Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

АРХИТЕКТУРНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА УЧРЕЖДЕНИЙ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

Авторы:
Город:
Москва
ВУЗ:
Дата:
01 марта 2016г.

Начавшийся в 90-е годы в нашей стране переход к построению открытого гражданского общества, к идеям толерантности, самоценности личности и равенства возможностей повлек за собой изменение отношения к детям с отклонениями в развитии и соответствующее реформирование системы  помощи, ценностно-смысловыми ориентирами которой становятся индивидуальные социальные, образовательные потребности ребенка с проблемами в развитии, начиная с самых ранних этапов онтогенеза [4]. Так, в нашей стране начинает развиваться система ранней помощи, направленная на коррекцию либо предотвращение появления отклонений у детей от рождения до 3-4 лет, а так же на помощь семьям в воспитании ребенка и профилактику социального сиротства.

Ранняя помощь,  как новая философия, имеет свои принципы и методы работы (ранняя диагностика, семейная ориентированность, индивидуальный подход к ребенку, командное междисциплинарное взаимодействие специалистов,  оказания помощи ребенку в естественной для него среде), для эффективной реализации которых потребовалось построение новой архитектурно - пространственной среды [1].

Проблема построения полноценной развивающей среды для детей в последние десятилетия неизменно является актуальной, залог ее успешного решения лежит в тесном междисциплинарном взаимодействии специалистов ранней помощи (коррекционных педагогов, психологов, медиков), а так же архитекторов, промышленных дизайнеров, инженеров и пр.

Специалистами ранней помощи разработаны рекомендации по организации служб ранней помощи на базе различных смежных учреждений (образования,  здравоохранения,  социальной сферы), определен примерный перечень необходимого оборудования, однако архитектурная организация процесса ранней помощи до сих пор не изучена.

Сегодня службы ранней помощи приспосабливаются в основном к переоборудованным помещениям поликлиник или детских садов, построенных по типовым проектам, их планировки морально устарели и имеют низкий потенциал реконструкции, приходится вписываться в линейную ячеистую структуру здания, что существенно осложняет применение гибких решений при проектировании.

Перед архитекторами стоит задача исследовать потребности ранней помощи в пространственных ресурсах и обосновать основные качественные и количественные требования к ним, на которые можно было бы опираться при строительстве новых и реконструкции существующих зданий и помещений.

Сегодня планировка и оформление отделений ложится как правило на плечи педагогов и психологов и определяется исходя не из реальных потребностей, а из имеющихся пространственных и экономических (обычно ограниченных) ресурсов, что приводит к неправильному расчету потребности и неэффективному использованию площадей, ухудшает функциональные и эстетические характеристики среды и снижает эффективности работы службы в целом.

Ориентирами для педагогов и психологов обычно служат СанПиН 2.4.1.3049-13 ("Санитарно- эпидемиологические  требования  к  устройству, содержанию  и  организации  режима   работы дошкольных образовательных организаций"), планировочные нормали, разработанные ранее для дошкольных образовательных учреждений и учреждений психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Однако принципиальные особенности ранней помощи делают невозможным калькирование стандартных схем. Среди таких особенностей выделим основные: ранний возраст детей, преобладаний игровых технологий в помощи, поддержка семей, большое количество и разнообразие игрового и развивающего оборудования и пособий.

Работа с детьми столь раннего требует учета как психологических особенностей этой возрастной группы, так и чисто утилитарных факторов. Например, организации колясочных, комнат для кормления, пеленальных столов и манежей в местах общего пользования (вестибюле, гардеробной и пр.). Эти простые требования в большинстве работающих сегодня отделений ранней помощи не выполняются.

По признанию специалистов, игра является  ведущей деятельностью и  способом познания  мира дошкольников, и  большинство занятий  ранней помощи проходят  в игровой форме.  Ранний  возраст детей обуславливает необходимость проведения сеансов сидя или лежа на полу или в специальном манеже, для чего также необходимо дополнительное пространство.

Игровая тема  открывает широчайшие возможности для применения  колористических,  пластических, сюжетных решений интерьеров, помогающих ребенку познавать мир и развивать фантазию. При этом свойствами эмоциогенности и перманентной стимуляции развития должна обладать не только среда, в которой проходят основные занятия, но и коммуникационные пространства (вестибюли, коридор). Однако без участия профессионалов (архитекторов, дизайнеров) это нереализуемо.

На практике интерьеры довольно скучны, безлики, дробны. Педагоги и психологи стараются их разнообразить, наполняя пособиями и мебелью, что, по их же признанию, зачастую приводит к перенасыщению и дисгармонии предметно-пространственной среды и негативно сказывается на эффективности работы [5].

Психологическое восприятие пространства большинства детей, нуждающихся в ранней помощи, не отличается от восприятия ровесников, не имеющих отклонений, но при некоторых психических нарушениях для ребенка важна специфическая колористическая и предметная насыщенность либо сдержанность пространства. В связи с этим при оформлении интерьера необходимо отказаться от "навязчивых" форм и цветов в оформлении основных плоскостей (стен, полов, потолков) и продумать возможность быстрой трансформации среды для приема конкретного ребенка (использование мягких модулей, передвижных ширм, трансформируемой мебели), предусмотреть подсобные помещения для хранения инвентаря, максимально освобождающие рабочее пространство от ненужных элементов.

Активное вовлечение в мероприятия ранней помощи членов семьи так же влияет на пространственную организацию среды. Исследование выявило необходимость выделения специального блока для проведения лекций, семинаров и клубных мероприятий с родителями, а так же индивидуальных консультаций специалистов. Кроме того, при планировании помещений требуется предусмотреть места размещения родителей на занятиях.

Базовыми мероприятиями ранней помощи являются занятия с логопедом, дефектологом (коррекционным педагогом), психологом. Важнейшей технологической характеристикой процесса для построения соответствующей архитектурно-пространственной среды является количество его участников. Одним из основных технологических признаков, является состав участников (статья НТТМ), он влияет на размер проектируемого пространства и состав функциональных зон. Занятия могут быть индивидуальные (1 ребенок с родителями + специалист) или групповыми (2-6 детей + родители + специалист).

Программа индивидуальных приемов у логопедов/дефектологов/ психологов значительно отличается и в идеале требует отдельных пространств, в то время как групповые имеют схожую схему (иногда проводятся совместно несколькими специалистами) и могут проводиться в единой архитектурно-пространственной среде.

Рассмотрим процесс архитектурного формирования среды для реализации программ ранней помощи на примере логопедического кабинета для индивидуальных занятий.

На первом этапе исследования в результате изучения деятельности логопедов ранней помощи был определен перечень необходимых функциональных зон:

¾    смотровая (кушетка);

¾    речевых занятий (стол с зеркалом и светильником, стулья для логопеда, ребенка, родителя);

¾    технических средств обучения (стеллаж с аудио и видеотехникой, ноутбук);

¾    динамических игр (мат, мягкие модули и оборудование для активных игр и релаксации);

¾    статических игр и развития (детский стол и стул, развивающие настольные игры и пособия, настенные стенды, мольберт, доска и проч.);

¾    методической деятельности (места хранения пособий и документации, рабочий стол логопеда)

¾    консультаций (кресла и стол для работы с родителями, информационные стенды);

¾    санитарная (раковина).

Если сравнить данный перечень с тем, что содержится в существующих нормативных документах по проектированию детских дошкольных учреждений, станет очевидно, что предусмотренная там площадь 12 кв.м. для кабинета индивидуального приема недостаточна (Рисунок 1).

Стоит заметить, что экономически и эстетически нецелесообразно создавать все зоны статичными и автономными, часть из них можно формировать путем оперативного перемещения и трансформации мебели и оборудования.

На следующем этапе мы определили нормали функциональных и транзитных зон, для чего обратились к антропометрическим параметрам детей до трех лет и взрослых, к существующим эргономическим данным и параметрам различных рабочих и транзитных пространств, мебели.


Разработанные нами схемы функциональных зон логопедического кабинета дают возможность их группировать и универсализировать, обосновать рекомендуемые габариты помещений, а так же гибко подходить к обустройству пространства в зависимости от площади и конфигурации имеющегося помещения.

Рассмотрев наиболее общий случай размещения логопедического кабинета в едином прямоугольном помещении было определено, что его площадь должна составлять не менее 18 кв.м. (Рисунок 2). Отметим, что все планировочные нормали разрабатывались с учетом обеспечения доступности для маломобильных групп населения, в том числе детей.

 


Изучив функционально-пространственные зоны работы педагога-дефектолога, нами выявлено что большая часть из них совпадает с зонами логопедического кабинета, отличаются в основном используемые наглядные пособия и дидактические материалы, следовательно, в ряде случаев рационально создание универсального пространства для работы обоих специалистов при увеличении площади помещения, либо вынесении некоторых зон (методической, консультативной, санитарной, игровой) в отдельные помещения во избежание предметной перегруженности среды.

Выше мы рассмотрели принцип формирования пространств ранней помощи "изнутри", исходя из потребностей организации отдельных функциональных процессов. В ходе исследования нами была определена вариация пространств (минимальный / стандартный / расширенный набор), формирующих архитектурную среду объектов ранней помощи, параметры составляющих мини-зон. Предложены нормали основных помещений для работы с детьми и их родителями и возможности их группирования, трансформации и универсализации.

Такой подход дает возможность обеспечить гибкость и вариабельность архитектурно-планировочных решений объектов, реагируя на требования "внешних"факторов (социальный запрос на определенные услуги ранней помощи, демографическую и градостроительную ситуацию, частоту спроса и  режим проведения занятий и проч.), создавая функциональное, эргономичное, эстетически привлекательное пространство для эффективной реализации программ ранней помощи и всестороннего развития детей.

 

Список литературы

1.      Каспер Н.В. Компоненты архитектурного формирования объектов абилитации детей с ограниченными возможностями здоровья// Научно-техническое творчество молодежи - путь к обществу, основанному на знаниях: сборник докладов VI научно-практической конференции (25-27 июня 2014г., Москва) / М-во образования и науки РФ, Моск. гос. строит. ун-т., М: МГСУ, 2014. ¾ С. 59-63.

2.      Ламехова Н.В. Аспекты формирования архитектурной среды для дошкольного образования [Электронный ресурс]//Архитектон: известия вузов, 2011. ¾ №34. ¾URL: http://archvuz.ru/2011_2/5

3.      Оформление интерьеров и предметно-развивающей среды образовательных учреждений, реализующих образовательную программу дошкольного образования: сборник Департамента обр-я г.Москвы и Мос. гос. худ-пром. академии им. С.Г. Строганова/ В.О.Рыжиков В.О., Москва, 2013.

4.      Разенкова Ю.А. Система ранней помощи: поиск основных векторов развития. – М:Карапуз, 2011. – 144с.

5.      Степанова О.А. Дизайн и учебно-игровое оборудование для логопедического кабинета// Научно- методический журнал. — М.: Сфера, 2008. ¾ №8. ¾ 128 с.