Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

С.Г. КЛЯШТОРНЫЙ О ПАМЯТНИКАХ АРДВИСУРЫ НА ТЕРРИТОРИИ ТУРКЕСТАНА. ИХ АНАЛОГИ В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Авторы:
Город:
Баку
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2019г.
Аннотация

Каждая башня передает информацию о том периоде времени, когда она была сооружена и в течение которого просуществовала. В ходе изучения этих памятников и анализа информации, которая была передана в материалах, приобретённых из письменных источников, была обнаружена схожесть между функциями этих исторических памятников, сооруженных в достаточно отдаленных временных промежутках. С этой точки зрения, изучение труда известного ученого С.Г. Кляшторного «Древнетюркские рунические памятники» имеет большое значение. В своем произведении он дал подробную информацию о письменных источниках, исторических памятниках и городах, связанных с разными тюркскими племенами, и опираясь на произведение Фирдоуси «Шахнаме», провел локализацию города Канг, столицы Турана, одноименной области и реки. Автор в данном произведении упомянул сооружение Сиявушем башни Канг-дез на востоке. Аль-Масуди и аш-Шахрастани в число храмов Огня также включили башню Канг-дез. Одновременно эта башня была рассмотрена в качестве памятника, сооруженного в честь богини Ардвисуры.

На территории Азербайджана также были сооружены башни в честь богини Ардвисуры. Среди этих башен особо выделяются Девичьи башни, которые считаются грандиозными постройками, сооруженными в разные исторические периоды для разных целей. Выявление несоответствий в ходе распространения Девичьих башен на территории страны и за ее пределами, исследования этих памятников на основе соответствующих идеологических взглядов каждого исторического периода связано с происхождением памятника.

Ключевые слова: С.Г. Кляшторный, памятники, Ардвисура, Канг-дез, Девичья башня

 

S.G.K                                          LYASHTORNY ABOUT THE MONUMENTALS OF ARDVISURA ON THE TERRITORY OF TURKISTAN. THEIR ANALOGIES IN AZERBAIJAN

 

Mehdiyeva A.A.

 

Ph.D.in History, Associate Professor

Azerbaijan State Pedagogical University, Baku, Azerbaijan Republic

 

 

Abstract

Each tower carries the information of the period when this one has been constructed and during which it existed. During the investigation of these monuments and the analysis of the information found in the materials acquired from the written sources it has come to light the analogy between the functions of these historical monuments, constructed in enough distant intervals of time. From this point of view, the investigation of work of well-known scientist S.G. Klyashtorny “The Ancient Turkish runic monuments” has the great significance. In his work he gave the detail information of the written sources, the historical monuments and cities, connected with different Turkish tribes and being based on the work of Ferdowsi “Shahnameh” he provided the localization of the city of Kang, the capital of Turan, the region of the same name and the river. The author mentioned in this work about the construction of tower of Kang-dez by Siyavash eastward. Al-Masudy and ash-Shahrastany also included the tower of Kang-dez in other temples of Fire. At the same time this Tower has been considered in the capacity of the monument constructed in honor of the goddess of Ardvisura.

On the territory of Azerbaijan the towers have been constructed in honor of the goddess of Ardvisura too. Among these towers the Maiden Towers differ, that have been considered as the grandiose buildings constructed in different historical periods for various targets. The bringing to light of not corresponding things during the spreading of Maiden Towers on the territory of country and abroad, the investigation of these monuments on the base of corresponding ideological views of each historical period is connected with the origin of the monument.

Keyword: S.G. Klyashtorny, monuments, Ardvisura, Kang-dez, Maiden Tower

Изучение исторического прошлого всегда вызывало большой интерес и опиралось на разные источники. Среди этих источников роль многочисленных памятников, сооружённых в античное время и средневековье, существенна. Эти памятники одновременно являясь наглядным примером и реальными сви- детелями времени, когда они были сооружены, передают подробную информацию о своем промежутке времени. В изучение памятников, которые неоднократно реставрировались и перестраивались, а также входит подробная информация о природно-географических условиях, культурном уровне времени, достижениях техники строительства, политических событиях, миграциях, формировании местных традиций строительства и периодах их развития, отражении политических и религиозных взглядов времени в идеологиях и т.д. С этой точки зрения, исторические памятники, которые отражают религиозные взгляды, занимающие ведущие позиции в течение различных исторических периодов или рассматриваются в связи с данными событиями, вызывают большой интерес.

Изучение древних культур показало, что значительное место практически у всех народов мира занимает культ Женской Богини или священному женскому началу. Культ Женской Богини считается древнейшим в истории мировых религий, его происхождение теряется в далекой древности и связано с историей возникновения человечества. Религиозные обряды храмов, посвященные Матери Богов, потрясали своей силой. Также возможно рассмотрение веры в Ардвисуру, в честь которой были сооружены разные памятники, именно в связи с такой религиозной системой.

АрдвиСура (Ардви-Cура) означает могучая, чистая и непорочная. Относительно происхождения культа выдвигаются несколько гипотез: 1.Представление восходит к индо-иранской эпохе, когда Ардвисура почиталась как водное божество, связанное с плодородием и олицетворяла мировые воды, ведийское соответствие – Сарасвати; 2. Иранское божество; 3. Представление возникло в результате проникновения в Иран через Лидию культа греческой богини вод и плодородия Анатис, отождествлявшейся в Лидии с Великой Матерью богов Кубабой или Кибелой [1, 420]. Великая Мать богов Кибела явление сложное, отразившее многовековое взаимодействие различных культурно-религиозных традиций, история которой охватывает огромный период времени. Своими истоками культ Кибелы восходит к неолитическим культурам древнейших обитателей Анатолии (датируемы VII-VI вв. до н.э.). Хурритско-лувийская богиня Кубаба (II тыс. до н.э.), почитавшаяся на обширных территориях от Центральной Малой Азии до Северной Сирии, включенная в пантеон хеттов, являлась более близкой по времени предшественницей Кибелы. В Риме Кибела обретает вторую родину [7, 62].

Заратуштрой Ардвисура, наряду с Митрой, Вэртрагной и другими старыми богами была отвергнута как дэвовское божество, но почитание всех этих богов очень быстро восстанавливается. В Мидии культ Ардвисуры зафиксирован уже при царе Фравартише (VII в. до н.э.). Попытка искоренить культы старых богов была предпринята Ксерксом в ходе его религиозной реформы. В ахеменидских надписях Ардвисура впервые упоминается при Артаксерксе II, ко времени правления которого относится расцвет культа этой богини при Ахеменидах. Во все эпохи Ардвисура единственное божество, которое описывается в человекоподобным облике [1, 420-427]. В III в. н.э. были созданы превратившиеся впоследствии в строгий канон «идеальные» образы основных богов династии сасанидов Ахурамазды, Митры и Ардвисуры, были выбраны из наследия древневосточного искусства образы различных зороастрийских божеств [6, 118].

Масштаб памятников, сооруженных в связи с религиозным верованием, распространенным в таком большом ареале, конечно, вызывает интерес. Среди указанных памятников встречаются также сооружения, которые были связаны с богинями, а затем девушками и женщинами или же построены в их честь, несомненно достойны особого внимания. Одними из таких памятников являются башни. Они характеризуются с тем, что носят различные функции. В ходе анализа информации, которая содержится в материалах, приобретенных в письменных источниках во время исследования башен, была выявлена схожесть между функциями этих исторических памятников, сооруженных в достаточно отдаленных промежутках времени. С этой точки зрения, изучение труда известного ученого С.Г.Кляшторного «Древнетюркские рунические памятники» имеет большое значение. Автор внес свой вклад в изучение исто- рических фактов пользуясь многочисленными историческими источниками.

Труд известного ученого С.Г. Кляшторного «Древнетюркские рунические памятники» является очень ценным историческим источником. В данном произведении нашли свое объективное объяснение разные вопросы, связанные с историей древних тюрков. С этой точки зрения, следует обратить внимание на информацию о кангарах. Известно, что Византийский император Константин Багрянородный из Македонской династии, прославился как историограф, нежели как правитель [8, 104]. Император в своем политическом трактате «Об управлении империей», который оставил своему сыну, собрал обобщенный материал о богатом опыте, приобретенном в области внешней политики и отношениях с соседними странами Византийской империи. В 53 главе данного трактата хотя и была дана информация о славянах, мадьярах, которых Константин называет тюрками, булгарах, каспиях, сербах и франках, печенеги, которые правили в Дешти-Кыпчаге в Х в. привлекли внимание императора. Блестящая историко-этнографическая характеристика печенегов, содержащаяся в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 37 и 38-й главах трактата, особенно в двух по- следних, осталась непревзойденной и послужила основой всех специальных исследований [5, 163]. Константин Багрянородный упоминает о древнем имени печенегов и называет их кангарами. С.Г. Кляшторный связывает этот этноним с топонимом «Канг» и размещает его с Средней Сыр-Дарье [5, 165]. Автор для подтверждения своей мысли ссылается на «Шахнаме» Фирдоуси, который является одним из важных произведений Средневековья. На общий фон полулегендарной эпопеи вековечной борьбы Ирана и Турана, Фирдоуси наложил свою географическую и этнографическую «систему координат». В ходе уточне- ния информации о территориях, где происходили описанные им события, он использовал произведения арабских и персидских историков и географов, которые относятся к периоду появления «Шахнаме». Автор пришел к такому выводу, что локализация Канга Фирдоуси и его источниками совпадает с локализацией Кангу Тарбана орхонскими памятниками – эта область Отрара. «Река Канг» у Фирдоуси – та же самая часть Сыр-Дарьи, которая у Ибн Хордадбеха носит название «реки кангар» и на берегах которой были расположены земли кенгересов рунических текстов [5, 167].

В «Шахнаме» имеется рассказ о возникновении Канга. Фирдоуси не пытается сопоставить Канг Афрасиаба, столицу Турана, вполне реальный для него город на северной границе Исфиджаба, и Канг Сиявуша, сказочный замок на горной круче в неведомой стране. Здесь сказывается двойственность – реаль- ная среднеазиатская раннесредневековая географическая традиция сталкивается с мифологической интерпретацией западноиранской вульгаты. Эта зороастрийская литература на среднеперсидском языке (VIII-XI вв.), но восходящая к текстам эпохи Сасанидов, оказала громадное влияние на мусульманскую историографию во всем, что относится к древней истории Ирана. В Бундахишне, Денкарде, Меноке Храд, Бахман Яште и Дадестане Деник неоднократно упоминается построенная Сиявушем (Сиавахшем) на отдаленном востоке крепость Канг-дез. Здесь, в Канг-дезе, за его семью стенами правит бессмертный Пишьотан, по другой версии Хваршедчихр (один из сыновей Заратуштры) [5, 167]. С.Г.Кляшторный, который изучил этот материал, отмечал, что некоторые его части непонятны и подверглись древне- пехлевийской переделке и миф о Канг-дез интерпретируется в разной форме в ряде средневековых арабских и персидских источниках. Ал-Масуди и аш-Шахрастани в перечнях «храмов огня» рассказывают о Канг- дазе, построенном Сиавахшем, сыном Кауса, как о месте, существующем и в их время (X-XII вв.). Ат- Табари и аль-Бируни отнесли сооружение башни к периоду легендарного Йима и Кейкавуса. Ас-Саалиби Хорасанский считает Канг-дез башней Афрасиаба [5, 168]. Одновременно С.Г.Кляшторный упоминая эти факты указал, что Авеста является самым достоверным и точным источником с точки зрения изучения данного периода и уточнения приобретенных фактов. Более ранней по истокам частью Авесты признаны Яшты, гимны, каждый из которых посвящен божествам древнеиранского пантеона. Именно Яшты сохранили древнейшие исторические легенды. Пятый яшт, посвященный Ардвисуре, содержит хроноло- гически первое и единственное в сохранившихся частях Авесты упоминание Канга. Здесь повествовалось об обращении богине Ардвисуре двух правителей, борющихся друг с другом. С одной стороны могучий воитель Туса, восседающий на крупе коня, с другой стороны сыновья Вайсака, прародителя Туранских героев, воинствующие стороны, которые обращаются святой и благодетельной Ардвисуре и «у врат Хшатросука, наивысших к Кангху, высокой и священной» просят содействия в победе. Текст яшта в честь Ардвисуры (XV, 53-55, 57-59) воспроизводит один из эпизодов межплеменных войн туров и иранцев, причем и те, и другие почитают одних богов.

Исследование известного ученого С.Г. Кляшторного и его достижения и по сей день сохраняет свою актуальность. Так как во многих территориях, где проживают тюркские народы, а также в Азербайджане можно быть свидетелем событий, которые составляют аналог указанному в таких широкомасштабных исследованиях, где упомянуто имя автора. Одно из таких событий связано с многочисленными памятниками, именуемыми Девичьими башнями на территории Азербайджана.

На территории Азербайджана также были сооружены башни в честь богини Ардвисуры. Среди этих башен выделяются Девичьи башни, сооруженные в разные исторические периоды в различных целях, считаются грандиозными памятниками. Существует также версия, связанная с сооружением первой Девичьей башни в честь богини Ардвисуры. В ходе распространения Девичьих башен на территории страны и за рубежом, рассмотрения и исследования этих памятников на основе идеологических взглядов каждого периода были выявлены некоторые несоответствующие моменты, что было связано с происхождением памятника. С этой точки зрения, изучение информации, связанной с Бакинской Девичьей башней, которая находится на Апшеронском полуострове, создает условия для выявления аналогичных событий. Географи- ческое положение полуострова, его изолированность, известная замкнутость, вызванная примыкающими большими безводными полупустынными пространствами, отсутствие строительного леса, изобилие высококачественного строительного и облицовочного камня, специфические историко-бытовые и соци- ально-экономические условия наложили отпечаток на архитектуру Апшерона [2, 47]. Во многих апшеронских поселениях горели вечные огни, которые отождествлялись с божеством. Крупное поселение, возникшее вокруг одной из групп естественных огней, постепенно перерастало в город Баку, огненную столицу священных огней [9, 150].

В бакинском башенном храме полностью отсутствуют фортификационные устройства: мерлоны, машикулы, бойницы и специальные сливные окна для горячей смеси. Созданный как культовое сооружение и никакого отношения не имеющий к оборонительным башням, Бакинская Девичья башня только после принятия исламской религии использовалась как наблюдательная башня, маяк, обсерватория и т.д. Поэтому она так отличается от средневековых оборонительных сооружений Азербайджана, являясь архаичным творением с иными канонами архитектуры и строительства. По всей вероятности, единственным сохранив- шимся типом каспио-мидийских башенных храмов является Бакинский Девичья башня [2, 92].

Девичья башня на территории города Баку состоит из восьмиэтажного храма соборного типа, предположительно датируемая VIII-VII вв. до н.э. С обнаружением алтаря выявлен весь культовый комплекс, который своим каноническим составом полностью опровергает утверждение о якобы оборони- тельном назначении древнего храма Девичьей башни (Гыз галасы). Этот памятник на протяжении своего трехтысячелетнего возраста бывал посвященным различным богам: Ахура Мазде, Митре, а в последствии богине Ардвисуре. Именно из этого возникла легенда о богине огня, рожденной в пламени алтаря храма и спасшей древний город от осаждающих его врагов, и благодаря легенде появилось название Храм Девы – Гыз галасы [2, 113].

Среди памятников с древней историей в Азербайджане особенно отличается Пери гала. Пери гала эта крепость, расположенная к северо-западу от села Юхары Чардахлар Закатальского района Азербайджана, которая является памятником архитектуры национального значения. Само название села Чардахлар связано с крепостью. Так, слово «Чартак» означает «храм огня на скале». Общая площадь крепости равна около 30 м2 [10]. Внутри крепости расположены три комнаты. Их прямоугольная фасадная поверхность была проведена полуокруглёнными арками. На левом углу большой арки находится пря- моугольное окно зала, который размещен в внутри скалы [11, 143]. Тропинка и ступеньки, проделенные наверху скалы, передя сквозь башню, сооруженную на верху, были проведены вплоть до входа у защитной стены Перы галы. Cтупеньки, которые существовали в самой крепости со временем разрушились. Остатки высеченной из скалы тропы, ширина которой достигала 1-1,5 м, сохранились и по сей день.

Несмотря на версию о том, что существует схожесть Перы галы с памятником Таги Бостан, наличие алтаря внутри стены позади большой арки в башне передает информацию о сооружении этого памятника в различных целях и его религиозном предназначении [4, 20]. Следует также отметить, что в северо-западной части Азербайджанской Республики существует еще несколько памятников, известных как Пери гала. До сих пор в народе сохранилась информация об этих башнях, похожая на легенды, существующие о Бакинской Девичьей башне. Принятие во внимания характерных особенностей строительства башни указывает на ее связь с древними религиозными верованиями.

Подобные памятники можно встретить также на территории современной Иранской Исламской Республика. С этой точки зрения, памятники – Башня 40 девушек, Девичья башня, храм Ардвисуры и др., сооруженные на территории Восточного Азербайджана, Хамадана, Керманшаха и др., вызывают большой интерес [3, 218, 236, 244].

Таким образом, каждый сооруженный исторический памятник также как и письменные источники отражают обширную и подробную информацию о политической ситуации своего времени и идеологических основах. Опираясь на эту мысль выдающийся ученый, человек глубоким мышлением, талантливый исследователь С.Г.Кляшторный пользуясь византийскими, арабскими и персидскими источниками, проследил ареал распространения топонима «Канг». Автор в первую очередь опираясь на такой достоверный источник как Авеста, упомянул событие, связанное с богиней Ардвисурой, дал описание Канг- деза, обращения Ардвисуре Туранских и Иранских героев, борющихся друг с другом и судьбу этого обращения. Также на территории Азербайджана, находящейся на расстоянии в 1000 км от места, где происходило это событие, поклонялись Ардвисуре, была сооружена величественная башня в честь этой богини. Этот памятник, известный как Бакинская Девичья башня, впоследствии сыграл основную роль для сооружения многочисленных Девичьих башен в Азербайджане. Несмотря на существование различных мнений о сооружении Девичьей башни, которая считается символом города Баку в наше время, ни одно из них не нашло до конца свое подтверждение. Выявление этой причины дало повод для распознания настоящей сущности многочисленных Девичьих башен на территории нашей Республики. С этой точки зрения, информация, которая содержится в указанном труде С.Г.Кляшторного для исследования истории сооружения Девичьих башен не только в Азербайджане, также в таком обширном ареале, особенно в регионах, где проживают тюркские народы, имеют большую ценность и их изучение сохранит свою акту- альность на протяжении долгих лет.

 

Список литературы

 

1.Авеста в русских переводах (1861-1996). СПб.: Журн. «Небо», Изд-во Торговый дом, 1998. – 477с.

2. Ахундов Д.А. Архитектура древнего и раннесредневекового Азербайджана. Баку, Азернешр,1986. – 311 с.

3.      Гуламхусейнзаде Г. Ирановедение. Туркменистан: Культурный центр Посольства ИРИ в Туркменистане, 2003. – 288 с.

4. Карахмедова А.А. Христианские памятники Кавказской Албании. Баку, Элм, 1986. – 27 с.

5.    Кляшторный С.Г. Древнетюркские рунические памятники как источник по истории Средней Азии. М.: Наука, 1964. – 214 с.

6.   Луконин В.Г. Искусство Древнего Ирана // История Иранского государства и культуры к 2500- летию Иранского государства. Москва, 1971, с.105-121.

7. Мовсумова Л. Дж. Женское начало в истории человечества. Б.: Элм, 2011. – 223 с.

8. Семенов В.Ф. История средних веков. М.: Просвещение, 1975. – 590 с.

9. Фитуни А.П. Легенда о Баку и Девичьей башне. Известия Азкомстарис. Баку, 1927.

10.     Abbasova Ş. Azərbaycanda qeyri-adi qala: kimsə onun içərisinə daxil ola bilmir [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sputnik.az/life /20161112/ 407674348/ zaqatala-peri-qalasi-sirr.html - (Дата обращения:28.05. 2018).

11.   Məmmədova G., Hacıyeva S. Qədim və erkən orta əsrlər dövründə Azərbaycan memarlığı. I c. B.: Şərq – Qərb, 2013. – 264 s.