Новости
13.03.2020
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Екатеринбург.
12.03.2020
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Екатеринбург.
12.03.2020
Подготовлен к печати сборник по итогам международной научно-практической конференции г. Екатеринбург.
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НОВЫХ ЦЕННОСТЕЙ

Авторы:
Город:
Волгодонск
ВУЗ:
Дата:
14 января 2015г.

Характер современного политического участия молодежи обусловлен многими факторами, где особую роль играет политическая культура молодежи и общества в целом.

Молодые люди социально не однородны. Это учащиеся и работающие, городские и сельские жители, живущие в различных социальных слоях. Различные категории молодежи коренным образом отличаются друг от друга по интересам и потребностям, уровню интеллекта и образования, материальному положению, стилю и образу жизни.

Молодежь, в основном, обнаруживает большие способности к творчеству, является носителем огромного интеллектуального потенциала. Именно молодежь, высокий уровень ее профессиональных навыков и знаний, ее духовно-нравственные качества, в том числе, уровень ее политической культуры во многом определяют перспективы развития российского общества. [1]

Изучение проблем формирования современной политической культуры молодѐжи является чрезвычайно актуальной темой, так как именно эта категория - «молодежь» служит в качестве опорной силы поступательного развития общества и государства в целом. Низкий уровень принятия молодыми гражданами демократической политической культуры - это одна из причин самоустранения молодежи от общественно-политических процессов в любом государстве. Общество не сможет быть гражданским, а государство – социальным и правовым, если одна из самых перспективных социальных групп государства не включена в систему  властно-политических отношений.

В конце 50-х начале 60-х гг. XX века в западной политологической традиции оформилось такое общественное явление, которое принадлежало одновременно к области политики и культуры- политическая культура. Американский теоретик Г. Алмонд, когда исследовал политическую систему, выделил два уровня анализа: институциональный, который давал характеристику институтам и их функциям, нормам и механизмам формирования государственной политики, и ориентационный, который выражал особые формы ориентации населения на политические объекты. Ориентации раскрыли познавательные (выступая как набор знаний об анатомии политической системы, ее главных институтах, механизмах организации власти), эмоциональные (которые выражали чувства людей к тем, кто обеспечивал функционирование институтов власти и представлял власть в глазах населения), и оценочные (которые выступали как набор суждений, опирающихся на ценностные критерии и стандарты оценки политических явлений) аспекты. Вместе эти ориентации и составляют, по мнению Алмонда, такое специфическое явление, как политическая культура.

Анализ вышеуказанных сторон отношения человека к политической системе, в аспекте разделяемых людьми ценностях, символах, локальных мифологиях, ментальных стереотипах и иных подобных явлениях, позволял объяснить, почему, например, казалось бы, одинаковые по форме институты государственной власти действуют порой совершенно по-разному в разных странах. Таким образом, идея политической культуры позволяет более глубоко исследовать мотивы политического поведения  граждан и институтов, обнаружить причины большого количества конфликтов, которые не представлялось возможным объяснить, исходя из традиционных для политики причин: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д. и т.п.

В дальнейшем американцы С. Верба, Л. Пай, В. Розенбаум, англичане Р. Роуз и Д. Каванах, немецкий теоретик К. фон Бойме, французы М. Дюверже и Р.Ж. Шварценберг, голландец И. Инглхарт и ряд других ученых существенно развили и дополнили представление о политической культуре.

Несмотря на то, что политическая культура связывалась с наличием ценностной мотивации, верованиями, присущими национальному характеру идеалов и убеждений, что вовлекают граждан в политическую жизнь, для большого числа учѐных данное понятие стало символом обобщенной характеристики всего субъективного контекста политики. Как, в частности, писал С. Верба, политическая культура - это то, что задает форму проявления связи между событиями в политике и поведением индивидов как реакции на эти события; дело в том, что, хотя политическое поведение индивидуумов и групп является ответом на действия официальных лиц из правительства, войны, избирательные кампании и тому подобное, оно еще в большей степени определяется тем (символическим) значением, которое придается каждому из этих событий людьми, их наблюдающими. Понятиео политической культуре постепенно заняло свое место в науке, все больше и больше проявляя свой специфический характер в отражении политических явлений.

В настоящее время в политологии сложились три основных подхода при толковании политической культуры. Одна группа ученых соотносит ее со всем субъективным содержанием политики, имея в виду всю совокупность духовных явлений (Г. Алмонд, С. Верба, Д. Дивайн, Ю. Краснов и др.). Другая группа ученых видит в политической культуре проявление нормативных требований (С. Байт) либо совокупность типовых моделей поведения человека в политике (Дж. Плейно). При этом она предстает как некая матрица поведения человека (М. Даглас), ориентирующая его на более распространенные в обществе нормы и правила игры и, таким образом, как бы управляющая его действиями в соответствии со сложившимися стандартами и формами взаимодействия с властью.

Третья группа ученых понимает политическую культуру как способ, стиль политической деятельности человека, предполагающий воплощение его ценностных ориентации в практическом поведении (И. Шапиро, П. Шаран, В. Розенбаум). Такое понимание позволяет раскрыть практические формы взаимодействия человека и государства, как выражение им своих наиболее глубинных представлений о власти, политических  целях и приоритетах, предпочтительных и индивидуально освоенных норм и правил практической деятельности.

Давая характеристику неразрывной связи практических действий человека в сфере власти с определением своих политических идеалов и ценностей, политическая культура интерпретируется как постоянно воспроизводимая на практике духовная программа, модель поведения людей, отражающая самые устойчивые индивидуальные черты поведения и мышления, не подвергающиеся мгновенным корректировкам под воздействием внешней конъюнктуры или эмоциональных переживаний. Кроме того, стиль политической деятельности человека раскрывает политическую культуру как некую совокупность устойчивых форм, духовных кодов его политического поведения, которые указывают на степень свободного усвоения им общепризнанных норм и традиций государственной жизни, творческих и стандартных для конкретного общества приемов реализации своих прав и свобод и т.д. В этом смысле политическая культура предстаѐт как форма освоенного человеком опыта прошлого, того позитивного наследия, которое ему было оставлено предыдущими поколениями. И поскольку в мышлении и поведении человека всегда сохраняется некоторый разрыв между освоенными и неосвоенными им нормами и традициями политической игры, сложившимися в обществе традициями и обычаями проявления гражданской активности, то у него сохраняется также мощный источник переоценки и уточнения своих ориентиров и принципов, следовательно, развития своей политической культуры.

В настоящее время понятие политической культуры все больше насыщается смыслами, производными от культуры как особого явления, противопоставляемого природе и выражающего целостность жизненных проявлений общества. В силу этого политическая культура также все больше и больше рассматривается как политическое измерение культурной среды в конкретно взятом обществе, как характеристика поведения конкретного народа, особенностей его цивилизационного развития. В этом смысле политическая культура выражает динамику присущих народу традиций в сфере государственной власти, их воплощение и развитие в современном контексте, влияние на условия формирования политики будущего.

Радикальные политические и социальные изменения, структурная перестройка экономики страны сопровождаются процессом формирования современного гражданина. Беря во внимание возраст, физические потенции и кондиции, духовные силы, нереализованные возможности и т.д., можно отметить, что молодежь является наиболее перспективной частью общества. Вхождение в жизнь современной молодежи не только сопровождается динамичными и неординарными процессами смены не только политической системы или экономических механизмов хозяйствования, удивляет смена системы духовных и моральных ценностей, идеалов и ориентиров, которые выступают в качестве основных для политической культуры молодого человека. Политическая культура молодежи – это особая разновидность культуры молодежи, способ духовно-практической деятельности и отношений, которые отображают, закрепляют и реализуют главные национальные ценности и интересы молодежи, формируют политические взгляды и ценности, знания и навыки участия молодежи в общественно-политической жизни общества.

Политическая культура молодежи охватывает следующие аспекты:

-   знание политики, заинтересованность фактами и явлениями, умение оценивать политические феномены и анализировать политику власти;

-   эмоциональный компонент политических убеждений (в частности любовь к Родине, чувство патриотизма);

-   признание образцов политического поведения, которые нормируют жизнь в конкретном обществе.

О более активном вовлечении в процесс модернизации современной России молодых людей, имеющий для этого серьезный потенциал, государство создает конкретные механизмы для реализации своих возможностей. Это и президентские гранты, «президентская тысяча» как инструмент кадрового резерва, возможность участия в международных, всероссийских и других конференций, и многое другое. Конечно, можно говорить о еще более качественно новых инициативах, направленных на повышение политической культуры. Но мы видим корень проблемы в другом – в этих мероприятиях участвуют молодые люди с высоким уровнем политической культуры. А как обстоят дела с молодым поколением, кто совсем не интересуется политикой, или с той, молодежью, политическое участие которой отличается радикализмом, нетерпением, неустойчивостью, противоречивостью? При этом отсутствие у молодежи реальных каналов воздействия является базой радикализма, а поэтому нуждается в корректировке со стороны государства, партий, общества.

Как разрешить многовековой вопрос, оставленный в России еще писателями – классиками Гоголем, Буниным, Чеховым, Гончаровым, Достоевским: что предложить молодым людям от обломовщины и желания «плыть по течению» или становится радикальными? [4]

Таким образом, политическая культура современной молодежи пребывает еще в состоянии модернизации и развития, чувствуя влияние социально-экономических, национальных условий и состояния общей культуры общества, которое отражается на уровне политических знаний, динамики, активности общества и политического поведения молодежи в стране.

Для формирования политической культуры молодежи и ее привлечения к политическим процессам необходимо совершенствовать систему государственной молодежной политики. Кроме того, необходимо разработать систему мероприятий образовательно-воспитательного и просветительского характера, следствием которых станет новый механизм мотивационных установок, которые стимулируют включение молодежи в политическую деятельность.

Таким образом, молодежная политика того или иного государства должна быть составной частью общей целостной концепции его развития, нашла свое место в системе ценностей современного молодого поколения.

От характера ценностей и уровня развития политической культуры, во многом зависят темпы и характер политических преобразований, особенности политического процесса, развитие других сфер общественно [3].

Упрочнение позиции публичной политики в современной России, конечно, сопряжено с множеством трудностей, часть из которых врядли устранима в ближайшей перспективе, поскольку выстроена на сформировавшемся исторически стереотипе заниженной роли личности в социально обусловленности явлений. Позиция о том, что «лично от меня не зависит», порождает в массах устойчивую позицию пассивного участия не только в социальных преобразованиях, но и в демографическом голосовании [2].

 

Список литературы

1.     Алешина Е.А. Политическая культура студенческой молодежи современного российского общества: состояние, тенденции, пути формирования// автореферат диссертации //Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/politicheskaya-kultura-studencheskoi-molodezhi- sovremennogo-rossiiskogo-obshchestva-sostoyan#ixzz3Mhrm2vWd

2.     Ивченко Е.В. Культура политического поведения граждан в условиях публичности власти // Философия права. № 6 - Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. юрид. ин-та МВД России, 2012. - 129 c.

3.     Чекмарев Эдуард Особенности политической культуры молодежи и факторы проявления радиклизма// Власть 2012, 3.

4.     Широбоков С.А. Особенности современной политической и электоральной культуры России // автореферат диссертации //Научная библиотека  диссертаций и авторефератов //http://www.dissercat.com/content/osobennosti-sovremennoi-politicheskoi-i-elektoralnoi-kultury- rossii#ixzz3MeaHbkgA.