Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

РАЗМЕЩЕНИЕ И ЗОНИРОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
02 марта 2016г.

Объекты для научно-производственной деятельности чаще всего размещаются в составе агломераций, сформировавшихся на базе крупных городов [6]. Здесь сосредоточено значительное число исследовательских институтов и лабораторий, высокотехнологичных промышленных предприятий и высших учебных заведений, а также объектов инфраструктуры – информационных, вычислительных и телекоммуникационных центров, маркетинговых, консультативных, аудиторских, инженерных и посреднических служб, библиотек, музеев, архивов. Такая среда благоприятна для научного и инженерного творчества, для развития личных деловых контактов и создания формальных и неформальных группировок, объединяющих участников инновационного процесса для его полноценной организации.

При формировании общей концепции размещения рассматриваемых объектов, их функциональной структуры, архитектурно-пространственной композиции, объѐмно-планировочных, конструктивных, образных решений следует учитывать совокупность факторов:

· «внешниx», отражающих градостроительные условия, и

· «внутренних», отражающих требования технологии научного процесса.

Первая группа факторов – ограничения, накладываемые градостроительными условиями на формирование комплекса – зависит от планировочных, топографических, ландшафтных и прочих характеристик участка [1, 2]. Вторая группа определяется условиями функционирования: нужно обеспечить необходимое пространство для всех элементов комплекса, их удобное расположение и функциональные связи, создание соответствующей инфраструктуры, комплекса инженерно-технических служб, необходимые меры изоляции отдельных объектов и т.п. [3, 4]. От «внешних», градостроительных условий часто зависит возможность или невозможность реализации «внутренних» требований научного процесса, что делает вопрос выбора участка весьма ответственным.

Положение в границах агломерации (в центре, срединной зоне, на периферии города, в загородных районах) через систему градостроительных регламентов лимитирует профиль, санитарно-защитные мероприятия, высотность и плотность застройки [5]. В направлении от центра к периферии города размер площадок строительства и общей площади объектов в целом увеличивается, уменьшаются градостроительные ограничения функционального состава и объѐмно-пространственных характеристик (плотность, процент освоения территории, этажность) застройки. Вместе с тем возрастают требования к развитию социальной инфраструктуры, особенно в той ее части, которая направлена на обслуживание окружающего населения.

Положение в составе территориальной функциональной зоны зависит от стратегий градостроительного развития (ориентации сложившихся научных зон на инновационный путь развития, регенерации территорий промышленных зон, повышения социальной активности в спальных районах города и организации многофункциональной застройки).

Положение в транспортной структуре связано с требованиями доступности, наличием автомобильных парковок, связями с внешним окружением.

Условия подключения внешних инженерных сетей зависят от наличия и доступности внешних энергетических резервов.

Удельный вес обеих групп факторов – «внутренних» и «внешних» – различен в зависимости от конкретной ситуации размещения.

Во внегородских районах ведущими являются «внутренние» факторы, они определяют размещение и пространственное решение объекта для научно-производственной деятельности,  который в этом случае сам может являться существенным градоформирующим фактором, определяющим инновационную ориентацию развития внегородского района, малого или среднего города. За чертой города некоторые объекты формируются на базе сложившихся городов-центров науки или высокотехнологичных производств; развиваются в процессе модернизации и технического перевооружения исторических промышленных районов. На подходящих площадках в загородных районах идет процесс создания новых инновационных комплексов. В периферийных и срединных районах крупного города большее значение приобретают градостроительные регламенты, однако роль

«внутренних» требований также значительна. Эти структуры входят важным элементом в городскую застройку, определяя инновационное направление деятельности сложившихся научных комплексов, высокотехнологичный научно-производственный профиль модернизируемых производственных зон и способствуя выводу экологически неблагоприятных промышленных объектов за границы города. Объекты для научно-производственной деятельности формируют многофункциональную застройку городских районов, повышают уровень социальной активности (в спальных районах – выравнивая ее спад в дневное время суток), позволяют получить новые места приложения труда вблизи от мест проживания, снижают транспортную нагрузку. По мере приближения к центральным районам города все больший вес приобретают «внешние» факторы, накладывающие жесткие градостроительные ограничения на пространственные и функциональные решения. В центре крупного города внешние факторы при формировании объекта ограничивают его профиль офисной деятельностью.

Определяющими для размещения рассматриваемых объектов являются также условия достижимости аэропортов, железнодорожных станций; удобство связи с крупными научными, общественно-информационными и учебными центрами, производственными предприятиями, где может быть организовано серийное производство инновационного продукта. Важна близость и степень развитости социальной инфраструктуры: жилья, объектов культуры и просвещения; центров бытового обслуживания, исторических достопримечательностей. Необходимо обеспечить удобное положение объекта в транспортной инфраструктуре города – доступность с нескольких автомагистралей, достаточное количество и удобство парковок (в том числе и для велосипедов), близость остановок общественного транспорта. Эффектность раскрытия архитектурного ансамбля и удобство подъездов делает научно-производственные объекты значимым компонентом архитектурной среды города, привлекает клиентов и потенциальных сотрудников, способствует повышению престижа компании.

В каждом конкретном случае размещения этих структур следует тщательно взвешивать положительные и отрицательные последствия принимаемых решений. Так, недостатки размещения инновационных объектов за пределами городских агломераций до известной степени компенсируются возможностями скоростного транспорта и транспортных систем; уровнем развития общественного транспорта. Положительными примерами могут служить исследовательские и индустриальные парки близ Бостона (США), формирующие региональный технополис «Дорога 128». Научный инновационный центр Цукуба (Япония) тяготеет к Токио; расположенный в 65 км к северу от японской столицы, он связан с нею автомобильной и железной дорогами; поблизости располагаются также международные аэропорты (в районах Токио и Нариты). В парижской агломерации деловой центр «Пари Нор II» размещается вблизи аэропорта Руасси, а региональная научно-техническая сеть «Пари Сюд» –    вблизи аэропорта Орли. Бизнес-парк Стокли расположен в 3 км от лондонского международного аэропорта Хитроу; от центра Лондона в бизнес-парк организовано регулярное удобное автобусное сообщение.

По мере увеличения скоростей транспортных передвижений и увеличения объѐма информации, передаваемой при помощи компьютерных сетей, расширяются зоны возможной концентрации объектов науки и высокотехнологичного производства. Формируется новая экономико-урбанистическая идеология, определяющая подходы к размещению объектов для научно-производственной деятельности, согласно которой в условиях активного развития транспорта и телекоммуникаций на смену пригородной среде приходит внегородская среда нового типа, для которой близость к городским центрам становится менее существенной [5].

 

Список литературы

1.     Архитектура научных комплексов. – Архитектура СССР. – 1976.-№2.-с.18-51.

2.     Метаньев Д.А., Сергеев К.И., Яковлев А.Я., Кавун А.М. Научное оборудование в условиях города. Проблемы защиты // Вести. АН СССР. 1978, № 7, С. 37-45.

3.     НИЦ, НИИ, НИЛ. – Научные комплексы в зарубежных странах. – М.: Наука, 1979.

4.     Платонов Ю.П. Основные закономерности пространственной органи-зации лабораторий и лабораторных комплексов. В сб.: «Проблемы пространственной организации научных учреждений». М.,1974. с. 60-63.

5.     Фрезинская Н.Р.. Формирование и развитие зарубежных технополисов.- С. и А. Обзорная информация. Серия: Архитектура. Градостроительство. Жилищно-гражданское строительство. – М.:ОАО ВНИИНТПИ.– 2009.-Вып.4.

6.     Шумная И.П. Особенности возникновения и функционирования городов-научных центров (наукоградов). – С. и А. Обзорная информация. Серия: Архитектура. Градостроительство. Жилищно-гражданское строительство. – М.:ОАО ВНИИНТПИ.-2009.-Вып.3.