Новости
12.04.2024
Поздравляем с Днём космонавтики!
08.03.2024
Поздравляем с Международным Женским Днем!
23.02.2024
Поздравляем с Днем Защитника Отечества!
Оплата онлайн
При оплате онлайн будет
удержана комиссия 3,5-5,5%








Способ оплаты:

С банковской карты (3,5%)
Сбербанк онлайн (3,5%)
Со счета в Яндекс.Деньгах (5,5%)
Наличными через терминал (3,5%)

ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Авторы:
Город:
Волгоград
ВУЗ:
Дата:
01 февраля 2016г.

В настоящее время нарушения слуха у детей является одним из достаточно частых нарушений. При нарушении слуха не только существенно затрудняется формирование речи и словесного мышления, но и страдает развитие познавательной деятельности в целом.
Психическое развитие детей с нарушениями слуха – это своеобразный путь развития, совершающегося в особых условиях взаимодействия с внешним миром. При этом дефицитарном типе нарушенного развития первичный дефект слухового анализатора ведѐт к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития рада других функций, связанных со слухом опосредованно.
Компенсация психических функций – это возмещение недоразвитых или нарушенных психических функций путѐм использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций. При компенсации психических функций возможно вовлечение в еѐ реализацию новых структур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функций или выполняли при этом другую роль.
Выделяют два типа компенсации - внутрисистемная компенсация, которая осуществляется за счѐт привлечения сохранных нервных элементов пострадавших структур. При потере слуха это развитие остаточного слухового восприятия – межсистемная компенсация, которая осуществляется путѐм перестройки функциональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глухим ребѐнка происходит за счѐт развития зрительного восприятия, кинестическо и тактильно – вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций.
Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нарушениями слуха предполагают наличие возможностей для овладения знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами производства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.
Проблема компенсации нарушений продолжает оставаться центральной для специальной, поскольку основной смысл специально организованного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим развитием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Специальное обучение и воспитание имеют выраженную компенсирующую функцию.
Объект исследования: дети дошкольного возраста с нормальным слухом - 35 детей, а так же дети дошкольного возраста с нарушением слуха, экспериментальная группа- 35 детей
Целью исследования стало изучение особенности развития познавательных процессов у дошкольников с нарушением слуха.
Для изучения особенностей психики детей, имеющих нарушения слуха, использовался тест Д. Векслера, направленный на изучение интеллектуальных способностей и структуры интеллекта ребѐнка. Данная методика достаточно хорошо зарекомендовала себя в исследовании плохо слышащих детей. Для исследования были подобраны две группы детей, группа детей со сниженным слухом воспитывающаяся в специализированном детском саду, а также дети с нормальным слухом – воспитанники детского дошкольного учреждения. Кроме всего прочего было учтено возрастное соответствие испытуемых, данные об остаточном слухе и уровень развития речи (у детей с ослабленным слухом).
В результате проведенного исследования около 96% детей не показали высокие показатели интеллекта. Словестно-логическое мышление характеризовалось использованием понятий, логических цепей, которые базировались на речевых средствах. Поскольку у детей с нарушениями слуха овладевание речью затруднено и замедленно, следовательно логическое мышление несколько запаздывает. Самые низкие результаты были получены по арифметическому субтесту (около 80%) .Детям было достаточно трудно решать задачи. Это можно объяснить низким уровнем развития оперативной памяти.
При исследовании и сравнении вербального и невербального интеллекта, можно отметить, у детей с нарушением слуха преобладает невербальный аспект.
По цифрам IQ , можно сделать вывод о отставании в развитии вербального интеллекта и незначительного НЕвербального в экспериментальной группе, снижение нормы у 68% вербального интеллекта у детей и 20% невербального.
Были сформированы небольшие рекомендаций родителям, имеющим ребѐнка с нарушенным слухом.
1. Использование различных средств наглядности при обучении и воспитании.
2. Помнить, что основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор, поэтому слабослышащие дети быстрее и больше утомляются.
3. Работа с данной категорией детей заключается не столько в развитии у них оставшихся органов восприятия, сколько, в создании новых, активных форм детского опыта.
4. Большое значение для детей с нарушенным слухом имеет осязание и тактильно-вибрационные ощущения.
5. Дети с ослабленным слухом могут отставать от своих сверстников в определѐнные периоды онтогенеза. На дальнейших же этапах развития слабослышащие дети могут ничем не отличаться от слышащих сверстников.
6. Необходимо помнить, что позиция родителей по отношению к слабослышащему ребѐнку оказывает существенное влияние на развитие его в целом.
7. Крайне важен положительный стиль отношений.
8. Развивать компенсаторные возможности у ребѐнка со сниженным слухом.
9. Поощрение инициативности ребѐнка.
10. Недопущение психологической и социальной изоляции ребѐнка.
Выводы: было установлено, что слабослышащие дети уступают нормальнослышащим детям в успешности запоминания и уровне развития наглядно-образного мышления. У детей с нарушенным слухом наблюдается высокая степень индивидуальных различий в уровне развития памяти и мышления, что связано с уровнем развития у них речи.
Необходима ранняя диагностика, реабилитация и адаптация ребенка в среде. Недопустима психологическая и социальная изоляция ребенка. Положительным является развитие компенсаторных возможностей ребенка, но без перегрузки, которая приводит к быстрому утомлению ребенка и отрицательного отношения к обучению.

Список литературы

1. Лангмейер Й., Матейчек З. Психическая депривация в детском возрасте. – Прага: Медицинское издательство, 1984.
2. Бойко В.В. Трудные характеры подростков: развитие, выявление, по- мощь. – СПб.: Союз, 2002.
3. Можаров Н.С. Особенности эмоциональной сферы детей, оставшихся без попечения родителей. Академический журнал Западной Сибири. 2014. Т. 10. № 3 (52). С. 11-12
4. Можаров Н.С., Седова О.С. Психологические особенности подростков, воспитывающиеся в условиях ПНИ. Интеллектуальный потенциал XXI века: ступени познания. 2014. № 20. С. 56-58.
5. Можаров Н.С., Тараканова Е.А., Поплавская О.В. Склонность к аутоагрессивному поведению у детей, с перинатальным поражением центральной нервной системы. Тюменский медицинский журнал. 2013. Т. 15. № 1. С. 35-36.