирка Хальса, который копировал фигуры В. Бейтевега5.

 

1 Бенуа А. Путеводитель по картинной галерее императорского эрмитажа. М.: Эксмо, 1997 - 22 с.

2 Линник И. В. - голландская живопись 17 века и проблемы и атрибуция картин. Л., 1980 – 88 с.

3 Кузнецов Ю. А. - путеводитель по голландской живописи 17 века. М.,1980 – С. 34

4 Кузнецов Ю. И. Голландская живопись 17 века в Эрмитаже. М., 1984 – С.44


Музыкант в картине В. Бейтевега имеет ключевое значение. Искать его прототипы следует не в эмблематах, а в голландском театре. Х. Бегеман допускал тематическую связь между работой В. Бейтевега и пьесами Г. Бредеро. Так, комедия "Мавританка" (1615) осмеивает бесцельность и праздность образа жизни молодежи, что составляет одну из дидактических трактовок "сцен в таверне" и "веселых компаний"6. В. Бейтевег изобразил шута-комедианта, грубые шутки и музыкальная игра которого воскрешают в памяти карнавальные представления бродячих актеров, в чьем фарсовом мастерстве продолжали жить древнейшие традиции скоморошества. Синтез музыки и театра позволял живописцам подражать, использовать метафорическое значение "игры". Музыка, как и театр в картинах харлемских жанристов, выполняла роль фарса, а фарс стал великолепной ширмой, за которую можно было спрятать стыдливость, скромность, благопристойность. Именно через его веселую насмешку удобнее было выразить дидактический морализм, который ранее брала на себя эмблемата.

Расположение флейтиста и курильщика друг напротив друга, вероятно, намекает на созвучие слов "флейта" и "курительная трубка" в голландском языке, причем это определение относилось именно к флейте данного поперечного типа, отличающегося от блок-флейты по ряду признаков. Яркая одежда музыканта и развлекающихся щеголей была созвучна молодежной моде, в отличие от строгого пуританства старшего поколения, предпочитавшего простые сочетания с преобладанием черного и белого цветов. Румер Висхер писал в Нравоучительных пословицах: «Эти молодые люди, украшающие свои шляпы перьями, а шеи золотыми цепями, носящие позолоченные шпаги, отнюдь не ратуют за добродетель, благочестие... и не приносят иную пользу, кроме как играя на лютне и распевая сладкоголосые арии»7.

Названная картина из Будапешта варьирует композицию "Сцены в таверне", но вместо кавалера на дальнем плане здесь представлена девушка. На стене слева от карты Соединенных Провинций находятся две флейты разной длины и связка чехлов. Справа от карты висит лютня. Музыкальные инструменты символизируют не только веселое времяпрепровождение, как в предыдущей картине, но и получают эротическую интерпретацию, исходящую из участия в сцене молодой героини8.

Кроме того, инструменты связаны с темой мирской суеты и быстротечности времени, выступая в одном ряду с изображенной картой9.     В           данной композиции мы встречаем знакомую по средневековым миниатюрам обезьяну - символ распутства и человеческой глупости, известной также как олицетворение шутовства и фиглярства.

В. Бейтевегу принадлежат рисунки "Флейтист" (Берлин, Картинная Галерея) и "Скрипач" (Амстердам, Рейксмузеум), созданные в 1620-1624 гг.10  Существует вероятность, что они были подготовительными вариантами для образов музыкантов в его полотнах. "Скрипач" почти идентичен персонажу из "Веселой компании" (1622-1624, Берлин, Картинная Галерея). Он сидит в той же позе, что и флейтист в гаагском произведении, похож на него внешне. Его можно узнать и в гравюре С. Конинка по рисунку В.Бейтевега "Интерьер с музыкантами и танцующими парами" (около 1620, Париж, Институт Нидерландов), но на этот раз играющим не на скрипке, а на арфе в дуэте с виолончелистом.11

Графическое наследие В.Бейтевега намного шире раскрывает музыкальную тематику. Интерес вызывает рисунок "Веселая компания на террасе" (около 1620, Роттердам, Музей Бойманс-ван Бейнинген), в котором молодой лютнист изображен на фоне классической архитектуры, напоминающей не фасад здания, а театральную декорацию.

Таким образом, в XVII в. харлемская мастерская стала главным центром создания многофигурных картин. Еще до Франса Хальса В. , Бейтевег и Э. ван де Вельде развивали многофигурные композиции, опираясь на традиции зарождающегося в конце XVI - начале XVII вв. бытового жанра, и лишь наследники Франса Халса сумели наиболее развернуто выразить все достоинства этого жанра.

   5 Кузнецов Ю. И. Западноевропейский натюрморт. М., 1966 – С.27

6 Лазарев В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII века, М.: Искусство, 1937 – С.45

7 Бенуа А. Путеводитель по картинной галерее императорского Эрмитажа. М.: Эксмо, 1997 – С. 87

8 Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М.:Эксмо., 1962 - С.112

9 Кузнецов Ю. И. Голландская живопись 17 века в Эрмитаже. М., 1984 – С.45

10 Лазарев В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII века, М.: Искусство, 1937 – С.47

11 Там же С.48

Список литературы

 

 



1.       Бенуа А. Путеводитель по картинной галерее императорского эрмитажа. М.: Эксмо, 1997 - 302 с.

2.       Виппер Б. Р. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М.:Эксмо., 1962 - 254 с.

3.       Виппер Б. Р. Проблема и развитие натюрморта. Спб.,2005 – 315 c.

4.       Виппер Б. Р. Становление демократии в голландской живописи М., 2004

5.       История искусства зарубежных стран. В 3 т. - М., 1964. Т. 3.

6.       Кузнецов Ю. А. - путеводитель по голландской живописи 17 века. М.,1980 – 424 с.

7.       Кузнецов Ю. И. Западноевропейский натюрморт. М., 1966 – 532 с.

8.       Кузнецов Ю. И. Голландская живопись 17 века в Эрмитаже. М., 1984 – 270 с.

9.       Лазарев В. Н. Портрет в европейском искусстве XVII века, М.: Искусство, 1937 – 95 с.

10.    Линник И. В. - голландская живопись 17 века и проблемы и атрибуция картин. Л., 1980 – 312 с.