Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ УРАЛЬСКИХ УЧИТЕЛЕЙ В ГОДЫ ПЕРВОЙ РОССИЙСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Авторы:
Город:
Уфа
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Для более глубокого выявления особенностей духовно-нравственного облика российского учительства начала ХХ века чрезвычайно важно рассмотреть деятельность многочисленных профессиональных организаций педагогов. Следует сказать, что период начала ХХ века был необыкновенно насыщен появлением разнообразных консолидированных сообществ по профессиональным,  социальным,  политическим,  национальным и другим признакам. Самоорганизация общества стала даже своеобразным вызовом правительственным органам. Особенно много организаций возникло в период Первой российской революции. Большинство из них носило профессионально-политический характер и часто находилось в оппозиции правительственному курсу.

Одной из таких наиболее влиятельных организаций среди либеральной учительской интеллигенции в масштабе страны стал Всероссийский союз учителей и деятелей по народному образованию (ВУС). В литературе принято считать, что он образовался в апреле 1905 г. Однако фактически ВУС был учреждѐн в ходе работы Петербургского делегатского съезда учителей 7 – 10 июня 1905 г.[3]. Устав союза включал в себя следующие политические задачи: «борьбу за политическую свободу России и за передачу власти в руки народа». Конкретное содержание этого требования включало в себя: «а)созыв учредительного собрания на основе всеобщего и равного избирательного права с прямой и тайной подачей голосов, без различия пола и национальности, б)предварительное проведение и осуществление в жизни для всего населения неприкосновенности личности и жилища, свободы совести, слова, печати, организаций, собраний и стачек, а также отмены решений и преследований – судебных и административных – по делам политическим и религиозным» [2].

Весьма радикальные требования Всероссийский союз учителей выдвигал и по вопросам реформирования народного образования «на началах свободы, демократизации и децентрализации его». Речь шла о согласовании всех типов школ так, чтобы общеобразовательная школа высшего типа составляла непосредственное продолжение школ низшего типа, а также о введении  всеобщего, бесплатного и обязательного начального обучения и бесплатного среднего и высшего образования, исключения Закона Божия как обязательного предмета преподавания, установления общеобразовательного характера школы со свободным преподаванием, свободы преподавания на родном языке населения во всех типах школ, предоставления заведывания делом народного образования органам местного самоуправления, образованным на началах всеобщего, без различия пола и национальности, равного, прямого и тайного голосования и общественным организациям национального характера [2].

Вскоре местные организации Всероссийского учительского союза охватили почти все губернии России. Членами союза могли стать как работающие, так и бывшие учителя начальных и средних учебных заведений и другие деятели народного образования, принимавшие устав организации. В последнем, в частности, подчѐркивалось: «Крайне желательно, чтобы союз возможно скорее охватил все прогрессивное учительство, для которого дорого освобождение родины и скорое торжество начал свободной школы» [3].

Центральными органами управления союза являлись съезд делегатов от уездных и городских отделений и от отделов союза, а также избираемое этим съездом центральное Бюро союза. С самого начала руководство организации стремилось достичь корпоративной солидарности учителей и старалось по возможности оказывать поддержку политически активным педагогам. В случае увольнения членов союза «за политическую деятельность или за участие в союзе», Бюро обращалось к местным группам с просьбой приложить все старания и трудоустроить уволенных.

Руководство ВУС живо реагировало на важнейшие политические события в стране и мире, позволяло себе порой весьма смелые высказывания и заявления. В резолюциях Первого съезда учительского союза одним из важнейших был пункт «по вопросу о проекте Булыгина», в котором, в частности, указывалось: «…введение народного представительства по способу, проектированному комиссией Булыгина не может принести мир и успокоение стране; единственно возможный мирный исход из настоящего критического положения есть тот, на который давно постоянно и настойчиво указывало общественное мнение: немедленный созыв народных представителей, свободно выбранных на основании всеобщего равного, без различия пола и национальности, избирательного права, при тайной и прямой подаче голосов» [1]. Весьма эмоционально и взволнованно руководство ВУС отреагировало на неудачи российского флота в русско-японской войне: «вся ответственность за Цусимское поражение, страшное по числу жертв, по материальным потерям и по политическим последствиям, ложится на русское самодержавие. Для всех было ясно, что наш флот посылался на верную гибель, но царское правительство не остановилось; оно поставило на карту жизнь русских людей, и плоды народного труда. За это на него и исключительно на него падает ответственность перед народом, который вправе требовать его к суду…» [1]. Таким образом, Всероссийский учительский союз отражал настроения радикального крыла либеральной интеллигенции.

Местные организации ВУС появились и на территории уральских губерний и уездов. Активную переписку центральное Бюро ВУС вело, в частности, с Кунгурским отделением своей организации[4].Общественно- политической активностью и зрелостью отличалось Вятское отделение Всероссийского учительского союза. С 6 по 9 августа 1905 г. состоялся съезд учителей Вятской губернии. В Постановлении съезда отразились политические настроения передовой части уральского учительства. Делегаты съезда выступили за активную пропаганду платформы ВУС среди населения через сельские сходы, сельскохозяйственные общества, путѐм организации народных чтений. К организации коллективных протестов съезд призвал отнестись осторожно, «сообразуясь как с количеством членов, могущих примкнуть к этому протесту, так и с тем, какое протест встретит сочувствие общества и учителей, не примкнувших к союзу» [5].

Для содействия в удовлетворении духовных потребностей учителей съезд постановил образовать районные и кружковые библиотеки, а также учредить особые библиотечные комиссии для земских библиотек. Много внимания Вятский учительский съезд уделил вопросам защиты учителей и учащихся от произвола администрации, а также материальной поддержки лиц, пострадавших за оппозиционную общественно- политическую деятельность. Съезд постановил войти в земские собрания с ходатайством от союза о необходимости выступить в защиту пострадавших учителей, отказывать увольнять неугодных администрации педагогов, отказывать в случае такого рода увольнений выдавать жалованье вновь назначенным [6].

В марте 1905 г. пермские учителя Л.В. Барбатенко, А.М. Свердлов, А.С. Обтемперанский и др., побывав на съезде Всероссийского учительского союза в Петербурге и получив устав организации, решили создать отделение ВУСа в Перми. Однако местная полиция, узнав о готовящемся заседании Союза, не допустила этого. Организаторы были освобождены от занимаемых должностей. Только в ноябре 1905 г. состоялось учредительное собрание Пермского отделения ВУСа, объединившего в своих рядах, главным образом, учителей земских школ. На собрании говорилось о необходимости коренной реорганизации школы и немедленном проведении в жизнь принципов, предложенных Всероссийским учительским союзом[8].

Многие учительские организации, однако, не ставили перед собой задач политического масштаба, консолидируясь исключительно в целях повышения уровня профессионального мастерства. Часто объединялись между собой учителя одной специальности, либо родственных дисциплин. Одной из таких заметных организаций уральских учителей был Пермский кружок преподавателей математики, физики и естественных наук. Он был образован в июле 1904 г., имел свой устав. Основными целями Пермского кружка были «Споспешествовать преподаванию математики, физики и естественных наук в средних и низших учебных заведениях и следить за успехами этих наук». Средствами для достижения этой цели служили собрания членов кружка, на которых, в свою очередь, обсуждались «способы изложения как частностей, так и целых отделов» математики и естественнонаучных дисциплин в средних и низших учебных заведениях, демонстрировались опыты, рассматривался широкий спектр научных и педагогических вопросов, говорилось об устройстве библиотек, пополнении коллекций учебных приборов и пособий. Члены кружка могли издавать печатные произведения в рамках своих профессиональных и научных интересов [10].

В начале ХХ века на территории уральского региона возникло множество мусульманских просветительских организаций, выступавших с идеями реформирования народного образования для детей нерусских народов. Активное участие в таких организациях принимали учителя. Мусульманское общество в г. Оренбурге, зарегистрированное в июне 1906 г., согласно уставу, ставило перед собой следующие главные задачи:

«…открывать религиозные и другие школы, содержать стипендиатов в высших и специальных учебных заведениях, устраивать санатории для бедных учащихся, нуждающихся в чистом воздухе и хорошем питании, оказывать помощь во всех видах бедным, устраивать различные лекции, беседы, литературные вечера, курсы прикладных знаний, народные митинги и т.п., подчиняясь в этом отношении общим законам и распоряжениям правительства» [12].

Весьма активное и деятельное участие учителя принимали в многочисленных организациях благотворительного характера. В Пермской губернии, в частности, значительная часть учительства была объединена в Общество вспомоществования недостаточным ученикам Екатеринбургского Алексеевского реального училища, Екатеринбургского общества попечения о начальном образовании, Пермского общества взаимопомощи учащих и учивших, Общества вспомоществования бедным учащимся города Чердыни и его уезда и многие другие подобные организации. Деятельность некоторых из них, в частности, Общества учащих Верхотурского уезда Пермской губернии, выходила далеко за рамки благотворительности, и, по мнению ряда исследователей, в значительной степени, была прообразом профсоюзной организации учителей.

В 1905 г. возник Екатеринбургский семейно-педагогический кружок, его актив составили, главным образом, учителя городских начальных училищ. Кружок занимался организацией учебных занятий и игр для детей, лекций для взрослых и, судя по косвенным данным, был связан с кадетской партией. Однако в Перми в 1902 г. власти отказали дать согласие на открытие аналогичного кружка в связи с политической неблагонадѐжностью ряда его учредителей [11].

Ярко выраженный просветительский характер носили учительские организации, открывавшиеся при крупных общеобразовательных учебных заведениях. При Екатеринбургском Первом Городском училище учителя объединились в так называемый «Уральский майский союз», основная цель которого заключалась «в развитии в подрастающем поколении гуманного чувства ко всем живым существам, любви к природе и разумного отношения ко всем ея дарам».[8]. Члены общества, педагоги-энтузиасты устраивали для учащихся школьные и внешкольные беседы, чтения, лекции, организовывали познавательные экскурсии, прогулки, интеллектуальные игры.

Учительство в начале ХХ века принимало активное участие в работе не только педагогических и просветительских, но и политических организаций и союзов. События Первой Российской революции вызвали небывалый всплеск политической активности интеллигенции. При этом управленческие органы образования старались зорко следить за политическими настроениями учителей, не допускать среди них распространения массового оппозиционного движения. 20 января 1906 г. вышло распоряжение Министра народного просвещения «о воспрещении должностным лицам, как состоящим на государственной службе, так и вольнонаѐмным, всякого участия в политических партиях и союзах, не только явно революционных, но и в таких, которые в своих программах и воззваниях своих вожаков (например, Выборгское воззвание) обнаруживают стремление к борьбе с правительством или призывают к такой борьбе население» [11]. Учителя и другие работники образования, принимавшие участие в «подобных враждебных правительству организациях», подлежали немедленному увольнению.

Таким образом, в годы Первой Российской революции наблюдалась активная общественно-политическая деятельность учительства. Многочисленные  профессиональные организации педагогов,  в том числе на территории уральского региона, поднимая наиболее актуальные вопросы развития школьной системы, и – шире, - демократизации политической сферы, внесли свою лепту не только в реформирование народного образования, но и в углубление гражданского самосознания общества.

 




 

   Список литературы

1. ГАРФ. Ф. 517. Оп. 1. Д. 5. Л. 1.

2. ГАРФ. Ф. 517. Оп. 1. Д. 19. Л. 1.

3. ГАРФ. Ф. 517. Оп. 1. Д. 19. Л. 2.

4. ГАРФ. Ф. 517. Оп. 1. Д. 56. Л. 2.

5. ГАРФ. Ф. 517. Оп. 1. Д. 103. Л. 6.

6. ГАРФ. Ф. 517. Оп. 1. Д. 103. ЛЛ. 8-9.

7. ГАСО. Ф. 2. Оп. 1. Д. 12. Л. 28.

8.     Кальсина А.А. Становление и развитие единой государственной школы на Среднем Урале (1917-1931 годы): монография. – Пермь, 2011. С. 70-71.

9.     Уколова О.С. Городское учительство Пермской губернии в условиях модернизации Уральского города на рубеже XIX – XX вв. // Реформы и реформаторы в истории России: к 150-летию великих реформ: Материалы XVI Всероссийской научно-теоретической конференции. М., РУДН. 17-18 мая 2012 г. – М., 2012. С. 599-600.

10. ЦИА РБ. Ф. И-109. Оп. 1. Д. 156. ЛЛ. 8-9.

11. ЦИА РБ. Ф. И-117. Оп.1. Д. 52. Л.67.

12. Ямаева Л.А. Мусульманский либерализм начала ХХ века как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). – Уфа, 2002. С. 200-201.