21 апреля 2018г.
Современный водный, воздушный и наземный пассажирский транспорт осуществляют перевозку людей, их ручной клади и багажа в различных сообщениях и на любые расстояния. Одним из наиболее распространенных видов наземного транспорта в современном мире является автомобильный транспорт. Он занимает ведущее место в перевозках пассажиров, в связи с доступностью, повышенной маневренностью и мобильностью, повышенной степенью комфортности поездки, автономностью движения по сравнению с иными видами транспорта [3].
Качество пассажирских перевозок определяется совокупностью показателей, характеризующих уровень удовлетворения потребностей пассажиров в транспортном обслуживании. Степень удовлетворения потребности населения в передвижении влияет как на экономику региона, так и на социальные отношения, поэтому большое значение имеет качество пассажирских перевозок.
Качество обслуживания зависит организации транспортного процесса, конструктивных особенностей и технического состояния используемого подвижного состава и пути, развития маршрутной сети и других факторов.
К пассажирским перевозкам применимы понятия простого, сложного и интегрального качества.
Простое качество пассажирских перевозок характеризуется каким-то одним существенным натуральным показателем, например скоростью перевозки.
Сложное качество характеризуется всеми натуральными показателями перевозок: безопасностью, скоростью, уровнем сервиса, стоимостью и др.
Интегральное качество характеризуется не только натуральными показателями, но и показателями затрат на их осуществление.
31 января 2017 г. Вступило в силу распоряжение Министерства транспорта РФ № НА-19-Р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом». Данный стандарт устанавливает уровень и показатели качества транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по муниципальным, межмуниципальным, смежным, межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок и их нормативные значения. В соответствии с данным стандартом к показателям качества относятся [2]:
- Доступность (территориальная доступность остановочных пунктов; доступность остановочных пунктов, автовокзалов и автостанций для маломобильных групп населения; доступность транспортных средств для маломобильных групп населения; ценовая доступность поездок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок; оснащенность автовокзалов, автостанций и остановочных пунктов; частота обслуживания остановочных пунктов);
- Надежность (соблюдения расписания маршрутов регулярных перевозок);
- Комфортность (оснащенность автобусов средствами информирования пассажиров; уровень шума в салоне транспортных средств; температура в салоне транспортных средств; соблюдение норм вместимости; количество пересадок; экологичность).
Формирование требований к качеству пассажирских перевозок
Перед каждым пассажирским Автотранспортным предприятием или организацией, Администрацией городов стоит задача повышения качества обслуживания населения и эффективности использования подвижного состава. Качество обслуживания населения пассажирским транспортом имеет социальное значение, т.к. общественным транспортом пользуются все незащищенные слои населения (пенсионеры, школьники, и другие малоимущие граждане).
При выборе показателей качества необходимо предусматривать, что восприятие качества потребителем делится на следующие составляющие [1]:
· технический уровень, отражающий использование научно-технических (например, выполнение перевозок в комфортабельном ПС)
· эстетический уровень, характеризуемый комплексом свойств, связанных с эстетическими ощущениями и взглядами потребителя ( водитель в чистой фирменной специальной одежде, удобные проездные документы и т.п)
· эксплуатационный уровень, связанный с удобством использования предлагаемых услуг (доступная система остановочных пунктов, наличие информации о режимах работы автобусов и т.п)
Экономичность рационально оценивать стоимостью одной поездки. В условиях регулирования тарифов можно использовать один из подходов (или их сочетания):
1. полная компенсация затрат перевозчикам со стороны администрации города при бесплатных перевозках населения;
2. использование социальных и коммерческих тарифов для поддержания доступности транспортного обслуживания для всех слоев населения с компенсацией выпадающих доходов перевозчикам;
3. полная компенсация транспортных затрат населению при уровне тарифа, обеспечивающем рентабельность работы перевозчиков.
Таким образом, в современных условиях происходит активное формирование системы управления качеством пассажирских перевозок. Пассажиры уделяют все большее внимание качеству оказываемым им услуг, заставляя тем самым перевозчиков конкурировать между собой и, в конечном итоге, стремиться к оказанию более качественных услуг. Необходимо учитывать и тот факт, что с точки зрения пассажира качество транспортных услуг определяется во многом временными затратами на поездку. А эти временные затраты зависят не только от качества услуг, предоставляемых перевозчиками, но и от других факторов: загруженности улично – дорожной сети и степени ее развития, совершенства схем организации движения в пределах маршрутов, технического состояния подвижного состава пассажирского транспорта и др.
Таким образом, вопрос о качестве ПП требует комплексного подхода, включающего рассмотрения вопросов экономики, маркетинга, безопасности движения, дорожного строительства и обслуживания.
Список литературы
1. Горев А.Э.. Организация автомобильных перевозок и безопасность движения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/А.Э. Горев, Е.М. Олещенко – М .: «Академия», 2006.-256 с.
2. Распоряжение Минтранса России от 31.01.2017 № НА-19-Р «Об утверждении социального стандарта транспортного обслуживания населения при осуществлении перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» // Транспорт России. -№11,13.- 19.03.2017.
3. Шавыраа Ч.Д. Разработка методики организации обслуживания населения автобусным транспортом в малых городах. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата технических наук / Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет. Санкт-Петербург, 2009