Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ХРИСТИАНСТВО И ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ В РОССИИ

Авторы:
Город:
Нижний Новгород
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Для России как многонациональной страны, в которой проживают более ста народов, исповедующих разные религии, проблема предотвращения этнорелигиозной напряженности особенно актуальна. Уважение к представителям различных этносов, религий и культур выступает обязательным условием выживания и развития современной цивилизации. Важно сформировать толерантное правосознание как у населения, так и у должностных лиц государства. Пережив межнациональные, межэтнические, межрелигиозные и другие конфликты, народы России все больше и больше приходят к выводу о том, что существует только один путь обеспечения надежного мира и безопасности – путь толерантности, то есть терпимости, умения без применения насилия преодолевать конфликты и достигать согласия и примирения.

В данной статье мы попытаемся проанализировать влияние христианства на формирование толерантного правосознания в России.

Термин толерантность имеет латинское происхождение. В Большом словаре иностранных слов дано следующее определение: ―Толерантность (лат. tolerantia - ―терпение‖) - терпимость, снисхождение к кому-либо, чему-либо‖3. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова толерантность производное от французского tolerant - терпимый. Во многих европейских языках слово ―толерантность‖ является своеобразным синонимомтерпимости‖ к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям, верованиям, уважению свободы другого, его образа мысли, поведения, политических и религиозных взглядов.

 

 3 Большой словарь иностранных слов. Сост. А.Ю. Москвин. М.: ЗАО, Издательство Центрполиграф: ООО "Плюс", 2002. С. 661.


Буквальный перевод термина ―толерантность‖ с латинского (tolerantia - терпение) на русский неточно передает его содержание. На русском языке терпение, терпимость означает лишь готовность снисходительно относиться к чужому мнению. За таким поведением зачастую скрывается внутренняя враждебность. Тогда как толерантность предполагает не снисходительность, а доброжелательность, готовность к уважительному диалогу и сотрудничеству. ―Толерантность - нравственное качество, характеризующее отношение к человеку, принадлежащему к другой расе, национальности, культурной традиции, религиозной конфессии как к равно достойной личности. Толерантность не сводится к простой терпимости‖4.

Термин ―толерантность‖ международный. Толерантность - демократическая ценность. В 1995 г. ЮНЕСКО была принята Декларация принципов толерантности. В статье 1 этой Декларации толерантность определяется как

―уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность — это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая и правовая потребность. Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира‖5.

―Толерантность‖ — это активное социальное поведение, к которому человек приходит добровольно и сознательно. В соответствии с п. 1.2. Декларации принципов толерантности, ―толерантность — это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности, толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства‖6.

На наш взгляд, религия, в частности, христианство сильно влияет на формирование толерантного правосознания. Религия должна служить основанием мира и диалога между народами. Религию нельзя использовать для разжигания войн. Проблема толерантности впервые возникла в странах Западной Европы в связи с конфессиональным расколом. Религиозная толерантность положила начало всем другим правам и свободам человека. В эпоху Возрождения толерантность была связана с провозглашением прав и достоинства личности, ее индивидуальности и независимости от церкви. В эпоху Реформации возникло протестантское направление в христианстве.  С XVII века толерантность понимается как уступка в вопросе о  религиозной свободе. Веротерпимость является исторически первым видом толерантности. В частности, можно отметить трактат Д. Локка «О веротерпимости»7. На протяжении XVI и XVII веков религиозная толерантность становится правовой категорией. Государства издают декреты о толерантности, предписывающие толерантное поведение в отношении лютеран, гугенотов, католиков.

―Многие считают толерантность выдумкой Нового времени. В действительности принцип толерантности стал оформляться задолго до этой эпохи. В противоположность древневосточным традициям, соединявшим религию, общество и государство, Новый Завет стал обосновывать их разъединение через требование «Богу – божье, кесарю – кесарево». Вследствие этого в начале IV века появляется первый Закон о толерантности – знаменитый миланский эдикт о толерантности, который в 313 году установил свободу выбора религии и запрет мирских штрафов против религиозных деликтов. Примерно через столетие философ и отец церкви Августин рассматривает данный принцип права уже в качестве этико-социального и инструментального императива. Для обеспечения поддержки церкви он призывает к толерантности в отношении верующих грешников, евреев и проституток, считая их деяния меньшим злом по сравнению с нетерпимостью. Однако вскоре появляются ереси и расколы, которые внушают духовенству такой страх, что это приводит к возврату традиций взаимно связывать религию и политику. Переход в чужую религию начинает рассматриваться как тяжкое преступление. Поэтому Фома Аквинский, призывая к терпимости по отношению к ритуалам язычников и евреев, выступает для еретиков за смертную казнь. Он последовательно ограничивает толкование свободы веры: поддерживает добровольность еѐ принятия, но считает недопустимым возможность выхода из нее‖8.

Особая роль в теоретическом осмыслении и практическом воплощении принципа толерантности принадлежит эпохе Просвещения, провозгласившей свободу совести и слова. ―Религиозная толерантность как непредвзятое отношение к людям иной веры ныне расширилась до толерантного отношения вообще к инакомыслящим‖9.

 

4 Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М.:ИНФРА-М, 2005. С. 590-591.

5 Декларация принципов толерантности / Бетти Э. Риодон. Толерантность - дорога к миру. - М.: Изд-во «Бонфи», 2001. С. 262-263.

6 Там же.

7 Локк Д. Опыт веротерпимости. Соч. в 3-х. т. Т. 3. - М.: Мысль, 1988. С. 66-90.

8 Отфрид Хеффе. Политическая этика в эпоху глобализации: толерантность // Евразийский юридический журнал № 11 (30) 2010.


В Библии толерантность выступает как свойство верующего человека. В частности, в Новом Завете толерантность толкуется сквозь призму понятий любви к ближнему, милосердия, прощения, сострадания, великодушия, долготерпения. Вспомним слова Иисуса Христа: ―Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую.... Вы слышали, что сказано: ―люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего‖. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...‖10. В Новом Завете часто употребляется слово ―терпение‖. Святой Апостол Павел говорит в послании к ефесянам: ―… умоляю вас поступать … со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира‖11. В первом послании к коринфянам Святой Апостол Павел пишет: ―Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине…‖12. Однако библейский принцип толерантного отношения к греховному человеку сочетается с принципом нетерпимости ко греху. Толерантность не означает примирение со злом, пороком. Когда речь идет об истине, молчание равносильно лжи. Толерантность, допускающая обман и несправедливость, является грехом. Христианство не учит толерантности как молчаливому безразличию. Святой Апостол Павел в послании к ефесянам говорит: ―Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте‖13.

Толерантность – это взаимодействие разных сознаний. В настоящее время очень сложно соблюсти баланс между принципами демократии, правами и свободами человека, с одной стороны, и сохранением религиозной, в частности, христианской культуры, с другой.

И.о. секретаря по взаимоотношениям церкви и общества Отдела внешних церковных связей священник Георгий Рябых отмечает, что ―заимствованный у Запада термин ―толерантность‖ имеет много значений, свои плюсы и минусы. Но не может не беспокоить, что зачастую под ним понимается нравственный нигилизм, индифферентность к различным порокам, религиозной истине, к тем ценностям, которые веками формировались в стране‖14. По словам отца Георгия, ―безразличие, которое нередко связывается с понятием толерантности, является неприемлемым, потому что христианство говорит об активной позиции человека, в том числе гражданской, о борьбе с грехом, в отстаивании истины‖15.

В связи с этим, спорным, на наш взгляд, является п. 1.3 Декларации принципов толерантности:

―Толерантность — это понятие, означающее отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждающее нормы, установленные в международных правовых актах в области прав человека‖. Как же  быть  с религиозной истиной? Понятие толерантности кардинально различается в светском и религиозном сознаниях. Для верующего человека абсолютной истиной, источником добра и зла, прав и свобод человека является Бог, Его заповеди, нарушение которых является грехом. Кроме того, для верующего человека его религия является единственно истинной. Религиозный человек не может признать и принять чужую веру как равную своей собственной. В понимании верующего человека другая религия не обладает всей полнотой истины16. Вспомним слова Христа: ―...Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня‖17.

А если человек не признает никаких истин, в том числе и религиозных? Тогда пришлось бы согласиться с определением Г.К. Честертона: ―Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят‖. Кроме того, абсолютная истина не должна заменяться правами и свободами человека, которые противоречат Божественным заповедям. Вместо заповедей - потворство своим желаниям, вместо добродетели – грех.

 

  

9   Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социологические исследования. 2006. № 1. С. 47.

10   Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с иллюстрациями и приложением. Российское библейское общество. М.: 2007. С. 696.

11 Там же. С. 864.

12 Там же. С. 848.

13    Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с иллюстрациями и приложением. Российское библейское общество. М.: 2007. С. 865.

14   В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны //Интерфакс-религия. 11.02.2009.

15 Там же.

16    Сторчак В.М. Толерантность в социокультурном и политическом пространстве современной России // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002-2004 гг. (М., 2004.) http: // www.religare.ru/2_27019.html

17   Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с иллюстрациями и приложением. Российское библейское общество. М.: 2007. С. 781.


Толерантность не должна и не может заменить собой религию, в частности христианство. Любовь к ближнему, любовь к врагу, милосердие, не осуждение – все эти вечные истины, оставленные людям Христом, нельзя подменить правами и свободами человека. Несмотря на религиозные разногласия, толерантность побуждает проявлять уважение к людям иной веры.

―Нет таких святынь, которые почитались бы во все времена. Однако есть такие абсолюты, которые значимы для всего человеческого рода. Без них единство человечества не было бы столь всеобщим. Во всех мировых религиях мы обнаруживаем множество общих святынь — представления о сострадании, мире, нравственных исканиях, ответственности за свои поступки. Провозгласив заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя», Иисус Христос провозгласил: каждый человек сопричастен другому, между людьми укрепляется вселенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду. Главной особенностью христианского личностного образца является претензия на универсальность, всеобщность. Например, такие качества, как справедливость, доброта, могущество, нравственность, милосердие, бескорыстное служение людям, соединенное с личным самопожертвованием, совестливость, совершенство почитаемы в любой культуре, представляют ценность для любого народа‖18.

В последние годы в российское общественное сознание внедряется мысль о том, что толерантность содействует укреплению рождающегося сегодня глобального мирового сообщества. Часть россиян безоговорочно принимает принципы толерантности.

Другая же часть нашего общества относится к толерантности как к общечеловеческой ценности, которая является составной частью в мировой глобализаторской политики Западной Европы и США.

С этой точки зрения, толерантность - это определенная идеология, которую важно правильно понимать.

―Превратное понимание толерантности превращает ее в требование терпимости к самым крайним проявлениям цинизма, терпимости, а вернее, попустительства, пороку и безнравственности, приводит к их оправданию и даже прославлению порока... Идеология толерантности представляет собой нечто безграничное и хаотичное, не имеющее в себе различий между добром и злом, но эта хаотичность лишь видимая, так как вся эта идеология упорядоченно враждебна по отношению к традиционным духовным ценностям, прежде всего, христианским‖19.

―Идеология толерантности настроена агрессивно негативно по отношению к исторически сложившимся в России духовно-нравственным ценностям и религиозно-культурным традициям, требуя от них «отказа от догматизма, от абсолютизации истины», ориентируясь при этом на благоприятствование импорту зарубежных духовно- ценностных систем‖20.

Идеология толерантности без религиозного воспитания может воспитать равнодушного, космополитичного человека.

На наш взгляд, толерантность не должна утрачивать религиозные истоки.

    

18    Сафронова Л.В., Булгакова Л.Ф. Христианский личностный образец как важный ориентир в нравственном воспитании личности // Евразийский юридический журнал № 10 (77) 2014.

19    Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации// Интерфакс, 11.02.2009; Богатырев К.А. Национальная идея и идеология в Конституции России // Конституция и доктрины России современным взглядом. Материалы Всероссийской научной конференции. (Москва, 17 марта 2009 г.) Москва. Научный эксперт 2009. С. 142.

20 Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2004. С. 404–415.



 

Список литературы

1.     Библия. Книги Священного писания Ветхого и  Нового Завета. Канонические. В русском переводе с иллюстрациями и приложением. Российское библейское общество. М.: 2007.

2.     Богатырев К.А. Национальная идея и идеология в Конституции России // Конституция и доктрины России современным взглядом. Материалы Всероссийской научной конференции. (Москва, 17 марта 2009 г.) Москва. Научный эксперт 2009.

3.     Большой словарь иностранных слов. Сост. А.Ю. Москвин. М.: ЗАО, Издательство Центрполиграф: ООО "Плюс", 2002.

4.     В Русской церкви призывают прививать детям в школах вместо западного понятия толерантности традиционные ценности страны // Интерфакс-религия. 11.02.2009.

5.     Декларация принципов толерантности / Бетти Э. Риодон. Толерантность - дорога к миру. - М.: Изд-во «Бонфи», 2001.

6.     Локк Д. Опыт веротерпимости. Соч. в 3-х. т. Т. 3. - М.: Мысль, 1988.

7.     Открытое письмо епископа Пермского и Соликамского Иринарха ко всем согражданам, руководителям учреждений образования и культуры, руководителям губернской и областной администрации// Интерфакс, 11.02.2009;

8.     Отфрид Хеффе. Политическая этика в эпоху глобализации: толерантность // Евразийский юридический журнал № 11 (30) 2010.

9.     Понкин И.В. Светскость государства. М.: Учебно-научный центр довузовского образования, 2004.

10. Сафронова Л.В., Булгакова Л.Ф. Христианский личностный образец как важный ориентир в нравственном воспитании личности // Евразийский юридический журнал № 10 (77) 2014.

11. Словарь философских терминов / Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М.:ИНФРА-М, 2005.

12. Сторчак В.М. Толерантность в социокультурном и политическом пространстве современной России // Свобода совести в России: исторический и современный аспекты. Сборник докладов и материалов межрегиональных научно-практических семинаров и конференций. 2002-2004 гг. (М., 2004.). http: // www.religare.ru/2_27019.html

13. Хабермас Ю. Когда мы должны быть толерантными? О конкуренции видений мира, ценностей и теорий // Социологические исследования. 2006. № 1.