Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ФИЛОСОФИЯ ДЕНЕГ

Авторы:
Город:
Комсомольск-на-Амуре
ВУЗ:
Дата:
25 марта 2016г.

Тот факт, что деньги оказывают влияние на наше бытие, ни у кого не вызывает сомнений. И несмотря на то, что деньги являются экономической категорией, сфера их влияния не ограничивается только лишь областью экономических отношений.

В современной реальности, где капитализация накладывает отпечаток практически на все сферы бытия, деньги участвуют в формировании морали, системы ценностей и установок, общей «картины мира», определяют характер взаимоотношений между людьми, отношение к труду и свободному времени.

Тема денег присутствует в творчестве многих мыслителей: как политэкономов, так и философов. В этой связи нельзя не отметить фундаментальный труд К. Маркса «Капитал», в котором немецкий философ и политэконом исследует механизм особой жизнеспособности капиталистической системы. К. Маркс выводит формулу Д-Т-Д, заменившую традиционную формулу простого товарного обращения - Т-Д-Т. Если целью простого товарного обращения является потребительная стоимость товара, то при обращении денег в качестве капитала основное значение приобретает меновая стоимость. В этом случае движение денежной массы оказывается открытым в бесконечность, то есть приобретает самодовлеющий и неуклонно возрастающий характер [8].

В современном обществе потребление получило статус господствующего фактора роста капитала. Если в простом товарном обращении потребление является конечной целью всего процесса, а деньги выполняют функцию посредника, то в  постиндустриальном обществе само потребление  преобразуется  в посредника, а денежная масса  является конечной целью.  Широкое  распространение  рекламы и потребительских кредитов породило ситуацию опережающего потребления, когда человек способен потреблять виртуально, еще физически не обладая объектом (в случае рекламы) или способен потреблять, даже если не располагает ресурсами, покрывающими издержки потребления (в случае кредитования). Именно поэтому в последнее десятилетие в социально-гуманитарных науках, как в России, так и на Западе теоретическое осмысление потребления как социальной практики получило широкое распространение. Исследования, проводимые в этом русле, можно по праву считать междисциплинарными, поскольку их объект входит в сферу бытия не только фундаментальных дисциплин – социальной философии и социологии, - но также и прикладных - теории рекламы, маркетинга, брендинга, психологии потребителей и т.д. [1, 2, 3, 4, 6, 7].

Проблема вытеснения духовных ценностей ценностями экономико-технократического  плана актуализируется также в работах Г. Марселя, Э. Фромма, Г. Маркузе, Ж. Бодрийяра и др. [5, 9, 10, 11].

Несмотря на имеющиеся наработки в области философского осмысления феномена денег, до сих пор остается дискуссионным вопрос о том, почему деньги все в большей мере проявляют свой экспансионистский характер, затрагивая не только экономическую область взаимоотношений людей, но и вторгаются в святая святых

–    в сферу бытия духовных ценностей. Данная статья – это попытка в очередной раз вернуться к осмыслению указанной проблемы в контексте биосоциальной дуальности человека.

Бытие человека изначально расколото, и эту дуальность, в сущности, следует считать нормой. C одной стороны, духовное начало побуждает человека к постижению высших истин, c другой стороны, биологическое естество требует удовлетворения базовых потребностей, связанных c необходимостью обустраивать комфортную среду своего обитания.

Развитие капиталистических отношений  создало предпосылки для «снятия» дуальности человеческой природы путем гипертрофирования материального (базового) начала. Капитал, будучи изначально лишь «строительным материалом» капиталистической системы, со временем приобрел некий сакральный смысл, пронизывая все слои социального и индивидуального бытия: от политики до межличностных отношений. На фоне нарастания процессов секуляризации и тотального духовного оскудения происходит формирование монетаристской ментальности.

Компенсация духовной пустоты оказывается возможной благодаря самовыражению через экономическую состоятельность. C точки зрения идеологии либерализма концентрация капитала является благом не только для общества, но и отдельная личность, способная «концентрировать» деньги вокруг себя, становится едва ли не

«сверхчеловеком» - средоточием воли, интеллекта и интуиции. В контексте сказанного неудивительно, что капитал в либеральном обществе трактуется в качестве единственного источника свободы человека. Именно совокупная величина капитала, которым располагает тот или иной индивид, определяет, в конечном счете, его доступ к образованию и здравоохранению, продолжительность его жизни и, в конечном счете, - его счастье.

Противоположным полюсом, находящимся «по ту сторону» благополучия, является нищета. Сама по себе нищета не возникает ex nihilo. Она является закономерным результатом имущественных отношений. Нищета является тем фоном, на котором отчетливее всего проступает императив денег, а страх перед нищетой возникает тогда, когда деньги становятся «пропуском в жизнь», необходимым для самореализации.

Подводя итог, следует отметить, что в конце XX столетия обнаружилась несостоятельность обоих путей цивилизационного развития: как коммунистического, так и либерального. Советский социальный проект оказался несостоятельным по причине отрыва лежащей в его основании «высокой идеи» от реалий массового сознания. Либеральный проект демонстрирует свою несостоятельность в настоящее время, что проявляется в массовом оскудении духовности на фоне жизни, благополучной c бытовой точки зрения. Со временем либерально- технократическая цивилизация обнаружила еще один нюанс: на фоне демократических деклараций происходит постоянная «подпитка» стран «ядра» ресурсами «периферии», что наводит на размышления о том, не являются ли рассуждения о демократии лицемерием.

Нищету, порожденную товарно-денежными отношениями, не следует путать c безденежьем. Нищета (от лат. «nihil» - «ничто») – это очень емкое понятие, включающее в себя не только материальную, но и духовную составляющую. Частичное или полное отсутствие денег не является основанием для духовной пустоты. Истории известно немало примеров биографий святых  и общественных  деятелей, проживших всю жизнь в крайней бедности.

Нищета в полном смысле этого слова возникает тогда, когда физическое отсутствие денег становится залогом духовной нищеты. Только в этом случае нищета приобретает тотальный и всепоглощающий смысл, что возможно, если самореализация личности, ее свобода и счастье ставятся в зависимость от ее кредитоспособности.

 

Список литературы

1.      Агабабьян, Э.М. Производство – потребление. Перестройка механизма «взаимодействия» [Текст] / Э.М. Агабабьян, И.Н. Пузин. – М. : Экономика, 1991. – 238,[1] c.

2.      Адамов, А.К. Философские проблемы потребления [Текст] / А.К. Адамов // Современная философия: возможности обоснования : сборник научных трудов. – Саратов: 2000. – с.124-131.

3.      Бабий, Я.А. Потребление как коммуникация: научно-практическая конференция молодых ученых [Текст] / Я.А. Бабий, М.А. Михайловская // Журнал социологии и социальной антропологии. – 2005. – Т. 8, № 2.– С. 195-197.

4.      Батюта, Е.А. Проблема потребления в информационную эпоху [Электронный ресурс] / Е.А. Батюта // Материалы Интернет-конференции. – URL:http://www.auditorium.ru/aud/v/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&id_thesis=2995.

5.      Бодрийяр, Ж. К критике политической экономии знака [Текст] / Жан Бодрийяр ; пер. с фр. Д. Кралечкина. – М. : Библион - Рус. кн., 2004. – 304 с.

6.      Бойцова, Т.Н. Потребительская психология как проявление кризиса буржуазного образа жизни [Текст] / Т. Н. Бойцова // Духовная активность в жизнедеятельности общества : межвузовский  сборник научных трудов. – Л., 1984. – С.130-137. – Библиогр.: с. 136-137.

7.      Бокок, Р. Потребление и стиль жизни [Текст] / Роберт Бокок // Теории социального неравенства в западной социологии: хрестоматия / Под ред. В.И. Ильина. – Сыктывкар: Сыктывкарский ун-т, 2000.– С. 36-42

8.      Маркс, К. Капитал [Текст] : в 3 т. / Карл Маркс ; пер. с нем. И. И. Скворцова-Степанова. – М. : Политиздат, 1978. – 1т., кн. 1. – 907 с.

9.      Маркузе, Г. Одномерный человек [Электронный ресурс] / Герберт Маркузе // Литературный центр (библиотека аудио и txt литературы): [сайт]. – URL: http://books-center.ru/libcent_qqdue.html.

10.   Марсель, Г. Быть и иметь [Электронный ресурс] / Габриэль Марсель // Русский Гуманитарный Интернет-университет (РГИУ) [сайт]. – URL: http://www.i-u.ru/biblio/archive/marsel%5Fbit/.

11.   Фромм, Э. Иметь или быть? Ради любви к жизни [Текст] / Эрих Фромм. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 384 с. – Библиогр.: с. 219-224.