Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РАССМОТРЕНИЯ ПОНЯТИЯ «ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ» В СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ

Авторы:
Город:
Саратов
ВУЗ:
Дата:
07 апреля 2016г.

Вопросы повышения уровня здоровья и качества жизни населения, входят в разряд важнейших задач государства на данный момент. В России с 2006 г. реализуется несколько приоритетных национальных проектов, направленных на решение данной проблемы. Как показывает ряд отечественных исследований [4, 5, 7, 14], несмотря на актуальность изучения проблематики здоровьесбережения различных социальных и демографических групп, в самом определении понятия существуют значительные лакуны, восполнение которых возможно в проблемном поле социологии медицины.

Основополагающим при определении здоровьесбережения, на наш взгляд, представляется определение здоровья. Важно отметить существования различных трактовок данного понятия – более 300, приведем несколько наиболее распространенных из них, которые являются особенно методологически важными в процессе исследования данной проблемы. По определению ВОЗ, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. В последнее время данное определение дополняется такими категориями как нравственное и духовное благополучие. Таким образом, модель здоровья может быть представлена как совокупность нескольких составных элементов.

Физическое здоровье чаще всего изучается в медицинском аспекте, т.е. как состояние роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

По Е. Гольдсмиту, здоровье представляет собой состояние, которое даёт возможность сохранять здоровье, в том числе длительно сохраняющаяся способность к восстановлению после химических, физических, инфекционных, психологических и социальных воздействий. С точки зрения И. Брехмана, здоровье – это способность сохранять, соответственно возрасту, устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого: сенсорной, вербальной и структурной информации. А. Иванюшкин расширяет такую трактовку и вводит три уровня ценностного смысла здоровья и болезни: 1) биологический (изначальное здоровье) – совершенство саморегуляции организма; гармония физиологических процессов; максимум адаптации, как следствие; 2) социальный – мера социальной активности; деятельное отношение к миру; 3) личностный (психологический) – здоровье не как отсутствие болезни, а как её отрицание в смысле преодоления [6]. Г. Царегородцев полагает, что здоровье – есть «гармоничное единство физических, психических, биологических и трудовых функций, обуславливающих возможность полноценного, неограниченного участия человека в различных видах общественной и производственной трудовой жизни» [13]. Стоит также обратиться к пониманию здоровья в работах С. Тихвинского, считающего, что здоровье человека в конечном итоге определяется мощностью его адаптационных резервов. То есть, здоровье относится к универсальному феномену, имеющему и материальный и духовный аспекты [10].

Следует подчеркнуть, что важнейшая роль в сохранении и формировании здоровья принадлежит индивиду, его образу жизни, ценностям, степени гармонизации его внутреннего мира и отношений с окружением.

В отечественной и зарубежной научной литературе проблеме здорового образа жизни уделяли внимание в

своих трудах многие известные врачи и мыслители (Ибн-Сина, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Х. Де Руа, Ж. Ламетри, П.Ж.Ж. Кабанис, М. Ломоносов, А. Радищев). На сегодняшний день ряд исследователей считают, что образ жизни – биосоциальная категория, определяющая тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека [4, 12]. Согласно Ю. Лисицыну, образ жизни представляет собой определенный, исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной и нематериальной (духовной) сферах жизнедеятельности людей. То есть, образ жизни как категория отражает наиболее общие и типичные способы материальной и духовной жизнедеятельности людей, взятых в единстве с природными и социальными условиями [9]. Некоторые западные ученые понимают под образом жизни широкую категорию, включающую индивидуальные формы поведения, активность и реализацию своих возможностей в труде, повседневной жизни и культурных обычаях, свойственных тому или иному социально-экономическому укладу [5].

В современных исследованиях, посвященных здоровому образу жизни, значительное внимание уделяется его индивидуальным критериям и целям. Проблема определения индивидуальных критериев и целей здорового образа жизни может быть решена посредством двух основных альтернативных подходов. Один из них – традиционный, базирующийся на идее о достижении всеми одинакового поведения, которое считается приемлемым (отказ от курения и употребления алкоголя, высокая физическая активность, рациональное питание, поддержание оптимальный для поло-возрастных показателей массы тела). Недостатком данного подхода является то, что одинаковое поведение не всегда является гарантией идентичного конечного результата.

Другой подход акцентируется на понимания здорового образа жизни как достижения желаемой продолжительности и качества жизни. Разные люди, для того чтобы достигнуть здоровья, должны вести себя по- разному. Таким образом, критерием эффективности в процессе формирования и поддержания здоровья становится не количественный, а качественный показатель, т.е. реальное достижение здоровья человеком.

Анализ современной научной литературы позволяет выделить три базовых направления в исследовании здорового образа жизни: философско-социологическое, медико-биологическое и психолого-педагогическое.

С позиций философско-социологического направления, представленного в работах В. Столярова, П.

Виноградова, В. Пономарчук, Л. Филипповой, Е. Чернышковой и др.), здоровый образ жизни трактуется как глобальная социальная проблема, составная часть образа жизни личности и общества в целом [11, 15].

В рамках медико-биологического направления, отраженного в трудах Н. Амосова, В. Петленко, Г. Царегородцева, Ю. Лисицына, А. Степанова, Г. Куценко, И. Брехмана и др.) можно выделить следующее определение «Здоровый образ жизни – это комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоническое развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия» [8]. Исходя из данного определения, базовыми  составляющими являются медицинские и профилактические мероприятия.

Психолого-педагогическое направление, представителями которого являются М. Виленский, В. Лабскир, Б. Ломов, П. Ключник и др., уделяет значительное внимание связи сохранения здоровья с мотивацией к здоровому образу жизни и главному фактору – сознанию человека, его психологии. Психолого-педагогический подход концентрирует внимание на таком понятии как «здоровьесбережение», связывая его с процессом образования и воспитания.

Подводя итог изложенному, следует отметить, что между этими направлениями не существует четкой границы, поскольку все они связаны с теми или иными аспектами внедрения здорового образа жизни в повседневную жизнь. Поэтому в процессе успешного развития тенденции на здоровьесбережение должен преобладать системный, комплексный подход.

 

Список литературы

1.      Андриянова Е.А., Гришечкина Н.В. Проблемы формирования системы электронного здравоохранения в России // Здравоохранение Российской Федерации. 2012. № 6. С. 27-30.

2.      Андриянова Е.А., Тихонова С.В., Иорина И.Г. Институциональный PR медицины в современной России // Социология медицины. 2008. № 1. С. 14-16.

3.      Андриянова Е.А., Чернышкова Е.В. Психологические факторы адаптации к ситуации профессионального заболевания (на примере работающего сельского населения) // Психология. Экономика. Право. 2014. № 3. С. 30-38.

4.      Арстангалиева З.Ж., Чернышкова Е.В., Андриянов С.В. Здоровьесбережение пожилых людей как проблема социологии медицины (обзор) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2014. Т. 10. № 4. С. 670-674.

5.      Здоровье, образ жизни и обслуживание пожилых. М.: Медицина, 1992.

6.      Иванюшкин А.Я. «Здоровье» и «болезнь» в системе ценностных ориентаций человека // Валеология. 1982. № 1. С. 49-58; № 4. С. 29-33.

7.      Кром И.Л.,   Андриянова   Е.А., Новичкова И.Ю., Чернышкова Е.В.           Пространственное измерение инвалидизации в условиях соматических ограничений // Социология медицины. 2011. № 1. С. 54-59.

8.      Лаптев А.П. Физическая культура и спорт в формировании духовных основ образа жизни // Теория и практика физ. культуры. 1986. С. 7-13.

9.      Лисицын Ю. П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982.

10.   Лихницкая И.И. Что надо знать о возрастных и физиологических резервах организма. Л., 1987.

11.   Милыптейн О.А. Актуальные медико-социологические аспекты пропаганды духовных основ образа жизни. Иваново, 1988. С. 46-48.

12.   Степанов А.Д., Изуткин Д.А. Критерии здорового образа жизни и предпосылки его формирования // Советское здравоохранение. 1981. №5. С. 6.

13.   Царегородцев Г.И. В век прогресса без болезней // Коммунист. 1987. № 14.

14.   Чернышков Д.В., Проценко О.Ю. Основные аспекты здоровья и здоровьесбережения студентов-медиков // Бюллетень медицинских интернет-конференций. 2015. Т. 5. № 5. С. 738.

15.   Чернышкова Е.В., Андриянова Е.А. Потребление медицинских услуг  пожилыми людьми в контексте социального неравенства (на примере Саратовской области) // Саратовский научно-медицинский журнал. 2011. Т. 7. № 1. С. 138-141.

16.   Чернышкова Е.В. Медико-социальные риски пролонгирования активного образа жизни пожилых людей // Фундаментальные исследования. 2012. № 3-2. С. 358-361.