Новости
09.05.2023
с Днём Победы!
07.03.2023
Поздравляем с Международным женским днем!
23.02.2023
Поздравляем с Днем защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ В 90-Е ГГ. XX ВЕКА

Авторы:
Город:
Ставрополь
ВУЗ:
Дата:
20 марта 2016г.

Проблемы национальной политики и межнациональных отношений в Российской Федерации и во всем мире стали доминирующими в конце ХХ века. Серьезной угрозой стабильности современной  жизни стали конфликты и войны, в основе которых лежат нерешенные вопросы в сфере этнополитики и межконфессиональных отношений. Российская Федерация, Югославия, Азербайджан, Грузия, Турция, Ирак и многие другие многонациональные государства не смогли избежать межнациональных конфликтов и даже войн. Во многих государствах, в том числе и в Российской Федерации в последние годы большую популярность получили идеи сепаратизма, национализма и политического экстремизма. Вследствие распада СССР, Югославии и некоторых других многонациональных государств к уже имеющимся в мире конфликтным и взрывоопасным зонам (баскский в Испании, сикхский в Индии, курдский в Турции, Ираке и Иране, палестино-израильский и т.д.) добавились новые (Косово на территории бывшей Югославии, Южная Осетия и Абхазия на территории бывшей Грузинской ССР, Нагорный Карабах на территории бывшей Азербайджанской ССР, осетино-ингушский, Чечня на территории Российской Федерации и др.). На территории бывших Югославии и СССР, в «горячих точках» уже более десятка лет продолжаются вооруженные схватки противоборствующих сил, в результате которых убитые и пострадавшие исчисляются сотнями тысяч. С конца 80-х годов ХХ в. на территории бывшего СССР четко обозначились многие проблемы в сфере национальной политики и межнациональных отношений. Необходимо учитывать, что на этнополитиченские процессы в регионе оказывают сильнейшее влияние такие факторы, как многонациональность и многоконфессиональность (здесь традиционно исповедуются три мировых религии: ислам, христианство и иудаизм), огромные потоки миграции, разделенность осетин, лезгин, ногайцев и других народов,  тяжелое наследие депортации чеченцев, ингушей, балкарцев, карачаевцев  в  годы  Великой Отечественной войны, многочисленные и порой непродуманные территориально-административные переделы, территориальные претензии одних народов к другим и т.д.Сегодня и руководство Российской Федерации, и руководство республик Северного Кавказа прилагают огромные усилия для разрешения проблем в сфере национальной политики и межнациональных отношений, преодоления кризиса в этой сфере. Без преувеличения можно утверждать о том, что судьба Российской Федерации, ее будущее решается сегодня, но срок для этого решения отведен крайне незначительный – ближайшие годы. Необходимо помнить и о том, что в мире имеется немало влиятельных  сил, добивающихся по примеру бывшего СССР распада Российской Федерации. Путь поисков методов и средств укрепления российской государственности, благосостояния народов Российской Федерации представляется необходимым и беспредельно трудным. Ни теория национально-государственного строительства, ни богатейшая практика не дают готовых на все времена и универсальных рецептов проживания более 200 различных народов в составе Российской Федерации. Политикам, государственным деятелям, ученым и всем, кто заинтересован в единстве Российской Федерации, ее мощи и процветании необходимо, искать универсальные рецепты совершенствования национальной политики и межнациональных отношений, укрепления российского федерализма, которые в конечном итоге должны стать противоядием на пути национализма, экстремизма, сепаратизма, терроризма и других опасных явлений нашей действительности. Прав профессор Р.Г. Абдулатипов, который по этому поводу пишет: «Универсальных рецептов нет, максимально учитывать уроки отечественной истории, опыт человечества просто необходимо. При этом необходимо помнить: очень важно быть собою, но любая особость обязана не забывать о тех, кто рядом, о тех, кто тоже вправе оставаться собой, сохранять свою самобытность – в культуре, традициях, формах жизни, государственности, общности» [1].Сказанное известным политиком, государственным деятелем и ученым касается всех, но особенно народов Северного Кавказа, которые веками проживают на относительно небольшой территории, где порой трудно провести между ними четкие границы. Народы Северного Кавказа настолько близки друг другу по многим показателям (по культуре, традициям, религии, менталитету, родственным и куначеским связям и т.д.), что трудно даже представить себе «независимое» развитие одного из них без учета интересов других, с которыми совместными усилиями на протяжении веков создавались общенациональные ценности в экономике, политике, духовной сфере и т.д. В то же время ясно, что ни один вопрос развития Российской Федерации нельзя решить без строгого учета ее этнического состава, самобытных интересов и потребностей всех народов, республик, регионов страны. Нынешняя Российская Федерация – это собранное веками многонациональное государство. Нерусские народы Российской Федерации, в том числе и Северного Кавказа имеют интересную общую историю, близкие духовно-нравственные признаки. Национальный вопрос органически вмонтирован в России в проблему государственного устройства. Создание необходимых условий для нормального проживания десятков различных народов в одном государстве, построение прочного фундамента для межнационального и межконфессионального согласия невозможно без научно обоснованной, дальновидной и мудрой национальной политики. Федеральный центр должен четко осознавать, что укрепление российской государственности на Северном Кавказе требует не только присутствия здесь военной мощи Российской Федерации, но и продуманной до мелочей, качественно новой национальной и федеративной политики и, как ее результат, полное урегулирование взаимоотношений Грозного и Москвы. Выход из затянувшегося общественно-политического кризиса, на первый взгляд, невозможен без объективного, глубокого и всестороннего анализа его причин, сущности, специфики, динамики и последствий. Отсутствие объективных знаний о чеченском кризисе (и не только чеченском), теоретическая неразработанность проблемы, поверхностные рассуждения отдельных политиков и государственных деятелей по этому вопросу являются одной из главных причин, безуспешности попыток федерального центра по окончательному урегулированию взаимоотношений с Чеченской Республикой. Добавим к этому, что отсутствие объективных, достоверных знаний о причинах и сущности других конфликтов на Северном Кавказе (например, осетино-ингушском в 1992 г.) также становились причиной ошибочных решений руководства Российской Федерации, перехода конфликтов в латентное (лат.Latent – скрытый, невидимый) состояние.

Общественно-политическое противостояние федерального центра и Чеченской Республики с начала 90-х годов имело и объективные, и субъективные причины. К объективным причинам следует отнести распад СССР и кризис российской государственности в начале 90-х годов. К субъективным причинам необходимо, отнести бурный рост чеченского национализма, сепаратизма и религиозного экстремизма, которые подпитывались различными международными организациями [3]. Противостояние федерального центра и Чеченской Республики имело характер антогонизма, т.е. противостоящие стороны с самого начала при определенных разумных подходах, эффективной национальной политики способны были достичь компромисса интересов и разрешить само противоречие. Однако федеральный центр и руководство Чеченской Республики допустили ряд грубейших ошибок (провозглашение «независимости» Чечни, ущербная национальная политика Российской Федерации, постоянные демонстративные угрозы в адрес друг друга, нежелание Б. Н. Ельцина садиться за стол переговоров с Дж. М. Дудаевым и т.д.), которые активно способствовали перерастанию антагонистических противоречий в стадию антагонизма. Другими словами противоречия Москвы и Грозного после начала военных действий в 1994 г. стали отличаться непримиримостью противоположных интересов, участвовавших в общественно- политическом противостоянии, а затем и в войне.

Таким образом, пока существует почва для непомерных национальных амбиций, сепаратизма, экстремизма и терроризма, до тех пор будет существовать угроза безопасности российской государственности, будут иметь место межнациональные  конфликты, общественно-политическая напряженность.  В свете этой неизбежности главной задачей руководителей республик Северного Кавказа, в целом  Российской Федерации становится их продуманная до мелочей профилактика, выработка превентивных мер, недопущение перерастания возможных конфликтных ситуаций в военное противостояние.

 

Список литературы

1.      Кравченко И.Н., Гузынин Н.Г. О роли концепции государственной национальной политики в России // НаукаПарк. 2014. № 5 (25). С. 16-19.

2.      Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Актуальные проблемы преподавания гуманитарных дисциплин в аграрных вузах // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 2 (14). С. 248-251.

3.      Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Применение инновационных технологий в преподавании социально- гуманитарных дисциплин // Вестник АПК Ставрополья. 2014. № 3 (15). С. 327-331.

4.      Кравченко И.Н. Исторический опыт Федеративной политики советского государства. // Основные проблемы общественных наук: сб. науч. тр. меж. научн. конф. Волгоград. 2014. С. 6-9.

5.       Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Национальная стратегия России: северокавказский срез // НаукаПарк. 2014. № 8 (28). С. 2-9.

6.      Кравченко И.Н., Туфанов Е.В. Социально-экономический кризис в начале 1920-х гг. Переход от военного коммунизма к новой экономической политике // НаукаПарк. 2014. № 8 (28). С. 9-12