01 марта 2016г.
Омск - один из крупнейших городов Западно-Сибирского региона России с населением на 1 января 2014 г. 1 166 092 человек [6]. Река Иртыш, протекая по территории Омска, делит город на правый и левый берега. На Левобережье сосредоточено наибольшее количество многоквартирных домов в городе. Крупные промышленные предприятия расположены на правом берегу Иртыша. Между правым и левым берегами Иртыша в Омске построено пять мостов: Южный, железнодорожный мост, Ленинградский мост, мост имени 60-летия Победы, мост имени 60-летия ВЛКСМ.
В Омске на 1 января 2014 г. зарегистрировано 305 868 легковых автомобилей [6]. Рост личного транспорта и недостатки организации дорожного движения привели к большой загруженности дорог [4]. Левый берег интенсивно застраивается жилыми кварталами, а численность его населения превышает 246 000 человек [2]. Самыми сложными с точки зрения загруженности дорог являются зимние месяцы [11], когда в Омске фиксируются 10-балльные заторы. Самые длинные пробки наблюдаются на Левобережье.
Одним из путей решения проблемы заторов на улицах, соединяющих левый берег с правым, является возведение моста через реку Иртыш между железнодорожным и Южным мостами [8]. По характеру работы под нагрузкой существуют различные модификации мостов: балочные, арочные, вантовые, рамные, комбинированные и особые. В зависимости от конструктивной системы пролетных строений выделяют группу понтонных мостов, являющихся альтернативой капитальным мостам [3].
При выборе между классической капитальной и понтонной переправой необходимо учитывать особенности региона и реки, через которую предполагается возведение моста [9]. Иртыш - трансграничная река, протекающая по территории Китая, Казахстана и России и занимающая в России третье место по длине. В Омской области Иртыш является самой крупной, равнинной рекой, одновременно выполняющей роль основной водной транспортной магистрали, главного источника водоснабжения и приемника сточных вод Омска. Общая длина реки в границах Омской области – 1132 км. Общая площадь водосбора составляет 1643000 км2. Уклон порядка 0,03 м на километр. Средний многолетний расход воды за год в створе г. Омска – 860 м3/с. Питание реки смешанное, преимущественно снеговое. Русло реки слабо извилистое, ширина русла в районе Омска - до 0,9 км. Средняя скорость течения колеблется от 2,5 км/ч в межень до 4,1 км/ч в половодье. Грунты русла песчаные, местами глинистые. Глубина на плесах доходит до 6-15 м. Глубины на перекатах не падают ниже 2 м. Весной наблюдается ледоход продолжительностью 4-7 дней, на крутых поворотах и в местах разветвления русла на рукава образуются заторы. Половодье в районе г. Омска обычно начинается в первой половине апреля, заканчивается в конце июля. Средняя продолжительность половодья – 120-130 дней, объем стока во время половодья достигает 60-70% от годового. Период летне-осенней межени 50-70 дней. За период межени проходит один-два дождевых паводка. В период ледообразования по всей реке происходит образование внутреннего льда и шуги. Ледоставу обычно предшествует ледоход 5-9 дней. Зимняя межень устойчивая, средней продолжительностью 140-160 дней [7]. Иртыш является важнейшей транспортной магистралью Западной Сибири. Навигация на Иртыше обычно продолжается с конца апреля до середины ноября. Грузовые перевозки осуществляются в основном составами из барж и толкача (в основном песка и других строительных материалов). Прогулочные теплоходы «Москва» курсируют с начала мая до второй половины сентября, когда в связи с сезонным ухудшением погоды пассажиропоток существенно сокращается. Также существует речной «садовый» машут: «Центр - Ленинск - Сады - Шинник - Радуга - Зелѐный берег» и обратно, который в случае сохранения теплой погоды длится до середины октября. На всем протяжении реки Иртыш, используемом для судоходства, содержится освещаемая судоходная обстановка, а также, с помощью дноуглубительной техники поддерживаются нормированные судоходные глубины. На реке расположены несколько речных портов и Речной вокзал, а также несколько пристаней и плавпричалов [10].
Строительство капитального моста требует больших временных затрат. Так, строительство совмещенного автомобильного и метромоста имени 60 Победы в Омске началось в 1993 году, а закончилось в 2005 (частично из-за нехватки финансирования). К преимуществам понтонного моста относится быстрое производство конструкций (секций моста): от трех месяцев до года в зависимости от задействованных производственных мощностей [9]. Важной характеристикой понтонных мостов является относительно низкая стоимость строительства. Так, например, при проектировании моста через Керченский пролив в госконтракте зафиксирована предельная стоимость работ по проектированию и строительству 19 километрового
«классического» совмещенного (автомобильного и железнодорожного) моста: 228,3 миллиарда рублей [5] (12 015 789 рублей за метр). Стоимость же понтонно-опорного моста аналогичных размеров составляет от 3,5 миллиардов рублей (184 210 рублей за метр) [9]. Возведение понтонного моста также минимизирует земляные работы и воздействие на природную среду. Доставку конструкций (секций понтона) можно осуществлять сплавом. Сборка секций на месте занимает 2-3 недели, что является преимуществом в сравнении с доставкой к месту строительства крупногабаритных конструкций «классического» моста. Вариант понтонно-опорного разводного моста позволит существенно снизить высоту пролета, увеличить устойчивость конструкции, проход судов будет обеспечиваться через разводной створ. Разводные понтонные конструкции редко, но используются. Пример – мост через Худ-Канал, штат Вашингтон США [9].
Таблица 1 Сравнительный анализ классического варианта моста с альтернативным понтонно-опорным мостом [9].
№
|
Параметр для сравнения
|
Классический мост
|
Альтернативный мост
|
1.
|
Стоимость объекта (рублей за метр)
|
12 015 789
|
184 210
|
2.
|
Срок возведения
|
3,5 – 6 лет
|
1 – 1,5 года
|
3.
|
Необходимость геологической разведки дна
|
Требуются
длительные по времени и дорогостоящие мероприятия
|
Не требуются, так как
основная нагрузка компенсируется естественной плавучестью блоков
|
4.
|
Воздействие на существующую инфраструктуру
|
Значительные работы
с тяжелым грузом спецтехники в существующих транспортных артериях заблокируют их работу и приведут их в негодное состояние
|
Доставка конструкций будет осуществляться сплавом, буксированием без нанесения урона автодорогам
|
5.
|
Ветровая нагрузка
|
Сопоставима, так как фермы построены по
единой технологии
|
6.
|
Сопротивление нагнетаемым льдам
|
Соответствует
|
Соответствует
|
Имея данные о ширине реки Иртыш в районе между железнодорожным и Южным мостами (в месте возведения дополнительной переправы) и затратах на возведение понтонного моста, можно сделать выводы об ориентировочной стоимости альтернативной переправы в указанном месте. Так, при длине моста равной 500 метрам стоимость его возведения составит 92 105 000 рублей, что примерно в 65 раз ниже стоимости строительства капитального моста.
Таким образом, возведение альтернативной переправы через реку Иртыш в городе Омске имеет ряд преимуществ по сравнению со строительством «классического» капитального моста: низкая стоимость объекта, меньший срок возведения, меньшее воздействие на существующую инфраструктуру. Вместе с тем существуют и недостатки понтонной переправы: малая несущая способность и низкая допустимая скорость движения автомобилей [1].
Список литературы
1. К вопросу об экономической целесообразности возведения дополнительной переправы через реку Иртыш /Лысенко Е.А., Нестеренко Г.А., Рожкова Е.А. // Наука и образование в XXI веке: сб. науч. тр. по мат. конф. – Тамбов, 2014. - Часть 9. - с. 75-77.
2. Концепция социально-экономического развития города Омска до 2025 года (утверждена в составе Генплана города 25 июля 2007 года).
3. Методические рекомендации по устройству, содержанию и эксплуатации паромных переправ и наплавных мостов // Росавтодор, М., 2013, 140 с.
4. Муниципальная программа города Омска «Развитие дорожного хозяйства и транспортной системы» на 2014-2018 годы. Приложение к постановлению Администрации города Омска от 14 октября 2013 года № 1172-п.
5. Определен подрядчик строительства Керченского моста / Интернет-портал «Российской газеты». URL: http://www.rg.ru/2015/01/30/most-site.html. (Дата обращения: 25.03.2015).
6. Официальный портал Администрации города Омска: [Электронный ресурс] // Омск, 2010-2014. URL: http://www.admomsk.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).
7. Официальный сайт Омского филиала Федерального бюджетного учреждения «Территориальный фонд геологической информации по Сибирскому федеральному округу»: [Электронный ресурс]: 2015. URL: http://www.omsktfi.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).
8. Оценка целесообразности возведения дополнительной переправы через реку Иртыш / Лысенко Е.А., Нестеренко Г.А., Рожкова Е.А. // Наука и молодежь в XXI веке: мат. 3-й рег. студ. науч. конф. - Омск, 2014. - с. 145-147.
9. Понтонно-опорный мост как альтернатива «классическому» варианту строительства моста через Керченский пролив. Инвестиционное обоснование: [Электронный ресурс] // ООО «Международная инвестиционная экологическая компания «Ситалл». URL: http://kerch-most.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).
10 .Река Иртыш: [Электронный ресурс]: «Погода в Омске», 2011-2015. URL: http://pogodaomsk.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).
11 .Сервисы компании «Яндекс»: [Электронный ресурс] // ООО «Яндекс», 2011-2015. URL: http://company.yandex.ru. (Дата обращения: 25.03.2015).