Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗРАБОТКА ПРОЦЕДУРЫ СОГЛАСОВАНИЯ ПОЗИЦИЙ ПОТРЕБИТЕЛЯ И ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ПРОДУКЦИИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ СТАНДАРТА

Авторы:
Город:
Магнитогорск
ВУЗ:
Дата:
02 марта 2016г.

Одной из обширнейших сфер стандартизации является разработка стандартов на промышленную продукцию. При этом одним из ключевых моментов является согласование позиций потребителя продукции и ее производителя. Каждая из сторон (потребитель и производитель), заинтересованная в утверждении и внедрении нормативного документа, отстаивает, прежде всего, свои интересы в процессе разработки стандарта, поэтому процесс разработки, согласования и принятия стандарта занимает достаточно долгое время. Отметим проблемы, которые решаются при этом.

Первое. Потребитель формулирует требования к продукции в виде потребительских свойств, а изготовитель должен при производстве продукции руководствоваться конкретными физико-химическими, геометрическими и другими измеряемыми показателями, регламентируемыми действующими нормативными документами на данный вид продукции.

Второе. Конкретный стандарт согласовывается как оптимальное сочетание  требований потребителя и возможностей изготовителя. Однако принципы оптимизации в настоящее время не разработаны, а только интегрировано выражены в тезисе о недопустимости создания препятствий производству и обращению продукции, выполнению работ и оказанию услуг в большей степени, чем это минимально необходимо для выполнения целей, определенных в статье 11 Федерального закона РФ «О техническом регулировании».

При этом для разрешения данного противоречия необходимо изначально определиться, какие требования заинтересованных сторон (потребителя и изготовителя) должны быть сопоставлены, чтобы привести к консенсусу позиций сторон. При этом под требованиями изготовителя следует понимать требования и возможности производителя, выраженные в количественном выражении, характеризующиеся параметрами продукции. Под требованиями потребителя понимаем требования, которые предъявляет к продукции потребитель, обеспечивающие качество продукции, соответствующее ее функциональному назначению.

Конфликт сторон состоит в том, что потребителю необходимы определенные функции изделия, а изготовитель манипулирует техническими величинами, показателями качества, измеряемыми количественно. Иными словами, можно сказать, что заинтересованные стороны говорят об одном изделии, но рассматривают его с разных сторон.

Отдельные группы непродовольственных товаров обладают различными свойствами, которые проявляются в процессе потребления (эксплуатации) и обеспечивают удовлетворение материальных и культурных потребностей человека. Свойства, определяющие эффективность использования товаров по назначению относятся к потребительским и характеризуются показателями качества. К потребительским свойствам относятся социальные, функциональные, эргономические, эстетические, надежности в потреблении, экологические, безопасности [10]. С другой стороны, функцию изделия можно рассматривать и как передачу действия, т.е. обеспечение взаимодействия или предотвращение взаимодействия. Свойство – способность обеспечивать некоторую функцию, т.е. способность передавать взаимодействие или препятствовать его передаче [7].

В практической деятельности потребитель выбирает продукцию из имеющегося спектра выпускаемых изделий. Он руководствуется своей потребностью обеспечить выполнение конкретных функций. Но необходимые потребителю функции могут быть обеспечены различными материальными объектами. Для описания потребительских функций изделия целесообразно использовать функционально-целевой анализ (ФЦА) [8, 9]. Сущность данного подхода состоит  в следующем. На первой стадии  определяется структура связей потребительских функций и свойств изделий (структурное согласование), на второй стадии происходит выбор уровня количественных параметров, обеспечивающих  согласованную позицию сторон  (параметрическое согласование). Параметрическое согласование может быть достигнуто при помощи максимизации комплексной оценки свойств изделия как функции свѐртки оценок свойств.

Структуру связей потребительских функций и свойств изделия можно представить в виде матрицы согласования [9]. Тогда сближение позиций потребителя и изготовителя, можно будет сформулировать как задачу оптимизации в пространстве свойств изделий с комплексной оценкой качества в качестве целевой функции. Чѐткое разделение позиций потребителя и изготовителя, позволяет обозначить и пути продвижения новой прогрессивной продукции. Возможен и обратный процесс – формирование новых требований потребителя.

Другим отличительным признаком функционально-целевого подхода является  формулирование потребительской фазы изделия. Потребительская фаза – это промежуток времени, начинающийся с обретением изделия всех характерных для него свойств и заканчивающийся моментом достижения состояния, когда в результате износа невозможна эксплуатация изделия в соответствии с его назначением [7].

Таким образом, функционально-целевой подход позволяет выявить связь потребительских функций и свойств изделия и определяет пути практического повышения качества. Функционально-целевой подход позволяет комбинировать технические решения для обеспечения отдельной функции и определять их согласованность с другими уже существующими функциями.

Следующим этапом процедуры согласования позиций потребителя и производителя является комплексная оценка степени близости сторон. Для комплексной оценки степени несоответствия требований потребителя и изготовителя мы предлагаем использовать деление показателей на доминирующие и компенсируемые [7], при этом доминирующими считаются такие свойства, нулевая оценка которых приводит к нулевой комплексной оценке всех свойств данного уровня, а компенсируемыми – свойства, оценка которых повышает или понижает комплексную оценку свойств одного уровня, но не может обратить еѐ в ноль. Исходя из этого, комплексная оценка может быть получена [7]


где di  -   оценки доминирующих свойств, i = 1, 2,…, m, ki -   оценки компенсируемых свойств, i = 1, 2,…, n, a i  и bi  - весомости соответствующих свойств.

На рисунке представлена последовательность реализации стадий согласования позиций потребителя и производителя при разработке нормативного документа.

Данный вопрос приобретает особую актуальность в связи с необходимостью быстрого внедрения результатов научных разработок в действующее производство. Современный этап развития техники и технологий характеризуется интенсивным развитием нанотехнологий. Одним из индикаторов, определяющих распространение нанотехнологий в экономике, является число действующих стандартов. Однако на сегодняшний день действующих стандартов в области нанотехнологий и наноматериалов еще недостаточно [3, 4, 6].

С этой точки зрения основными задачами стандартизации на современном этапе на наш взгляд являются: упорядочение информации в нормативно-технических документах (систематизация); унификация количества нормативно-технических документов на определенный вид продукции; разработка методических основ с учетом внедрения инноваций и модернизации существующего производства, т.е. стандартизация должна быть действительно опережающей [1, 2, 5].



Список литературы

1.     Гун Г.С., Мезин И.Ю., Рубин Г.Ш., Минаев А.А., Назайбеков А.Е., Дыя Х. Генезис научных исследований в области качества металлопродукции. Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 1 (45). С. 92-97.

2.     Гун Г.С., Чукин М.В., Рубин Г.Ш. Управление качеством в метизном производстве. Металлургические процессы и оборудование. 2013. №4. С. 106-112.

3.     Гун Г.С., Чукин М.В., Рубин Г.Ш., Мезин  И.Ю., Корчунов А.Г. Актуальные проблемы квалиметрии метизного производства в период зарождения шестого технологического уклада. Металлург. 2014. № 4. С. 92-95.

4.     Нанотехнологии как ключевой фактор нового технологического уклада в экономике / Под ред. акад. РАН Глазьева С.Ю. и проф. Харитонова В.В. М.: Тровант. 2009. 304 с.

5.     Полякова М.А., Рубин Г.Ш. Современное направление развития стандартизации как науки. Черные металлы. 2014. № 6. С. 32-37.

6.     Роль стандартизации в развитии наукоемких технологий http://expert.gost.ru/TS/DOC/Innovation_2.pdf. Дата обращения 18 января 2015 г.

7.     Рубин Г.Ш. Квалиметрия метизного производства. Магнитогорск: ФГБОУ ВПО «МГТУ». 2012. 167 с.

8.     Рубин Г.Ш. Функционально-целевой анализ качества изделий. Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2011. № 2 (34). С. 29-30.

9.     Рубин Г.Ш., Полякова М.А. Развитие  научных основ стандартизации.  Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. № 1. С. 97 – 102.

10. Рубин Г.Ш., Полякова М.А., Чукин М.В., Гун Г.С. Протипология – новый этап развития стандартизации метизного производства. Сталь. 2013. № 10. С. 84 – 87.