Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ АНТРОПОЛОГИЯ В СВЕТЕ ЛИЧНОСТНОЙ ОНТОЛОГИИ

Авторы:
Город:
Новосибирск
ВУЗ:
Дата:
23 января 2017г.

Данная статья посвящена проблеме рассмотрения природы человека как хозяина и работника в христианской философской антропологии. Методологической основой рассмотрения данной темы и проблемы является личностная онтология, берущая свои истоки в христианском восточном богословии. Автор исходит из понимания природы человека как трехсоставной, то есть включающей дух, душу и тело, утверждает личностный способ бытия человека. При этом под личностью в соответствии с точкой зрения В.Н. Лосского понимается самовластное начало в человеке, призванное к овладению своей природой и общению с Другим [3].

В ряде публикаций традиционно огромное значение придается проблеме человека в философии и этике. Однако без внимания остается вопрос о природе человека, рассматриваемой в контексте хозяйствования. Но, как известно, духовная и материальная жизнь человека тесно взаимосвязаны. Хозяйственные отношения являются материальной формой выражения духовного бытия человека, его мировоззрения и мироотношения. В марксистской социально-философской традиции человеческое хозяйство – это общественные отношения, то есть отношения производства, распределения, обмена и потребления материальных и нематериальных благ. Другими словами, речь идет прежде всего об отношении к некоему объекту - благам, которые необходимо как-то распределить, делить и т.д.

Исходя из личностной онтологии, хозяйственная деятельность осмысливается прежде всего в отношениях «человек – Бог». Исследователь А.К. Попов замечает: «…Спасительность хозяйственной деятельности достигается постольку, поскольку ее субъекты воцерковлены и своими делами являют свою веру, то есть работают не только для себя или ближнего, но ради Христа и во славу Божию» [5. C. 88]. Другими словами, хозяйственные отношения рассматриваются в православной антропологии в контексте общего учения о сотериологии человека и мира.

Сотериологическим аспектом отношения человека с Богом, конечно, не ограничиваются. Вместе с этим они включают в себя объекты спасительного домостроительства и весь мир. С этим связано космическое измерение хозяйственной деятельности человека. Человек с точки зрения личностной онтологии является средоточием вселенной. Поэтому будучи, с одной стороны, микрокосмом, а с другой стороны, образом и подобием Божиим (то есть личностью), человек собирает в себе весь космос. Космос становится участником духовной и экономической жизни человека. Отсюда становится яснее и конкретнее задача овладения человеком окружающей его природы. Овладение природой приобретает духовный, а не потребительский характер. Мир перестает быть для человека, как отмечает Э. Левинас, только «пищей», объектом потребления [4]. Мир становится проявлением духовной свободы человека.

Через овладение человеком своей природой происходит овладение окружающей природой, всем космическим бытием, происходит преображение мира. Человек становится подлинным владыкой вселенной, свободным деятелем, со-творцом Бога. Противоположность этому означает подчинение человека миру, тварному бытию и растворение в нем, утрату свободы и царственного величия, погружение в себя, «забвение» или «самоотречение» (термин Э. Левинаса).

Центральным моментом хозяйствования, как отметил еще в своем фундаментальном труде С.Н. Булкагов, является труд [2]. Труд является не наказанием, не проклятием, а назначением человека: человек призван к труду. С.Н. Булгаков отмечает, что христианское отношение к труду рождает новый тип экономического человека в противоположность западноевропейскому типу. Этот тип экономического человека, как мы полагаем, можно обозначить термином «человек-хозяин», «хозяйственник». Тип «человека-хозяина» противоположен типу экономического человека, который возник в западноевропейской культуре Нового времени под влиянием утилитаризма. Homo economics мотивирован прежде всего на успешное ведение своего дела. Он бизнесмен, капиталист. И тот, и другой рассматривают свою экономическую деятельность как служение Богу. В идеале человека-хозяина и homo economics соединяется аскетизм и мироприятие. Но человек-хозяин не рассматривает успешность хозяйственной деятельности как показатель духовности, некой избранности. Здесь утверждается общая христианская мотивированность труда – труд ради Христа, труд как долг перед Богом, ближним и Отечеством. Успех может сопутствовать или не сопутствовать этому христианскому долгу. При этом утверждается идея свободного труда, который по своим целям мыслится вне природной и социальной необходимости.

Аскетизм человека-хозяйственника проявляется в ориентации на достижение разумного достатка за счет труда и ограничения своих потребностей (экономия), в отрицательном отношении к добыванию денег как к самодовлеющей цели, в негативном отношении к праздности, лености, несправедливому труду и нечестному заработку.

Мироприятие человека-хозяина заключается в практических действиях по претворению в жизнь духовно-нравственного идеала в экономической области, в преобразовании жизни на христианских началах, в одухотворении природного бытия, в осмысленном, сознательном и заботливо-бережном отношении к тому, что дано человеку Богом во временное хозяйственное пользование.

Однако человек-хозяин не должен рассматривать политическую экономию в духе философии хозяйства о. С.Н. Булгакова. С.Н. Булгаков определяет политическую экономию как «науку социальной любви и прикладной этики, которая ищет осуществления Царства Божия, свободы, правды и любви в экономической жизни, в области социальной и экономической политики» [1. С.19]. На наш взгляд, человек- хозяин должен быть свободен от различных социально-политических и экономических утопических проектов. Его отношение к хозяйственной деятельности должно быть основано, с одной стороны, на мироприятии, а с другой стороны, оно должно оставаться эсхатологичным. Человек-хозяин свободно созидает, овладевает природой, преображая по мере своей возможности тварный мир. Но все чаяния и надежды человека-хозяина при этом устремлены в вечность.

Таким образом, исходя из личностной онтологии и антропологии, хозяйственная деятельность в христианской (православной) культуре и философии оценивается сквозь призму главной цели человеческого существования – бытие с Богом. В этой небольшой работе можно только наметить некоторые черты личностного способа ведения хозяйственной деятельности, а именно:

1)                               бытие-с-другими как возможность построения хозяйственных отношений с людьми на разумных, свободных, духовно-нравственных началах;

2)                               бытие-с-Другим (Богом) как основой человеческой жизни вообще и хозяйственной деятельности в частности;

3)                               овладение собственной человеческой природой и тварным бытием как проявления одухотворения человека и мира;

4)                               любовь как принцип личностного отношения к другим, к миру в целом и тому хозяйству, главой которого является человек или в котором принимает участие. Любовь проявляется в заботливом, бережном, рачительном отношении к ведению хозяйства и исполнению своих обязанностей. Любовное отношение к хозяйству предполагает минимазацию своих потребностей, милосердие и заботу о других, справедливость, честный труд, заботу об общем благе, отношение  к чужому делу, предмету, вещи (хозяйству) как к своему, предельная ответственность;

5)                               мироприятие, миропреображение и одновременно эсхатологическая направленность труда.

Хозяйственная антропология представляет, следовательно, человека  как со-работника Богу, труженика, ищущего прежде всего Царства Божия, а не своей личной выгоды. Хозяйственная антропология признает ценность любого труда, который является спасительным.

 

Список литературы

 

1.        Булгаков С.Н. Краткий очерк политической экономии. М., 1906.

2.        Булгаков С.Н. Сочинения: В 2 томах. Т.1. Философия хозяйства. Трагедия философии. – М.: Наука,1993. – 603 с.

3.        Левинас Э. Избранное: тотальность и бесконечное /пер. с фр. Вдовина И.С., Дубин Б.В. – М.; СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН [и др.], 2000. - 415 с.

4.        Лосский  В.Н. Богословие и боговидение: Сб. ст. / Под общ. ред. Пислякова В. – М.: Свято-Владимирское братство, 2000. - 631 с.

5.        Попов А.К. Принципы православной философии хозяйства // Христианство и ислам об экономике: сборник статей / под ред. М. А. Румянцева, Д. Е. Раскова. – СПб.: РОСТ, 2008. - 432 с.