Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

МЕТОДИКА ОЦЕНКИ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ОБОРУДОВАНИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАДЕЖНОСТИ

Авторы:
Город:
Красноярск
ВУЗ:
Дата:
01 марта 2016г.

Нефтегазовая отрасль отличается широким спектром технологического оборудования, которое эксплуатируется в условиях агрессивной среды (высокая коррозионная активность, высокие температура и давление, наличие переменных температурных деформаций, воздействие химических элементов, а также внешние механические влияния и др.). Достигнув критического уровня повреждения, появившиеся в результате процесса эксплуатации, приводят к нарушению работоспособного состояния оборудования и, следовательно, к его отказу. Актуальной проблемой эксплуатации оборудования нефтегазового комплекса является прогнозирование появления и развития дефектов, влекущих за собой техногенные катастрофы.

Для решения этой проблемы необходимо применение новых подходов, направленных на прогнозирование безопасности и надежности, а также эффективные методики, снижающие потенциальные риски и негативные последствия отказов. Одним из таких методов является анализ видов и последствий потенциальных отказов (Failure Mode and Effect Analysis-FMEA).

На сегодняшний день FMEA-анализ один из инструментов позволяющий количественно оценить коэффициент риска.

Прогнозирование дефектов и отказов, анализ исходов и предупреждение их появления является основной задачей этого метода. Метод FMEA позволяет выявить потенциальные несоответствия, их причины и последствия, оценить риск их появления и принять меры для устранения или снижения вероятности их появления.

Ниже приводится пример практического применения методики для анализа рисков, оценке эксплуатационной надежности оборудования и систем нефтегазового комплекса. FMEA-анализ включает несколько этапов.

На начальном этапе применения методики предполагается комплексное изучение оборудования. Проводится компонентный, структурный и функциональный анализ. На основе полученных данных анализируются все особенности оборудования относительно требований технической документации.

При дальнейшем исследовании составляется перечень всех потенциальных несоответствий для исследуемого оборудования и их последствия. Для каждого последствия определяют коэффициент, учитывающий тяжесть отказов - S. В Табл.1 приведены критерии значимости с указанием баллов коэффициентов последствий.


Таблица 1  

Шкала значимости (последствия) (S) риска


Последствие

Значение последствия отказа

Коэффициент S

 

Очень незначительное

Отказы и дефекты не влияют на  эксплуатационные

показатели

 

1-2

 

Незначительное

Дефекты подлежат ремонту и легкоустранимые

 

3-4

 

Значительное

Отказы вызывают постепенную потерю безопасности

и снижение эксплуатационных характеристик

 

5-6

Критическое

Дефекты способны вызвать аварии

7-8

 

Катастрофическое

Отказ угрожает безопасности (опасность для жизни и

здоровья людей) и противоречит законодательным

 

9-10

 

На втором этапе проведения FMEA-анализа определяются потенциальные причины для каждого из возможных несоответствий.

Для каждой потенциальной причины определяют коэффициент учитывающий вероятность возникновения отказа - О. При этом проводится экспертная оценка частоты появления данной причины. Коэффициент изменяется от 1 (очень редкие дефекты) до 10 (постоянно возникающие дефекты) и приведен в Табл.2.

 Таблица 2  

Шкала прогнозируемой вероятности возникновения дефекта (O)


 

Вероятность риска

 

Критерий возникновения дефекта

 

Коэффициент О

 

Очень низкая

Риск появления дефекта маловероятен.

Вероятность близка к нулю.

 

1-2

Низкая

Очень незначительная вероятность.

3-4

Средняя

Средняя вероятность.

5-6

 

 

Высокая

Конструкция    оборудования    соответствует    проектам,

при  применении  которых  в  прошлом  имело  место большое количество отказов.

 

 

7-8

Очень высокая

Появление дефекта неизбежно.

9-10

 

Для каждого дефекта и каждой отдельной причины его появления определяют коэффициент, учитывающий вероятность обнаружения отказа до появления его последствий или вероятность пропуска отказа – D.

Количественная оценка коэффициента D производится по шкале оценки вероятности обнаружения представленной в Табл.3.


Таблица 3  

Шкала вероятности обнаружения риска (D)

Вероятность

обнаружения

Вероятность  обнаружения  несоответствий  на  основе

предусматривающих операций контроля

 

Коэффициент D

Очень низкая

Возникающие отказы выявить нельзя (нет доступа либо

возможности для контроля). «Скрытый дефект».

 

10 

Низкая

Выявление                        возникающих                        отказов

затруднительно/технологические                            проверки неэффективны

 

8-9

Средняя

Отказы  сложно  идентифицировать  при  контроле  и

испытаниях

 

7-6

Умеренная

Выявление несоответствий маловероятно

5-4

Высокая

Идентифицировать отказы легко.

 

3

Гарантированная

Возникающие отказы явно распознаются (вероятность

обнаружения >95%)

 

1

 

На основе рассчитанных коэффициентов определяют коэффициент риска (приоритетное число риска, ПЧР):

ПЧР=S*O*D, (1)

где S – тяжесть последствий отказов для каждого несоответствия; О – вероятность появления отказа;

D – вероятность обнаружения дефектов до появления его последствий или вероятность пропуска отказа. В соответствии с ГОСТ критическая граница для коэффициента риска: 

ПЧРкр 100÷125.


На следующем этапе происходит ранжирование дефектов и отказов, для которых ПЧР превышает критическую границу и для которых корректирующие действия разрабатываются в первую очередь.

Таким образом, по итогам анализа происходит разработка технических (конструктивно-технологических) решений направленных на предотвращение последствий отказов, минимизацию вероятности выявленных потенциальных (появления) отказов, путем совершенствования конструкции, правил эксплуатации, систем технического обслуживания и ремонта, совершенствования методов контроля качества и введению специальных мер по предупреждению, выявлению и устранению дефектов и т.д.

Заключительным этапом является составление протокола, в котором отражаются основные результаты проведенного FMEA-анализа. Пример приведен в Табл.4.

Инструмент FMEA является эффективным методом оценки влияния последствий предлагаемых дефектов. Он выступает в качестве важного критерия при прогнозировании надежности оборудования нефтегазового комплекса на всех стадиях жизненного цикла (проектирование, монтаж, эксплуатация) и позволяет учесть особенности конструкции при проведении таких технологических процессах, как подготовительные, сварочные, изоляционно-укладочные работы.

В заключении можно добавить, что при проведении анализа FMEA оборудования нефтегазового комплекса можно достичь сразу нескольких положительных результатов: получить более  отказоустойчивую систему с высокую надежность и повышенной работоспособность, достичь более высокой степень защиты от техногенных катастроф и снизить общие затраты на устранение последствий.


   Таблица 4

Пример протокола FMEA-анализ оборудования нефтегазового комплекса


 

Вид потенциального дефекта/отказа

Последствие

потенциального дефекта/отказа

 

S

Потенциальная

причина дефекта/отказа

 

O

Первоначальные

меры контроля дефектов

 

D

 

ПЧР

 

 

 

Коррозионные и стресс-коррозионные повреждения оборудования: питинг,

коррозии, эрозии.

 

Способность оборудования к выполнению своих функций сохраняется, но при этом снижается их эффективность. Потеря прочности оборудования.

 

 

 

 

 

 

 

5

Повышенная

влажность и агрессивность окружающей среды, высокая кислотность pH,колебания температуры.

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

Методы технической диагностики оборудования, визуальный

контроль

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

175

Отслоение

изоляционного покрытия, низкое 

 

Вид потенциального дефекта/отказа

Последствие

потенциального дефекта/отказа

 

S

Потенциальная

причина дефекта/отказа

 

O

Первоначальные

меры контроля дефектов

 

D

 

ПЧР

качество

изоляционного покрытия.

Потери металла

 

Список литературы

1.      Петровский Э.А. Получение модели прогнозирования скорости внутренней коррозии технических трубопроводов, методом математического планирования эксперимента/Э.А. Петровский, Казанцева А.В.// Интеграл.- 2012.- № 6. - С. 28-29.

2.      Петровский Э.А. Повышение эффективности корректирующих и предупреждающих действий с применением модели управления качеством процессов предприятия/Э.А. Петровский, Казанцева А.В.// Инновации и инвестиции.-2012.-№4.-С.41.