20 января 2018г.
Изучение проблемы социальной рекламы в странах постсоветского пространства необходимо начинать с анализа данного вида рекламы в СССР. После развала Союза каждая из стран по-своему занимается развитием сферы социальной рекламы, но цель ее не изменилась - это реклама, которая не только информирует об актуальных проблемах общества, но и побуждает к их решению.
Советская социальная реклама была направлена на привлечение внимания, внедрение и распространение в обществе каких-либо нематериальных ценностей, взглядов и убеждений. Она как бы направляла на изменение сознания общества. Например, антиникотиновая и антитабачная реклама, реклама о борьбе с алкоголизмом, проституцией, пропаганда всеобщей грамотности, спортивного образа жизни, соблюдения правопорядка и другие. Отдельным особняком стоит военно-патриотическая реклама СССР, направленная на поддержание боевого духа солдат, развитие у молодежи чувства долга и желания помочь Отчизне. Также особым направлением можно выделить социальную рекламу, связанную с призывом народа осваивать новую технику, новые виды работ. В рекламе советского периода можно отметить и «моральное поощрение» людей наиболее трудных и благородных профессий: врачей, пожарных, учителей. Пропагандировались даже такие вечные и внеклассовые ценности и понятия, как, например, честь семьи. Советская социальная реклама в большинстве своем исходила от государства. Она представляла собой плакаты с яркими запоминающимися фразами и лозунгами, например: «Экономика должна быть экономной», «Совесть – лучший контролер», «Слава русскому народу – народу-богатырю, народу – созидателю!»; стихами, например: «Работать, строить и не ныть! Нам к новой жизни путь указан. Атлетом можешь ты не быть, но физкультурником - обязан!» или «Так нечего с пьянкой шутить. Ее надо колотить, культурно, бурно, пламенно, гневно, долбить ежедневно, на каждом шагу, не давать передышки врагу!»; зачастую носила информативный характер, например, плакаты «Курение табака дорогое и вредное дело для здоровья и хозяйства», «Что можно купить детям на стоимость одного литра водки». [1]
В 1991 году СССР распался, и государственную самостоятельность обрели пятнадцать бывших союзных республик. С того момента каждая из стран проводит собственную политику в сфере продвижения и развития социальной рекламы. По данным 2017 года в соответствии с «Законами о рекламе» в разных странах число эфирного времени, отведенного для социальной рекламы, варьируется от 5 до 10 %. Для России [2], Армении[3], Республики Беларусь[4], Грузии[5], Казахстана[6], Кыргызской Республики[7], Узбекистана[8], Украины[9] - не более 5%, для Азербайджана[10] - не более 8%, для Таджикистана[11] - не более 10%. В соответствии с законодательством Латвии[12], Литвы[13], Туркменистана[14], Эстонии[15] и Республики Молдова[16] процент социальной рекламы от общего числа рекламы не урегулирован.
Для Казахстана социальная реклама – это новое и малоизученное направление. Тем не менее, страна не стоит на месте, а старается всячески развиваться в этой сфере. Одним из примеров можно назвать ежегодное проведение конкурса Make It Clear. «MIC» – это фестиваль самых ярких и креативных рекламных работ, который дает возможность любому, кому не безразличны проблемы современного общества, проявить себя в рекламной сфере. Цель проведения конкурса – изменить модель поведения людей. В социальной рекламе Казахстана затрагиваются пропаганда здорового образа жизни, привлечение внимания к проблемам защиты и реализации прав детей, повышение роли рекламы в решении острых социальных проблем. [17]
Социальная реклама в Республике Молдова находится на стадии развития. Основной проблемой для нее является низкое финансирование, слабая государственная поддержка и невостребованность со стороны некоммерческих организаций. Хорошо описывает отношение к социальной рекламе Серджиу Чореску, режиссер, директор Ciofilm Studio: «В большинстве случаев социальная реклама в Молдове нерабочая. Идея слабая и реализация хромает, видимо, потому что создатели рекламы сами в нее не верят: курильщики делают рекламу о борьбе с курением, небрежные шоферы — о соблюдении ПДД и т. д. Кроме того, если объявляется тендер, основным критерием является цена изготовления. Понятно, что нужен иной подход. Креатив убивают сами заказчики: какой должна быть реклама, решают чиновники, и тогда дизайнеры и сценаристы превращаются в простых исполнителей». [18] Тем не менее, есть в Молдове и очень хорошие проекты. Например, видеоролики негосударственных организаций «Спаси жизнь» с молдавскими звездами.
В такой стране как Латвия социальная реклама сейчас очень популярна. Она посвящена широкому спектру вопросов. Это акции против пьянства за рулем с участием реальных жертв ДТП, ставших инвалидами; компании о невнимательности пешеходов на дорогах, например, шокирующая наружная реклама с трупами под простынями; а также реклама медицинского характера, а именно: против гепатита, за предохранение. Также сюда можно включить и появившуюся совсем недавно рекламу против коррупции и против торговли людьми. Общество Латвии постепенно возвращается к заботе о вечном: природе, здоровье, безопасности для всех и каждого. [19]
В России социальная реклама очень разнообразна как в плане смысловой нагрузки, так и в ее техническом оснащении. Самыми актуальными темами на протяжении последних лет остаются борьба со СПИДом, ВИЧ, наркоманией, алкоголизмом, курением, насилием. Также довольно часто мелькают рекламы связанные с личной безопасностью граждан, профилактикой чрезвычайных ситуаций. Помимо подобного рода негативной рекламы, имеющей вектор «против», хочется отметить и существование рекламы с вектором «за», а именно: «за мир во всем мире», «за чистый город», «сохраним экологию», «сбережем лес от пожара». Социальная реклама в России в последнее время стала более жесткой, обличающей пороки общества, давящей на жалость, заставляющей душу выворачиваться наизнанку, задевающей за живое, например, серия уличных билбордов с изображением несчастных детей и подписью «Бывших детей не бывает, заплати алименты!», фото людей-инвалидов, где внизу красуется надпись «чемпион в рывке через дорогу». Такая социальная реклама очень остро ставит вопросы и проблемы современного общества, принуждает задуматься и надолго остается в памяти. Помимо плакатов и баннеров социальная реклама стала еще и аудио-рекламой, например, крутящееся на FM-волнах объявление «заберите счастье домой», в котором ребенок из детского дома обращается к своим будущим родителям. Нельзя оставить без внимания и визуально-кинематографическую социальную рекламу. Она представляет собой видеоролики, транслируемые на видеомониторах на улицах, в транспорте, внутри зданий и помещений или посредством электронно-цифровой техники. Например, такие видеоролики как: «Россия шагает в алкогольную пропасть», «Дети смотрят - дети повторяют», «Я - донор», «Дети - цветы жизни» и другие. [20]
Как при существовании СССР, так и после его развала, направленность социальной рекламы осталась неизменной, и заключается она в привлечении внимания к актуальным проблемам общества. В разных странах подходы к социальной рекламе различаются, но цель ее должна быть едина - не оставить людей равнодушными.
Список литературы
1. Советская социальная реклама. Доступно на сайте: http://back-in-ussr.com/2013/07/sovetskaya-socialnaya-reklama.html дата обращения 05.11.2017.
2. Федеральный закон «о рекламе» №38 ст 10. Доступно на сайте: http://www.zakonrf.info/zoreklame/10. Дата обращения 05.11.2017
3. Закон Армении «о рекламе» от 40 апреля 1996. Доступно на сайте: http://www.advertology.ru/index.php?name=Subjects&pageid=208. Дата обращения 05.11.2017.
4. Закон Республики Беларусь «о рекламе» от 10 мая 2007. Доступно на сайте: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=17136. Дата обращения 05.11.2017.
5. Закон Грузии «о рекламе». Доступно на сайте: http://www.ukrpat.com.ua/show_law.php?id=91. Дата обращения 05.11.2017.
6. Закон Республики Казахстан «о рекламе». Доступно на сайте: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z030000508. Дата обращения 05.11.2017.
7. Закон Киргизской Республики «о рекламе» от 6 февраля 2006. Доступно на сайте: http://www.advertology.ru/index.php?name=Subjects&pageid=303. Дата обращения 05.11.2017.
8. Закон республики Узбекистан «о рекламе» от 25 декабря 1998. Доступно на сайте: http://www.mmf.uz/normative/42. Дата обращения 05.11.2017.
9. Закон Украины «о рекламе» от 03 июля 1996. Доступно на сайте:http://kodeksy.com.ua/ka/o_reklame/statja-12.htm. Дата обращения 05.11.2017.
10. Закон Азербайджанской Республики «о рекламе» от 15 мая 2015. Доступно на сайте: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=83040. Дата обращения 05.11.2017.
11. Закон Республики Таджикистан «о рекламе». Доступно на сайте: http://medialaw.asia/node/128. Дата обращения 05.11.2017.
12. Закон Латвии «о рекламе». Доступно на сайте: http://www.advertology.ru/index.php?name=Subjects&pageid=117. Дата обращения 05.11.2017.
13. Закон Литвы «о рекламе». Доступно на сайте: http://www.socreklama.ru/analytics/legislation/list.php?ELEMENT_ID=5027&SECTION_ID=118. Дата обращения 05.11.2017.
14. Закон Туркменистана «о рекламе». Доступно на сайте: http://parahat.info/law/2016-04-04-zakon- turkmenistana-o-reklame. Дата обращения 05.11.2017.
15. Закон Эстонской Республики «о рекламе» от 1 июня 1997. Доступно на сайте: http://www.advertology.ru/index.php?name=Subjects&pageid=202. Дата обращения05.11.2017.
16. Закон Республики Молдова «о рекламе» от 27 июня 1997. Доступно на сайте: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=3336. Дата обращения 05.11.2017.
17. Фестиваль MIC. Доступно на сайте: http://socreklama.kz/konkurs/. Дата обращения 05.11.2017. 18. Социальная реклама в Молдове. Доступно на сайте: http://www.businessclass.md/%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BB%D0%B0%D0%BC%D1%8B/Sotialinaea_reklama_v_Moldove_v_ojidanii_izmenenii. Дата обращения 25.11.2017.
19. Статья Социальная реклама как основа развития современной общественной жизни. Авторы: Евсина Наталья, Нефедова Алина, Панова Елизавета, Яблочкина Софья. Доступно на сайте: http://www.socreklama.ru/analytics/list.php?ELEMENT_ID=5032&vote=Y. Дата обращения 05.11.2017.
20. Виды социальной рекламы. Доступно на сайте: http://www.sociama.ru/stati/vidy-sotsialnoj-reklamy/. Дата обращения 05.11.2017.
21. Ергунова О. Т. Оценка роли социального маркетинга в обеспечении конкурентоспособности региона//Журнал - Вестник Волжского университета им. В. Н. Татищева № 16. – 2010. – С. 116-118.
22. Басов Н. Ф., Басова В. М., Бойцова С. В., Веричева О. Н., Карпова Е. М. Социальная работа с молодежью. – Москва, 2013. – 327 с.