Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ГЕНЕЗИС ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ИННОВАЦИОННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ КАК ОСНОВЫ ОБЩЕСТВА ЗНАНИЯ (СОЦИАЛЬНО – ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ)

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Как отмечает Друкер П., общество будущего будет интеллектуальным - знания станут его основным ресурсом, а интеллектуальные работники станут основной группой в армии рабочей силы [2, с. 243].

Поэтому развитие кадрового потенциала экономики знаний предполагает возрастание роли интеллектуальной наполненности труда, проводящей к тому, что эффективность и качество общественного производства начинают напрямую зависеть от научной и образовательной деятельности, где наука приобретает характер решающей производительной силы, а образование является инструментом производства человеческого капитала.

Следовательно, высшее образование является основой глобальной экономики знаний, а также ключевым фактором, способствующим повышению социальной мобильности и развитию кадрового потенциала. Во всем мире высшее образование притягивает огромные инвестиции: развитые страны вкладывают в него в среднем 1,6% ВВП, страны с переходной экономикой немного меньше. Количество студентов вузов в мире уже приближается к 200 миллионам. Большинство стран уже включили вопрос высшего образования в повестку дня, потому что принимаемые в этой сфере решения определяют процесс формирования кадрового потенциала для экономики знаний, способствуют развитию и распространению науки и повышению социальной мобильности [3, с. 6-8.].

При этом, с социально-философской точки зрения, на наш взгляд, образование выступает в качестве главного условия развития человечества в XXI в. и формирует образовательное общество (общество знания), главное отличие которого от других типов общества заключается в том, что в нем акцент смещается на научное инновационное знание, во многом формирующееся за счет использования новых информационных технологий получения и обработки информации при непрерывном личностном образовательном процессе [5, с. 59].

Общество знания представляет собой такую социальную структуру, в которой происходит развитие и интеграция образования, науки и инноваций при активной роли новых информационных технологий, обеспечивающих доступ и переработку огромных массивов информации в контексте самообучения и саморазвития человека. Наиболее важные черты общества знания – это создание рынка информации и знания, повышение уровня образования, научно-технического и культурного развития, формирование творческих способностей личности за счет расширения возможностей систем информационно-знаниевого обмена; интеграция образования, науки и инноваций, формирование интеллектуального капитала за счет развития образовательных технологий; приоритет высоких технологий и формирование коллективного общепланетарного разума [8, с. 99-104].

В комплексе эти характеристики сделают интеллектуальное (знаниевое) общество будущего высококонкурентным для организаций и для отдельных личностей.

В связи с этим, сегодня рынок труда нуждается в специалистах с высоким интеллектуальным и творческим потенциалом, обладающих профессиональными умениями, экономическими и организаторскими знаниями и навыками — в XXI в. высшее образование призвано не просто передавать знания, а учить их преобразовывать, подвергать сомнению и критическому анализу, вырабатывать способность мыслить.

Следовательно, подготовка креативных специалистов сегодня является актуальной задачей российской образовательной политики, включающей в себя обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России [7, с. 211-215.].

Такие задачи актуальны для всего мирового сообщества, как отмечают американские эксперты: в 2015 году образование будет определяющим фактором достижения успеха, как индивидуального, так и национального [1, с. 239].

В связи с этим, учитывая мировые и отечественные тенденции в сфере университетского образования можно выделить основные аспекты деятельности университетов: соединение в структуре одного учебного заведения профессионального и высшего образования; появление учебного заведения для обучения интеллектуальной деятельности как профессии. Сегодня этот, вид деятельности становится все более и более важным, поскольку прогресс знаний ускоряется и накопленное знание устаревает быстрее, чем раньше. В силу этой причины возникли и развиваются новые виды образования — непрерывное образование и опережающее образование. В данном аспекте образовательной деятельности важный аспект уделяется информационно- телекоммуникационным технологиям, которые способствуют быстрому и эффективному распространению знаний. В университетах концентрируется значительная доля различных научных разработок. Если прежде в университетах концентрировались только фундаментальные исследования, то в настоящее время они активно осуществляют прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки (особенно технические университеты).

На современном этапе, наряду с развитием исследовательских университетов, на наш взгляд, можно говорить и о создании принципиально новых типов высших учебных заведений -  исследовательских инновационных университетов, ориентированных на подготовку специалистов инновационного типа, способных создавать и реализовывать инновационные проекты, технологии и т. п. в различных сферах деятельности [6, с. 73- 77]. Исследовательские инновационные университеты представляют собой учебные заведения с собственной научной и научно-методической базой. Главная идея таких университетов заключается в интеграции учебного процесса и инновационных фундаментальных научных исследований. Признаком эффективной научной деятельности исследовательского инновационного университета становится наличие крупных исследовательских и инновационных программ при примате последних.

Таким образом, исследовательские инновационные университеты являются системообразующей группой высшего образования в области передовых инновационных наукоемких технологий, фундаментальных естественнонаучных  и  гуманитарных  исследований.  Предполагается,  что  образование,  полученное  в исследовательском инновационном университете, будет универсальным: интегрированным с фундаментальными научными исследованиями в лидирующих на сегодня областях знаний (физика, химия, биология, математика и др.), информационно обеспеченным и конкурентоспособным в мировом масштабе.

Следовательно, важнейшим звеном прогрессивного движения системы высшего образования России и мировой системы образования в целом, является создание исследовательских инновационных университетов, в частности, как перспективы развития технических университетов.

 

Список литературы

1.     Барлыбаев Х.А. Человек. Глобализация. Устойчивое развитие: Монография. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – 332 с.

2.     Друкер П. Управление в обществе будущего. – М. ООО «И. Д. Вильямс», 2007. – 320 с.

3.     Исследования и образовательные программы в области высшего образования как условие развития системы высшего образования // «Международное  высшее образование» - русскоязычная версия информационного бюллетеня International Higher Education (Бостонский колледж, США). – М., 2014. - № 74. – С. 6-8.

4.     Шитов С.Б. «Высшее техническое образование в процессе становления общества знания». Монография. - М.: ООО «ИПЦ „Маска―», 2010. - 305 с.

5.     Шитов С.Б. Инновационность в высшем техническом профессиональном образовании // Вестник университета российской академии образования. – 2010. - № 2(50). – С. 73-77.

6.     Шитов С.Б. Креативный специалист как перспектива развития высшего технического образования в России: социально-философский взгляд // Культура. Духовность. Общество: сборник материалов IX Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2014. – С. 211-215.

7.     Шитов С.Б. Становление общества знания и его качественные характеристики // Вестник университета российской академии образования. – 2010. - № 3(51). - С. 99-104.