Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
07 февраля 2019г.

Аннотация. Обосновывается необходимость кардинальных изменений системы взаимодействий органов власти и молодежи в условиях информатизации. Изменения в политической культуре молодежи интерпретируются, как связанные с повышением роли макросреды и снижением значения факторов микросреды. В качестве ключевой формы политического участия рассматривается прямой диалог молодого гражданина и органов власти через структуры электронного правительства.

Ключевые слова. Информационное общество, политическая культура молодежи, электронное правительство.

Кардинальная перестройка производственной сферы и системы социальных взаимодействий, на основе внедрения телекоммуникационных и компьютерных технологий, изменения структуры информационного пространства, имеет следствием не просто изменения условий доступа к данным, но фундаментальное преобразование процессов их поиска, обработки, использования. Новая информационная культура меняет производственные и управленческие технологии, механизмы принятия решений на всех уровнях, системы ценностей, паттерны, структуры повседневности. Кардинально преобразуются и процессы социализации. Меняется относительная роль ее агентов; значимость непосредственных связей в группах сверстников по месту жительства, а также школы, семьи, снижается, на фоне роста значения факторов, производимых макросредой.

Особо сложные изменения происходят в отношении механизмов политического участия. Происходит падение значимости традиционных форм политической активности, при этом расширяются потенциальные возможности участия юношей и девушек в политической жизни. Очевидной становится необходимость поиска новых форм организации такого участия, понимаемого, прежде всего, как взаимодействие с органами власти на различных уровнях. Информатизация предоставляет широкий спектр каналов такого взаимодействия, предполагает обогащение его содержания.

По мнению Г. Х Дамбаевой, «определяющим фактором социализации в информационном обществе является формирование и развитие информационной культуры личности», при этом «особое место в составе понятия «информационная культура личности» занимает достаточно новое понятие, сформулированное в современном обществе, - это «информационное мировоззрение». Информационное мировоззрение - это определенная система взглядов человека на мир существующей информации и место человека в мире этой существующей информации, включающая в себя ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности» [2, с.197].

Сам по себе вводимый ею термин представляется не совсем удачным, но явление, им обозначаемое, безусловно, существует. Люди не просто пользуются информационным пространством, они существуют в нем, изменяются под воздействием его структур. Логика этих структур меняет используемый людьми для описания различных ситуаций метаязык.

Как пишет Е. Погорский, «важно обратить внимание на одну ключевую характеристику... преобладание сетевых социальных взаимодействий над иерархическими структурами в информационном обществе..., «человеческий капитал» должен обладать такими качествами, как «самостоятельность в делах и независимость во взглядах, способность к рефлексии и рациональность, критичность и реалистичное восприятие действительности, неприятие патернализма, инициатива и ответственность, динамика и мобильность» [6, с.4].

Весьма интенсивно разрабатываются в современной российской науке различные аспекты формирования политической культуры молодежи. Материалы опросов, позволяющих судить о ее характеристиках, обобщает Балынин И.В. [1]. Механизмы становления политической культуры рассматривают Новиков А.В. [5]. Роль в ее развитии СМИ оценивает Соловьев В.А. [7]. В то же время, роль интернет-среды освещена в меньшей степени. Разумеется, в той или иной мере она затрагивается в ряде работ, но лишь в отдельных случаях выступает как самостоятельный объект исследования, как у Мазаева Ю.Н., Севастьяновой М.А. [4].

Обычно современное общество, как информационное, характеризуется следующим образом: увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего эффективное информационное взаимодействие людей; их доступ к мировым информационным ресурсам; удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах, а также развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей [3, с.67-68].

В действительности, существо проблемы в другом. Электронная демократия часто понимается предельно упрощенно, как технический инструментарий, всего лишь, делающий более удобными рутинные формы народного волеизъявления. Если ее действительно реализовать именно таким образом, последствия будут негативными. Рассматривать структуры электронного правительства как способ обеспечения народовластия есть путь к хаосу. Смысл в них совершенно иной: деэлитизация власти на основе ее десакрализации. Эти структуры способны обеспечить полную прозрачность управления, а значит, уничтожить потенциальные возможности коррупции, элитных сговоров за спиной народа. Развитие политической, управленческой компетентности населения — лишь один из аспектов этого процесса. В особенности это важно применительно к молодежи.

Для исследования проблем интеграции молодежи в структуры электронного правительства нами было проведено эмпирическое исследование, в программу которого вошли анкетирование и интервьюирование студенческой молодежи крупного города (при анкетировании 184 респондента, квотная выборка). Значительная часть респондентов на момент прохождения опроса совмещала учебу с работой (38%). Практически все респонденты пользуются Интернетом, 96% респондентов в повседневной жизни прибегают к помощи Интернет-ресурсов. Более половины респондентов (62%) пользуются Интернетом более трех часов в день. Значительная часть опрошенных использует сеть 1-2 часа в день. И лишь 2% респондентов используют Интернет раз в неделю.

Половина респондентов использует Интернет для общения в социальных сетях (52%). Значительная часть опрошенных прибегает к помощи Интернет-сети для поиска необходимой информации (20%). И лишь 5% респондентов использует Интернет для взаимодействия с органами власти. 63% респондентов никогда не прибегали к помощи Интернета для взаимодействия с органами власти, 30% опрошенных пытались решить свои вопросы с использованием сетевых ресурсов, только 7% не смогли найти подходящий сайт. Анализ показал, что основными причинами обращения к органам власти являются: подача жалобы; оформление документов (ИНН, загранпаспорт, водительское удостоверение); поиск информации или контактов.

При этом большая часть опрошенных (58,6%) сочли организацию Интернет-порталов достаточно удобной. в качестве основных порталов, которыми пользуются респонденты, можно выделить http://deti.gov.ru; https://www.gosuslugi.ru/. В процессе интервьюирования были также названы сайт госуслуг, сайт Министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, информационный портал «Четвертая власть», сайт Правительства Саратовской области, сайты администраций города Саратова.

Исследование показало, что многие порталы имеют недостатки в их функциональности. Не все работают на должном уровне, в силу чего они не востребованы. По мнению респондентов, данные порталы необходимо сделать удобными и понятными для всех слоев населения, прилагать подробные инструкции к действию, чтобы не было недопонимания в использовании.

Исследование показало, что молодежь потенциально готова взаимодействовать с властью при помощи Интернета. Но органы власти очень медленно развивают соответствующие инструменты взаимодействия. Из-за этого снижается общественное доверие к власти, тормозится развитие информационного общества. При этом, с другой стороны, деятельность органов власти по внедрению электронного правительства не получает необходимой поддержки от граждан. Устранить данные барьеры возможно при помощи следующего комплекса мер:

1. Формирование культуры транспарентности.

2. Вовлечение молодежи в функционирование структур электронного правительства.

3. Развитие официальных сайтов органов власти как площадок взаимодействия в информационном обществе.

4. Совместная разработка с населением управленческих решений.

5. Популяризация и продвижение электронных услуг органов власти.

В условиях информационной революции мир меняется неравномерно. Мы живем в обществе «разных скоростей», где у разных людей имеются разные ценности, стратегии поведения, способы установления и поддержания контактов. Поэтому затруднения во взаимодействии вполне могут возникать. Их профилактика требует, однако, не отказа от интернета, а помощи молодежи в формировании культуры общения. При этом речь идет не о навязывании молодому поколению поведенческих схем, а о взаимодействии.

Для социализации современной молодежи существенное значение имеет политическая стратификация, продуцирующая политическое неравенство, вытекающие из самого низкого положения молодежи в системе властных институтов; из явно недостаточных возможностей оказывать влияние на принятие политических решений. С этим можно согласиться, но исходить надо из существующего положения вещей. Молодежь не может и не хочет участвовать в политике через партийные объединения.

Следовательно, надо предоставить ей иные возможности. И эти возможности создают институты электронного правительства.

 

Список литературы

 

1.        Балынин И.В. Оценка политической культуры молодого поколения Российской Федерации (по результатам исследований за 2012-2015 годы) // Право и политика. 2016. № 4. С. 515-523.

2.        Дамбаева Г. Б. Некоторые особенности социализации личности в информационном обществе // Известия Томского политехнического университета. 2010. Выпуск № 6 / том 316 . с. 197, 198.

3.        Коротков А. В., Кристальный Б. В., Курносов И. Н. Государственная политика Российской Федерации в области развития информационного общества. // Под научн. ред. А. В. Короткова. — М.: ООО «Трейн», 2007

4.        Мазаев Ю.Н., Севастьянова М.А. Социальные сети как инструмент влияния на политическую активность молодежи // Будущие социологи об актуальных проблемах современного общества. Москва, 2015. С. 58-65.

5.        Новиков А.В. Механизм формирования политической активности молодежи // Уникальные исследования XXI века. 2015. № 8 (8). С. 134-139

6.        Погорский Э. К. Роль молодежи в формировании информационного общества // Знание. Понимание. Умение. 2012. № 2. С.4-12

7.        Соловьев В.А. Влияние СМИ на политическую активность российской молодежи // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Серия: Общественные науки. 2015. № 2 (713). С. 153-164.